Абхазские социальные сети взволновало известие  о том, что китайцы собрались производить электромобили и мобильные телефоны в  Абхазии. Люди спорили, нужны ли такие производства в Абхазии, насколько это выгодно для местной экономики, и не стоит ли за подобными планами еще что-то. Попробуем разобраться, насколько всерьез можно рассматривать вероятность подобных инвестиций в абхазскую экономику.

Какие китайцы приезжали в Абхазию

В первую очередь, выясним, кто входил в состав китайской делегации и на каком уровне с китайской стороны велись переговоры. По сообщениям прессы, во встречах с абхазскими правительственными чиновниками  в Таможенном комитете Абхазии принимали участие  главный инженер фирмы China UNiCOM Лонг Вейбо, зампредседателя китайско-азиатской Ассоциации экономического развития Лью Я Джун, Почетный консул Абхазии в КНР Гэ Чжили и почетный Консул Абхазии в Приволжском Федеральном Округе РФ В. Литвинчук. 

China UNiCOM является одним из трех гигантов-операторов сотовой связи в Китае. Была создана в 1994 году как государственная корпорация. Сегодня компания также контролируется государством через основных акционеров, China Unicom является одной из крупнейших телекоммуникационных компаний в мире. По объему абонентской базы компания занимает 7-е место среди операторов сотовой связи (167,4 млн абонентов) и 2-е место среди провайдеров широкополосного доступа в Интернет (41,5 млн абонентов). В 2017 году China UNiCOM  открыла дочернюю компанию в России в целях состыковки известной китайской государственной стратегии «Один пояс, один путь» с Евразийским союзом. Ни производством электромобилей, ни сборкой мобильных телефонов компания не занимается. 

Консультации по ведению бизнеса +7 916 181-0919

Теперь по поводу почетных консулов. Почетное консульство – это разновидность консульского учреждения, которое возглавляет почетный (нештатный) консул, который  находится на государственной службе страны назначения на общественных началах. Как правило, деятельность почетного консула   сводится к организации за свой счет одного или нескольких мероприятий в год

К сожалению, не удалось в открытых интернет источниках получить какую-либо информацию о китайско-азиатской Ассоциации экономического развития и ее представителе господине  Лью Я Джуне. Возможно, что сфера деятельности этой организации до сих пор не соприкасалась с русскоязычными вопросами. Можно, наверное, говорить, изучив состав китайской делегации, скорее о бизнес-миссии, чем о каких-то конкретных переговорах. 

Могут ли китайцы зарегистрировать ООО в Абхазии?

Напомним, что на встречах обсуждалась возможность создания в Абхазии особой экономической зоны и открытия в Абхазии производств по сборке электромобилей и мобильных телефонов.  В соответствии с Законом республики Абхазия «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», иностранная компания или иностранные физические лица могут без проблем зарегистрировать в министерстве юстиции юридическое лицо для ведения предпринимательской деятельности, в том числе,  и китайцы в Абхазии создать  ООО.

Кроме того, в соответствии с статьей 15 Закона РА «Об инвестиционной деятельности»:

1. Иностранные инвесторы свободны в выборе организационно-правовой формы осуществления инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законами Республики Абхазия.
2. Иностранные инвесторы вправе:
1) создавать на территории Республики Абхазия юридические лица, полностью или частично принадлежащие иностранным инвесторам;
2) осуществлять свою деятельность через филиалы иностранной организации;
3) осуществлять инвестиционную деятельность в Республике Абхазия непосредственно, то есть без образования в Республике Абхазия юридического лица или филиала иностранной организации.

Таким образом, нет никаких препятствий для иностранных, в частности, китайских инвесторов осуществить регистрацию, например, ООО в Абхазии

Заказать ООО в Абхазии "под ключ"!

Регистрация предприятий в Абхазии для бизнеса, приобретения прав на недвижимость, оформление автомобилей от 35 000 рублей!

Реально ли создать в Абхазии свободную экономическую зону?

На переговорах с китайцами шел разговор и о создании в Абхазии свободной экономической зоны  (ОЭЗ) для китайских предприятий. Насколько это реально?  В общем-то, законодательство об ОЭЗ в Абхазии есть. Закон  РА «Об особых экономических зонах» был принят в 2015 году и я разбирал его основные нюансы

В соответствии с законом на территории Абхазии могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

  • промышленно-производственные;
  • технико-внедренческие;
  • туристско-рекреационные;
  • портовые;
  • смешанные особые экономические зоны.

