Давно уже ни у кого не вызывает сомнений тезис о том, что чиновников к руководству бизнес-процессами подпускать строго противопоказано. Отрицательный опыт наработан в этом плане богатый, как в России, где бесчисленные корпорации, ФГУПы, МУПы, акционерные общества с госучастием и прочие подобные структуры, по большей части, известны скандалами, или не слишком радужными финансовыми показателями деятельности. Государственный служащий не сможет и не захочет вникать в дела предприятия настолько же конкретно, как это делают собственники бизнеса. соответсвенно, и стимулов у него гораздо меньше к эффективной работе, если , конечно, говорить об интересах государства.
То же самое можно сказать и про Абхазию. Еще пару лет назад вице-премьер правительства страны Дмитрий Сериков высказал, наверное, подкрепленное фактами мнение, что подавляющее большинство из нескольких десятков унитарных предприятий в Абхазии убыточны, а государство должно уйти из отраслей, которые не являются стратегическими. Это было совсем не удивительно на фоне проверок различных госструктур, унитарных предприятий, которые занимались в основном извлечением неофициальных доходов совсем не для государственного бюджета. Также можно было вспомнить долгие разбирательства со странными стройками на средства российского бюджета, эпопею с восстановлением чайной отрасли (когда сотни миллионов рублей были потрачены непонятно на что), массовые посадки фруктовых плантаций (значительная часть из которых погибла) и многое другое. Абхазия в то время просто вспучилась российскими деньгами, что, впрочем, ни экономике, ни простым людям не дало практически нечего.
За это время изменилась ситуация с выделением средств. Теперь Россия уже не дает с закрытыми глазами деньги на все, что пожелают абхазские партнеры. Требуется представить сметы и прочую документацию. Абхазия пытается сама больше зарабатывать. Где-то это получаетсЯ, где-то не очень. про реформирование унитарных предприятий что-то давно не слышно. Не лучше обстоят дела и с приватизацией. До сих пор значительная часть объектов госсобсвенности даже не занесена в соответсвующий рееестр.
Недавно, я опубликовал статью «Что для Абхазии важнее, отели или производства», вызвавшую достаточно бурное обсуждение в социальных сетях. На эту заметку меня сподвигла дискуссия между главой Очамчырского района Джопуа и вице-премьера правительства Абхазии Эшба вокруг 30 миллионов рублей выделенные Россией по Инвестпрограмме Очамчырскому району. Хрипс Джопуа предложил направить эти деньги на строительство двух гостиниц. Мол, это будет способствовать развитию туризма в районе. А вот вице-премьер Беслан Эшба подчеркнул важность открытия небольших предприятий, которые обслуживали бы население Очамчырского района. Можно рассматривать позицию сторон с разных ракурсов. Но единственное, что не подлежит сомнению, так это то, с чего началась моя сегодняшняя статья. Бизнес и чиновники понятия несовместимые. Поэтому, что гостиница, что производство должны быть в руках тех, кто может этим управлять с выгодой для себя. Ну и налоги, конечно платить.
Возвращаясь к примерам, не могу остановиться на истории с Сухумским молочным заводом. Благо, о нем как раз недавно упоминал министр экономики Адгур Ардзинба. Это предприятие было создано в середине ХХ века и до распада СССР производило около 20 видов продукции. Потом война, блокада, разруха и предприятие тихо умерло. А вот кому и зачем пришло в голову несколько лет назад необдуманно вбухать в его возрождение сотни миллионов рублей из средств российской финансовой помощи, можно разве что догадываться. Было закуплено новое российское и итальянское оборудование, набран штат. В связи с тем, что своего сырья для производства творога, кефира и сметаны было мало, его завозили из Белоруссии. Но, достаточно быстро после запуска завод встал, и на его реанимацию на начало лета 2015 года требовалось 16 миллионов рублей. Современное оборудование из-за простоя приходило в негодность.
История Сухумского молочного завода достаточно печальна и типична для проектов, в которых чересчур деятельное участие принимает государство. Ситуация вроде бы изменилась осенью 2015 года, когда делегация Татарстана выразила желание арендовать сухумский завод и поставлять для него сырье со своих предприятий. Но потом снова наступило затишье. И вот в феврале 2017 года министр экономики Адгур Ардзинба заявил, что есть планы запустить Сухумский молочный сезон к началу курортного сезона, работать на нем будут до 30 человек, а сейчас им занимаются приезжие технологи. Со специалистами технических специальностей, знающих современные технологии, в Абхазии пока , надо сказать, кадровый голод. На каком сырье будет работать завод министр не уточнил.
Также Адгур Ардзинба сказал, что при наличии инвесторов, которые захотят компенсировать государству вложенные деньги, Сухумский молочный завод будет продан. Сложно сказать, стоит ли всерьез рассчитывать сегодня на появление таких инвесторов, но главное, чтобы завод нормально заработал, а жители и гости Абхазии, смогли бы покупать качественную молочную продукцию. Вот с такими проектами, очень бы пригодились государственно-частные партнерства, которые , впрочем, сегодня в Абхазии, похоже никому не интересны. Лучше бы в будущем государству не изобретать велосипед, а заниматься своими непосредственными обязанностями: создавать инфраструктуру, заниматься законотворчествеом, обеспечивать безопасность, создавать условия для улучшения инвестиционного климата в Абазии.
Кирилл Базилевский
Консультации по ведению бизнеса и приобретению недвижимости, содействие в реализации бизнес-проектов в Абхазии: +7 916 1810919 (Viber, Whatsapp), info@abkhaz-project.ru. Прочие контакты Партнерства «Абхазские проекты» здесь.
Размещение рекламных материалов на информационно-деловом портале «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» и информационном портале «Абхазская мозаика» Тел.: +7916181-0919, (Whatsapp) , электронная почта: info@abkhaz-project.ru
Производство и ремонт лодок в Абхазии — Проект «А-Воат Амшын»Сухум. Абхазия. +7 940 770-33-10,
www.lodki-abh.ru