В  нашем  блоге «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» уже неоднократно появлялись материалы посвященные  строительству автомобильной трассы, которая соединит Абхазию с республиками Северного Кавказа.  Напомним, что проекту  такой трассы уже не один год. В Абхазии нет единого мнения по вопросу строительства горной дороги  «Северный Кавказ-Абхазия». Одни считают, что она нужна, другие уверены, что экологии в абхазии будет нанесен большой ущерб.  нужна.

Проект трассы лоббировали еще в начале "нулевых"

Перспективы строительства современной трассы, которая связала бы российский северный Кавказ с черноморским побережьем Абхазии, что позволило бы создать единый туристический кластер, включающий в себя разнообразные по профилю курорты обсуждались еще в середине тучных «нулевых». В какой-то момент уже  казалось, что проект  близок к реализации, но перед сочинской олимпиадой  добро на него так и не было получено. К тому же, абхазской стороной выражалась обеспокоенность состоянием экологии  в случае столь масштабного строительства.

Президент Путин поддержал проект скоростной дороги в 2016 году

Да, такая трасса могла бы дать толчок для инвестиций в абхазскую экономику, создания рабочих мест и развитию туризма в Абхазии. В Общем, для бизнеса в Абхазии реализация такого проекта могла бы быть интересным вариантом.

Но, есть и другие факторы, заставляющие относится к этой затее куда более сдержанно. Кстати, в январе 2016 года Президент России  публично поддержал проект скоростной дороги, которая свяжет  Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию с черноморским побережьем Абхазии.

Меморандум с китайцами был подписан в ноябре 2015 года

Помимо скоростной трассы в проект  также входит строительство аэропорта в районе города Баксан и  морского порта в  Очамчыре, что должно обойтись в 2,7 миллиарда долларов.  Впрочем, как заявляли инициаторы проекта, вложения средств российского бюджета он не потребует. Все подряжались строить китайцы, а точнее компания China Railway. Деньги же должен был выделить Внешэкономбанк (который, впрочем, не является в полной мере частной лавочкой).

Меморандум намерениях был подписан в ноябре 2015 года. Подробнее о China Railway и меморандуме можно прочесть в нашем материале «Будет ли трасса Абхазия-Северный Кавказ?».

Продвижения по проекту нет

Но с тех пор каких-то движений в этом направлении больше не следовало. Китайцы это, конечно, замечательно, но кто им будет платить за многомиллиардный проект, ведущий по большому счету на сегодня в никуда. У Внешэкономбанка, насколько известно, времена наступили достаточно тяжелые.

И в целом,  Очамчырский порт не загружен, граница с Грузией закрыта, железнодорожный транзит в тумане, аэропорт не работает, а туристов почти нет с ноября по май. Да и кризис с зимой в горах указом даже президента России не отменить. То есть, экономическая и политическая привлекательность такого проекта как  трасса «Северный Кавказ-Абхазия» для России на сегодняшний день куда ниже, чем для Абхазии. Можно откровенно признаться, что все заглохло.

Консультации по ведению бизнеса +7 916 181-0919

Правда, тему с трассой еще осенью 2017 пытался оживить  тогдашний вице-президент Абхазии Виталий Габния, но у него это не слишком хорошо получилось.  По его мнению, «Строительство автомобильной дороги, соединяющей Абхазию с Северным Кавказом, поможет включить Абхазию в общий туристический кластер, который привлечет большое количество туристов». С позиции Абхазии вице-президент в общем-то был  прав.  Пусть полноценного транзита все равно не получится, но современная трасса «Северный Кавказ-Абхазия» оживила бы предпринимательскую активность в районе своего прохождения, позволила бы развиваться районам восточной Абхазии, дала бы  толчок к созданию своего зимнего туризма.

Но не надо забывать , как легко навредить уникальной абхазской природе, да и общая стоимость такого строительства как трасса «Северный Кавказ-Абхазия»  в 2,7$ млрд. наводит на мысли, что за  куда меньшие  деньги всю Абхазию можно превратить в цветущий сад. Правда, для этого сперва надо навести порядок в государственном управлении и проявить политическую волю для устранения негативных тенденций. Тем более, что денег на строительство не самой важной для нее трассы в Абхазию у России все равно уже нет. 

Я, Кирилл Базилевский, координатор Партнерства "Абхазские проекты"

Я участвую в различных проектах на территории Абхазии почти полтора десятка лет. Последние годы являюсь координатором Партнерства «Абхазские проекты». Мы помогаем друг другу и россиянам, решившим открыть свой бизнес в Абхазии, работать правильно и не допускать фатальных ошибок в этой замечательной стране.

Звоните  +7  916 — 181 — 09 — 19 (Viber, Whatsapp)

Поделиться:

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

2 КОММЕНТАРИИ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.