Механизм подачи заявки на создание особой экономической зоны определен постановлением Правительства в мае 2016 года.

Бухгалтерские услуги в Абхазии: +7 916 181-0919

Нельзя сказать, что создать особую экономическую зону просто. Процесс создания ОЭЗ в Абхазии достаточно трудоемкий. Необходимо подробное финансово-экономическое обоснование, заявка и соглашение включают много пунктов которые надо потом выполнять. 

Опыта создания особых экономических зон в Абхазии нет. Указом Президента Республики Абхазия от 30 декабря 2016 года № 388 «О создании в Галском районе особой экономической зоны смешанного типа «АМРА» была создана соответтсьвующая ОЭЗ, но до реализации проекта еще очень далеко

Через год после указа президента о создании ОЭЗ «Амра» в феврале 2016 года администрацией Галского района был подписан договор аренды  земельного участка размером 7123га c Управляющей компанией  «Р-АСТИКО». Еще спустя месяц Минэкономики Абхазии и Управляющая компания Р-Астико   заключили  соглашение на 49  лет    о функционировании особой экономической зоны смешанного типа «Амра»

По состоянию на весну  2019 года  проект создания ОЭЗ «Амра» находился на начальной стадии.  До 31 декабря 2019 года управляющая компания обязуется разработать и представить генеральный план развития ОЭЗ «Амра», а не позднее 1 января 2020 года приступить к благоустройству территории. Инфраструктуры для работы ОЭЗ нет, ее планируется создать к 2024 году, включая строительство морского порта. Честно говоря, в реалистичность сроков верится с трудом. Таким образом, можно констатировать, что процесс запуска ОЭЗ в Абхазии растягивается на годы.

Выгодно ли в Абхазии заниматься производством?

Следующий момент, выгодно ли в Абхазии заниматься производственными проектами в принципе? Да, во времена СССР тот же Ткуарчал был развитым промышленным центром, да и в других районах Абхазии хватало производств.  Но те времена давно прошли. Нет больше ни промышленной кооперации, ни планового советского хозяйства. Промышленная инфраструктура практически полностью разрушена, профессиональных кадров почти не осталось. Сырье  и  оборудование придется завозить из -за пределов страны.

Создание крупных промышленных предприятий в Абхазии на сегодняшний день актуально только в случае наличия возможности экспорта товаров в Российскую Федерацию. За все годы абхазской независимости планов строить такие предприятия не было. На скандально известном  предприятии по производству труб Михаила Панова работает всего  около 40 человек, а сбыт продукции возможен только при заказах в рамках финансирования по программе социально экономического развития Абхазии из средств российского федерального бюджета. При существующих абхазских реалиях более перспективно создание небольших производств, обслуживающих местный рынок.

Кому нужны в Абхазии и России электромобили

Безусловно, Китай является лидером по количеству заводов, производящих электромобили. В Китае в настоящее время насчитывается 39 заводов по сборке электромобилей и еще восемь запланированы на строительство, При этом,  в Северной Америке, Европе и Японии имеется в общей сложности 27 таких заводов. Китайцы уже способны выпускать 16 миллионов электромобилей в год. Это не удивительно, так как китайские власти заявили о переходе на полностью электрические автомобили к 2030 году. Так что, китайские производства работой обеспечены. 

Консультации по недвижимости в Абхазии: +7 916 181-0919

В общем-то, любое производство  имеет смысл только если оно рентабельно и имеет рынок сбыта.  Учитывая международные реалии, если рассуждать пока чисто теоретически,  китайские электромобили, собранные в Абхазии могут поставляться или на российский рынок, или на внутренний абхазский рынок. Состояние российского рынка  для такого типа продукции на сегодняшний день не слишком оптимистичное. На март месяц 2018 года в России насчитывалось примерно 1800 единиц электромобилей. Это очень мало.

