Похоже, что в ближайшие месяцы 2024 года в Абхазии появится, столь долгожданная для абхазского бизнеса упрощенка. Она же упрощенная система налогообложения, она же УСН. Много лет предприниматели Абхазии надеялись на скорое внедрение упрощенки, но по тем или иным причинам принятие соответствующего закона все время откладывалось. И вот, наконец-то, есть все основания полагать, что законопроект «Об упрощенной системе налогообложения» будет принят в ближайшие месяцы.
Сложная история упрощенки в Абхазии
Вообще, налоговая реформа в Абхазии проходит тяжело и долго. Напомним, что на сегодняшний день в Абхазии действует три режима налогообложения:
Общая система налогообложения не слишком сильно отличающаяся от российской;
Патентная система, индивидуальные предприниматели и физические лица, не привлекающие наемных работников;
Спецналог, рассчитанный на предпринимательскую деятельность по определенным видам деятельности.
Соответственно, предприниматели Абхазии давно с нетерпением ждали закон об упрощенной системе налогообложения, который позволил бы им снизить налоговое бремя на свой бизнес. Ведь, далеко не все могут работать по спецналогу или патенту. Тем более, что много нареканий вызвал закон «О налоге на добавленную стоимость». В закон об НДС уже несколько раз вносились изменения и новые поправки будут также приняты в ближайшее время.
Законопроект «Об упрощенной системе налогообложения» был подготовлен министерством экономики Абхазии еще в начале 2015 года, но по каким-то причинам его рассмотрение зависло в Кабинете министров. В последний день октября 2019 года депутаты приняли его в первом чтении. Но затем что-то пошло не так и законопроект снова подвис. Потом вынужден был уйти в отставку Рауль Хаджимба и его министры, Ковид-19 нарушил многие планы, прошли президентские и парламентские очередные выборы, а о внедрении упрощенки ничего особо не было слышно.
В соответствии с законопроектом, налог по упрощенной системе налогообложения заменит:
- налог на прибыль организаций;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на имущество организаций;
- подоходный налог с доходов индивидуальных предпринимателей.
Упрощенная система как единый налог
Как и его российский аналог абхазский закон «Об упрощенной системе налогообложения» предусматривает введение в Абхазии УСН в виде единого налога с оборота, заменяющего собой уплату большинства основных видов налогов, предусмотренных действующим налоговым законодательством.
По мнению авторов законопроекта, внедрение упрощенки поспособствует упрощению налогообложения, бухгалтерского налогового учета и позволит сделать более прозрачным механизм контроля за формированием налоговой базы. Сложно сказать по поводу перспектив улучшения контроля, но жизнь предпринимателям упрощенка точно должна упростить.
Так юридические лица с переходом на упрощенку освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество предприятий. ИП не станут платить подоходный налог и НДС, за исключением налога на добавленную стоимость при импорте.
Кто сможет быть субъектами упрощенки
Субъектами упрощенной системы налогообложения могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.В зависимости от годового совокупного дохода (объекта налогообложения) некоторые юрлица и ИП вынуждены будут переходить на УСНО в обязательном порядке, для некоторых это будет делом добровольным, а крупные налогоплательщики под данную систему, понятное дело, не подпадут ни при каких условиях.
- До 5 млн. рублей налогоплательщик обязан будет применять упрощенную систему налогообложения.
- От 5 млн до 20 млн рублей применение упрощенной системы налогообложения является добровольным.
- Свыше 20 млн рублей упрощенная система налогообложения не применяется.
Однако, в тексте законопроекта в редакции 2015 года также разъяснялось, что не могут также быть плательщиками налогов по упрощенке:
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 50 миллионов рублей;
- организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие объекты налогообложения в двух и более административно-территориальных единицах Республики Абхазия;
- организации, учредитель которых одновременно является учредителем другой организации, применяющей упрощенную систему налогообложения;
- организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- унитарные предприятия и иные организации, в которых доля государственного участия составляет более 50 процентов;
- иностранные организации, их филиалы и представительства
Были в первоначальном проекте и ограничения по видам деятельности. Под упрощенную систему налогообложения не подпадали такие виды:
- банковское дело;
- страховая деятельность;
- услуги связи;
- производство подакцизных товаров;
- добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространенных и гидроминеральных полезных ископаемых;
- реализация горюче-смазочных материалов;
- деятельность ломбардов;
- лотерейная деятельность;
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
Ставки налога по УСН
Уплата налога при переходе на упрощенную систему налогообложения будет производиться ежемесячно по следующим ставкам налога в зависимости от среднего уровня рентабельности по отраслям:
- для доходов от сельского хозяйства — 3 %;
- для доходов от промышленного производства и торговли — 5 %;
- для доходов от выполнения строительных работ — 8 %;
- для доходов от выполнения прочих работ и оказания услуг — 10 %.
Мы профессионалы в сфере оказания бухгалтерских услуг
Партнерство «Абхазские проекты» объединяет специалистов, оказывающих услуги по различным направлениям, связанных с сопровождением российского бизнеса в Абхазии. В том числе, члены партнерства помогут вам наладить бухучет на предприятии и оптимизировать налогообложение. При этом, совсем не обязательно брать в штат бухгалтера, особенно, на новый еще не зарабатывающий проект. Мы возьмем бухучет вашего предприятия на аутсорсинг. Так же, даем консультации по вопросам толкования норм налогового законодательства.