Например, в схожей по климатическим условиям Канаде с населением 36,5 млн человек на февраль 2017 года было  зарегистрировано порядка 30 000 электрокаров. Проблема в отсутствии инфраструктуры и нормального сервиса. В любом случае, китайцам в Абхазии тягаться с немногочисленными игроками на этом рынке типа Mitsubishi  i‑MiEV или  Tesla Model S вряд ли получится. Про абхазский рынок и говорить смешно. Насколько известно, в Абхазии на данный момент есть только один электромобиль, а рассчитывать на рост спроса в условиях дешевой растаможки на обычные автомобили из Японии, явно не приходится. 

электромобили в Абхазии

Рентабельно ли в Абхазии собирать мобильные телефоны

Теперь перейдем к производству мобильных телефонов. Китай и в этой области лидер. В этой стране масса фабрик от относительно небольших до настоящих гигантов, которые собирают мобильные телефоны. Современная китайская фабрика это целый комплекс, в состав которого, помимо производства, входят общежития , детские сады и школы. На относительно небольшом предприятии такого рода в Китае работает от 3000  человек. В последние годы в Китае есть проблемы по набору персонала на производства и работников приходится завозить из других регионов страны. Условия работы тяжелые. Оклады на таких фабриках составляют окло  2 тысяч юаней в месяц (19 тыс. рублей) и людям приходится работать сверхурочно. 

Есть большие сомнения, что китайские производители действительно готовы строить в чистом поле в Абхазии целые комплексы для работы и проживания своих сотрудников, решать проблемы с оформлением этой недвижимости, легализацией множества своих работников, их транспортировкой в Абхазию и обратно, и так далее… Очевидно, что в Абхазии своих трудовых ресурсов нет, во всяком случае таких которые готовы к изнуряющему труду за очень небольшие деньги. Китайцы столкнутся с тем, что практически все в Абхазию придется завозить, начиная от комплектуюзщих и оборудования, заканчивая продуктами, медикаментами,  предметами первой необходимости для своих работников. То же самое касается сервисного обслуживания. 

Китайцы в Абхазии вряд ли будут строить сборочные производства

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что у абхазской общественности общественности нет причин радоваться скорому пришествию китайских инвестиций  в Абхазию, или же, напротив, беспокоиться о китайском засилье в виде тысяч китайских мигрантов. Особых стимулов строить в Абхазии сборочные производства у китайцев нет, кроме, разве что, супер дешевой абхазской электроэнергии, с которой, впрочем, и так хватает проблем. Все придется завозить: людей, оборудование комплектующие, и прочее, прочее… Создавать ОЭЗ в чистом поле, где-нибудь в Ткуарчальском или Галском районе сложно и не выгодно. Ориентироваться придется только на российский рынок, так как никто из других крупных потребителей китайской продукции Абхазию не признал. Продукция должна проходить сертификацию для того, чтобы попасть на ограниченный, в общем-то, российский рынок. Границу между Абхазией и Россией пока еще никто не отменял. 

И. наконец-то, главный фактор — политический. КНР Абхазию не признала и делать этого в обозримом будущем не собирается. А вот для Грузии Китай третий по величине торговый партнер  после Турции и Азербайджана. Между странами действуюет Соглашение о свободной торговле,  китайцы  проявляют интерес к магистральным проектам через Грузию и активно участвуют в строительных проектах. Китай страна прагматиков и вряд ли китайский бизнес станет ссориться с грузинами ради, мягко говоря, неочевидных проектов в Абхазии. Скорее уже, можно ожидать участия китайцев в небольших  сельскохозяйственных проектах в Абхазии, инвестиций в энергетику  или подряда на строительство  новой магистрали с Северного Кавказа в Абхазию на щедрые российские деньги. Правда, для прихода в абхазское сельское хозяйство серьезных инвесторов должно многое в самой Абхазии измениться, инвестиции в энергетику запрещены, а на новую трассу у России денег больше нет. 

Кирилл Базилевский

Я, Кирилл Базилевский, координатор Партнерства "Абхазские проекты"

Я участвую в различных проектах на территории Абхазии почти полтора десятка лет. Последние годы являюсь координатором Партнерства «Абхазские проекты». Мы помогаем друг другу и россиянам, решившим открыть свой бизнес в Абхазии, работать правильно и не допускать фатальных ошибок в этой замечательной стране.

Звоните  +7  916 — 181 — 09 — 19 (Viber, Whatsapp)

Поделиться:

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram