ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Об особых экономических зонах

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Республики Абхазия об особых экономических зонах

1. Законодательство Республики Абхазия об особых экономических зонах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных законов.

2. Отношения в сфере особых экономических зон могут также регулироваться указами Президента Республики Абхазия, постановлениями Кабинета Министров Республики Абхазия и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Республики Абхазия об особых экономических зонах.

3. В случае, если ратифицированным международным договором Республики Абхазия установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила ратифицированного международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) особая экономическая зона – часть территории Республики Абхазия, которая определяется Президентом Республики Абхазия и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;

2) кластер – совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Президентом Республики Абхазия и управление которой осуществляется одной управляющей компанией;

3) управляющая компания – открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Республике Абхазия, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Кабинетом Министров Республики Абхазия центральным органом государственного управления соглашение об управлении особой экономической зоной;

4) резидент особой экономической зоны – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией соглашение о ведении деятельности в определенном функциональном секторе особой экономической зоны.

Статья 3. Цели создания особых экономических зон

Особые экономические зоны создаются в целях стимулирования роста экономики Республики Абхазия, декларирования ее в качестве международного экономического центра, повышения социального благополучия населения посредством обеспечения наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в транспортную (морскую, железнодорожную, автомобильную и авиационную) инфраструктуру, туризм, международную торговлю, внедрение высокотехнологических производств.

Статья 4. Виды деятельности, осуществляемые в особых экономических зонах

В особых экономических зонах разрешено осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Абхазия.

В особых экономических зонах запрещены следующие виды деятельности:

– политическая деятельность;

– производство, хранение, реализация, ремонт оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов к оружию, взрывных устройств, а также производство, хранение, реализация взрывчатых веществ;

– производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;

– оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;

– посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих ядовитые вещества;

– изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

– лотерейная деятельность.

Статья 5. Типы особых экономических зон

1. На территории Республики Абхазия могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: 1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны;

5) смешанные особые экономические зоны.

2. Для обеспечения указанных в статье 3 настоящего Закона целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Президента Республики Абхазия в кластер.

3. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территорий, прилегающих к морским портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, территорий аэропортов, а также обособленные участки территории, предназначенные для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 4 статьи 15 настоящего Закона. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с законодательством Республики Абхазия. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

5. Особая экономическая зона может располагаться на территории одной или двух административно-территориальных единиц.

6. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.

7. На территории особой экономической зоны не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов.

Статья 6. Условия создания особых экономических зон

1. Особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, в том числе предоставленных во владение, пользование или аренду гражданам или юридическим лицам. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель населённых пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, обороны, иного специального назначения. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения или земель лесного фонда.

2. Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения.

3. Все вопросы по земельным отношениям в особой экономической зоне регулируются земельным законодательством Республики Абхазия.

4. В особой экономической зоне действует режим свободной таможенной зоны, регулируемый таможенным законодательством Республики Абхазия.

Глава 2. Порядок создания особой экономической зоны

Статья 7. Создание особой экономической зоны

1. Решение о создании особой экономической зоны принимается Президентом Республики Абхазия.

2. Заявка на создание особой экономической зоны подается Президенту Республики Абхазия местным органом государственного управления или местными органами государственного управления или юридическим лицом с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания.

К заявке на создание портовой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящейся на территории, предназначенной для создания портовой экономической зоны.

Президент Республики Абхазия в месячный срок со дня подачи заявки о создании особой экономической зоны принимает решение о создании особой экономической зоны либо об отказе.

Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Кабинетом Министров Республики Абхазия в течение 15 дней со дня вступления настоящего Закона в силу.

Глава 3. Условия функционирования особой экономической зоны, созданной по заявке местного органа государственного управления или местных органов государственного управления

Статья 8. Соглашение о создании особой экономической зоны

1.Кабинет Министров Республики Абхазия, местный орган государственного управления или местные органы государственного управления, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают в течение десяти дней со дня принятия Президентом Республики Абхазия решения о создании особой экономической зоны соглашение (далее – соглашение о создании особой экономической зоны), которым устанавливаются:

1) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

2) обязательства органа государственного управления или местных органов государственного управления по передаче уполномоченному Кабинетом Министров Республики Абхазия центральному органу государственного управления (далее – Уполномоченный орган) полномочий по управлению и распоряжению объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования.

2. В сроки, предусмотренные указанным в части 1 настоящей статьи соглашением о создании особой экономической зоны, также устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;

2) границы особой экономической зоны и перечень образующих ее земельных участков;

3) прилегающая к особой экономической зоне территория;

4) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

5) иные предусмотренные настоящим Законом условия.

3. Особая экономическая зона создаётся на сорок девять лет.

4. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, аэропорта.

5. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Президентом Республики Абхазия.

Статья 9. Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов

1. Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Абхазия.

2. Обязательства Республики Абхазия по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал открытого акционерного общества, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Республике Абхазия, и последующего финансирования этим открытым акционерным обществом создания объектов инфраструктуры особых экономических зон, в том числе посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

3. Обязательства местного органа государственного управления или местных органов государственного управления по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

Статья 10. Органы управления особыми экономическими зонами

1. Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на Уполномоченный орган.

2. По решению руководителя Уполномоченного органа отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения местному органу государственного управления либо переданы управляющей компании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом. Типовая форма соглашения о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами утверждается Уполномоченным органом.

3. Уполномоченный орган, местные органы государственного управления и управляющая компания, указанные в части 2 настоящей статьи, составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами (далее также – органы управления особыми экономическими зонами).

Статья 11. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

1. Уполномоченный орган:

1) осуществляет регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;

2) осуществляет ведение реестра резидентов особой экономической зоны;

3) выдаёт по требованиям резидентов особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;

4) ежегодно оценивает эффективность функционирования особых экономических зон в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Абхазия;

5) обобщает информацию о результатах функционирования особых экономических зон и представляет в Кабинет Министров Республики Абхазия ежегодный отчет о результатах функционирования особых экономических зон;

6) осуществляет контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном уполномоченным Кабинетом Министров Республики Абхазия центральным органом государственного управления;

7) опубликовывает не реже чем один раз в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых уполномоченным Кабинетом Министров Республики Абхазия центральным органом государственного управления, сведения о наличии земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны и не сданных в аренду;

8) выполняет функции государственного заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах особой экономической зоны и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны;

9) управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны и находящимися в государственной собственности, в том числе:

а) предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости;

б) принимает решения о выделении земельных участков в границах особой экономической зоны.

10) обеспечивает проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий;

11) получает технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляет передачу этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;

12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Абхазия.

2. Уполномоченный орган для осуществления своих функций по созданию за счет средств республиканского бюджета, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости вправе привлекать управляющую компанию. Полномочия, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи, а также полномочия, предусмотренные пунктом 9 части 1 настоящей статьи, за исключением полномочий по отчуждению указанных объектов недвижимости, в порядке, установленном Уполномоченным органом, могут быть переданы управляющей компании, которая обязана представлять в Уполномоченный орган отчет о реализации переданных полномочий в сроки, установленные Уполномоченным органом.

3. Уполномоченный орган вправе привлекать управляющую компанию к осуществлению функций по приему и выдаче документов, а также по представлению необходимых сведений в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

4. Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи и не переданные управляющей компании, могут быть переданы местному органу государственного управления в порядке, установленном частью 2 статьи 10 настоящего Закона.

5. Переданные местному органу государственного управления полномочия должны быть досрочно отозваны Уполномоченным органом в следующих случаях:

1) неосуществление переданных полномочий в сроки, установленные соглашением о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами;

2) нарушение условий соглашения о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами.

6. Переданные местному органу государственного управления полномочия могут быть досрочно отозваны Уполномоченным органом в предусмотренных соглашением о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами случаях.

7. В случае, если местному органу государственного управления и управляющей компании переданы отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами, контроль за исполнением переданных полномочий осуществляется Уполномоченным органом.

Статья 12. Функции управляющей компании

Управляющая компания осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны, в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны;

2) обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны;

3) привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны;

4) разрабатывает проект планировки особой экономической зоны и представляет его на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с законодательством Республики Абхазия;

5) осуществляет иные предусмотренные настоящим Законом и соглашением об управлении особой экономической зоной функции.

Статья 13. Соглашение об управлении особой экономической зоной

1. В целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и обеспечения создания объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон, управления указанными объектами, Уполномоченный орган привлекает управляющие компании.

2. Уполномоченный орган заключает с управляющей компанией соглашение об управлении особой экономической зоной, примерная форма которого устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

3. Соглашение об управлении особой экономической зоной заключается в отношении каждой особой экономической зоны.

4. Соглашение об управлении особой экономической зоной должно содержать следующие основные положения:

1) функции управляющей компании;

2) показатели эффективности функционирования особой экономической зоны в период действия соглашения об управлении особой экономической зоной;

3) порядок осуществления Уполномоченным органом контроля за деятельностью управляющей компании;

4) порядок предоставления управляющей компанией в Уполномоченный орган ежегодного отчета о результатах функционирования особой экономической зоны;

5) ответственность сторон соглашения об управлении особой экономической зоной;

6) основания и порядок расторжения соглашения об управлении особой экономической зоной.

5. В случае прекращения существования особой экономической зоны действие соглашения об управлении особой экономической зоной прекращается.

6. Сведения о заключении соглашения об управлении особой экономической зоной с управляющей компанией, а также сведения об управляющей компании размещаются Уполномоченным органом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. Управляющая компания раскрывает информацию о своей деятельности и об особой экономической зоне, находящейся у нее в управлении, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 14. Резидент особой экономической зоны

1. Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, заключившие в соответствии с законодательством Республики Абхазия с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

2. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, заключившие в соответствии с законодательством Республики Абхазия с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

3. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, заключившие в соответствии с законодательством Республики Абхазия с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Законом.

4. Резидентом портовой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, заключившие в соответствии с законодательством Республики Абхазия с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Законом.

5. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

6. Уполномоченный орган вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

7. Уполномоченный орган выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается Уполномоченным органом.

8. Уполномоченный орган сообщает сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговые и таможенные органы, а также в Пенсионный фонд Республики Абхазия.

9. Уполномоченный орган представляет в таможенные и налоговые органы, а также в Пенсионный фонд Республики Абхазия копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

10. Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

11. Уполномоченный орган вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение трех дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.

12. Уполномоченный орган сообщает сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговые и таможенные органы, а также Пенсионный фонд Республики Абхазия, в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

Статья 15. Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны

1. Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике. Для целей настоящего Закона под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.

2. Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны осуществляет в данной экономической зоне технико-внедренческую деятельность. Для целей настоящего Закона под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. При этом резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе осуществлять в технико-внедренческой особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Производство научно-технической продукции в технико-внедренческой особой экономической зоне допускается по решению Кабинета Министров Республики Абхазия, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники.

3. Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Для целей настоящего Закона под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

4. Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в данной особой экономической зоне предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне портовую деятельность и (или) строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, аэропорта (далее – деятельность в портовой особой экономической зоне). Для целей настоящего Закона под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морского порта, аэропорта виды деятельности:

1) складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Республики Абхазия и законодательством Республики Абхазия;

2) снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;

3) производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

4) переработка водных биологических ресурсов;

5) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и подобные операции);

6) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товаров, в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Абхазия;

7) биржевая торговля товарами;

8) оптовая и розничная торговля товарами;

9) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны;

10) производственная деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.

5. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры в лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, допускаются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры. Порядок осуществления освоения лесов устанавливается законодательством Республики Абхазия.

6. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, за исключением портовой особой экономической зоны, с учетом положений настоящей части. В портовой особой экономической зоне вправе осуществлять деятельность:

1) администрация морского порта, аэропорта, государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в государственной собственности) – по обеспечению функционирования и безопасности морского порта, аэропорта в полном объеме в соответствии с законодательством Республики Абхазия;

2) индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами портовой особой экономической зоны, – по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны и объектов инфраструктуры, создаваемых в границах земельных участков, предоставленных органом управления портовой особой экономической зоной резидентам портовой особой экономической зоны.

Статья 16. Государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны

1. Государственный контроль (надзор) осуществляют центральные органы государственного управления и местные органы государственного управления на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны, организацией и проведением проверок резидентов особой экономической зоны, применяются положения Закона Республики Абхазия от 6 декабря 2005 года № 1183-с-XIV «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьёй.

3. Плановые проверки, за исключением плановых проверок при осуществлении налогового контроля и таможенного контроля, проводятся органами государственного контроля (надзора) в виде совместных проверок.

4. Срок проведения плановой проверки составляет не более чем пятнадцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлён, но не более чем на десять рабочих дней.

5. При выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Республики Абхазия должностные лица органов государственного контроля (надзора) выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения плановой проверки вручается резиденту особой экономической зоны либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения предписания резидентом особой экономической зоны либо его представителем. Если указанными выше способами предписание об устранении нарушений вручить резиденту особой экономической зоны или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

6. Органы государственного контроля (надзора) проводят внеплановую проверку резидента особой экономической зоны по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. При неисполнении резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений до проведения внеплановой проверки лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами.

7. Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.

8. Резидент особой экономической зоны при проведении органом государственного контроля (надзора) проверки имеет право:

1) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Абхазия;

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

9. Налоговые и таможенные органы осуществляют налоговый и таможенный контроль на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Республики Абхазия и уведомляют Уполномоченный орган о выявленных нарушениях. При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления Уполномоченного органа.

Статья 17. Соглашение об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне

1. Соглашение об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (далее – соглашение об осуществлении деятельности) заключается между резидентом особой экономической зоны, Уполномоченным органом и управляющей компанией. В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент особой экономической зоны обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции и капитальные вложения в объёме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности, а Уполномоченный орган обязуется осуществлять полномочия, предусмотренные настоящим Законом, в том числе предоставить резиденту особой экономической зоны в аренду земельный участок при условии, что для осуществления соответствующей деятельности резиденту особой экономической зоны требуется земельный участок. Соглашение об осуществлении деятельности может предусматривать обязанность Уполномоченного органа в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды в случае наличия государственного имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, для осуществления соответствующей деятельности. Управляющая компания обязуется осуществлять необходимые действия в порядке и в пределах, которые установлены соглашением об управлении особой экономической зоной, в том числе обеспечить создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны. Соглашение об осуществлении деятельности может содержать другие права и обязанности сторон.

2. Договор аренды государственного имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, заключается с резидентом особой экономической зоны на срок действия соглашения об осуществлении деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом особой экономической зоны. Примерная форма договора аренды такого имущества и методика расчёта арендной платы устанавливаются Уполномоченным органом.

3. По соглашению об осуществлении деятельности резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения, необходимые для выполнения заключённого соглашения об осуществлении деятельности.

4. Осуществление резидентом портовой особой экономической зоны портовой деятельности обусловлено представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Республики Абхазия.

5. В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности, предусматривающим строительство объектов инфраструктуры новых морского порта или аэропорта и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта или аэропорта, резидент портовой особой экономической зоны в течение срока, предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности, обязуется осуществить разработку проектной документации, выполнить инженерные изыскания, провести государственную экспертизу проектной документации, выполнять функции заказчика и инвестора при строительстве и (или) реконструкции объектов инфраструктуры морского порта или аэропорта.

6. В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности, предусматривающим строительство объектов инфраструктуры новых морского порта или аэропорта, могут выполняться работы соответственно в акватории морского порта, на территории аэропорта. В этом случае Уполномоченный орган организует выдачу необходимых разрешений на выполнение таких работ в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией.

7. В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности, предусматривающим строительство объектов инфраструктуры новых морского порта или аэропорта вне пределов портовой особой экономической зоны, может осуществляться строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктур, систем водоснабжения и водоотведения, линий связи в случае, если это необходимо для осуществления деятельности в портовой особой экономической зоне. При таком строительстве не действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

8. Соглашением об осуществлении портовой деятельности может предусматриваться в случае его расторжения по основаниям, предусмотренным статьей 24 настоящего Закона, обязанность резидента портовой особой экономической зоны распорядиться расположенными в границах портовой особой экономической зоны и принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости, в том числе объектами незавершенного строительства, путем продажи их лицу, зарегистрированному в качестве резидента портовой особой экономической зоны.

9. Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу.

10. Резидент особой экономической зоны оказывает содействие органам управления особыми экономическими зонами в части осуществления контроля за выполнением условий соглашения об осуществлении деятельности, в том числе обеспечивает беспрепятственный допуск должностных лиц органов управления особыми экономическими зонами к объектам инфраструктуры особой экономической зоны, принадлежащим ему и находящимся в границах особой экономической зоны, представляет в органы управления особыми экономическими зонами в устной и письменной форме необходимую для осуществления контроля информацию.

Статья 18. Документы, необходимые для заключения соглашения об осуществлении деятельности

1. Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны (далее – заявитель), представляет в Уполномоченный орган заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности. Такая заявка должна содержать сведения:

1) о предполагаемой деятельности заявителя в особой экономической зоне;

2) о государственном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;

3) о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;

4) о предполагаемом объеме инвестиций и предполагаемом объеме капитальных вложений в период деятельности заявителя в особой экономической зоне, в том числе об объеме капитальных вложений в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности;

5) о величине необходимой присоединяемой мощности энергопринимающих устройств заявителя, а также о видах и об объеме, о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов для осуществления промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

2. К заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности заявитель прилагает следующие документы:

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) бизнес-план, форма которого устанавливается Уполномоченным органом.

3. Для рассмотрения заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности также необходимы следующие документы:

1) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

4. В случае, если указанные в части 3 настоящей статьи документы не представлены заявителем, по межведомственному запросу Уполномоченного органа представляются центральным органом государственного управления, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а центральным органом государственного управления, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на учет в налоговом органе. Заявитель вправе представить документы, содержащие такие сведения, по собственной инициативе.

5. Документы, указанные в частях 1 – 3 настоящей статьи, принимаются по описи Уполномоченным органом, копия которой с отметкой о дате приема указанных документов направляется заявителю.

6. После получения всех документов, указанных в частях 1 – 3 настоящей статьи, Уполномоченный орган принимает и направляет заявителю не позднее чем через десять рабочих дней после получения указанных документов одно из следующих решений:

1) о передаче заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности и бизнес-плана в экспертный совет по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам, формируемый Уполномоченным органом;

2) о принятии заявки на заключение соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и бизнес-плана к рассмотрению в случае, если в соответствии с бизнес-планом предусмотрен объем инвестиций в размере менее чем пять миллионов рублей и не требуется предоставление земельного участка;

3) об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности.

7. Отказ в рассмотрении заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности допускается только в случае:

1) непредставления лицом документов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи;

2) отсутствия в границах особой экономической зоны государственного имущества, которое может быть передано во владение и (или) в пользование заявителю и которое соответствует условиям такой заявки;

3) отсутствия в границах особой экономической зоны свободного земельного участка, соответствующего условиям, указанным в такой заявке;

4) несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено в особой экономической зоне;

5) несоответствия предполагаемого объема капитальных вложений требованиям, установленным частью 3 статьи 17 настоящего Закона.

8. Уполномоченный орган обязан указать в решении об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности мотивированные основания такого отказа. Данное решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

9. Оценка бизнес-плана осуществляется экспертным советом или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 настоящей статьи, Уполномоченным органом на основании критериев и методики оценки, установленных Уполномоченным органом.

10. Положение об экспертном совете утверждается Уполномоченным органом.

11. Не позднее чем через тридцать дней со дня получения заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности и бизнес-плана экспертный совет по соответствующим особым экономическим зонам по результатам оценки бизнес-плана принимает и направляет в Уполномоченный орган одно из следующих решений:

1) о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в поддержке бизнес-плана.

12. Решение экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам также может содержать одно или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, исполнение которых возлагается на заявителя в соответствии с настоящим Законом и учитывается органами управления особыми экономическими зонами при заключении соглашения об осуществлении деятельности.

13. В течение пяти дней со дня получения решения экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам Уполномоченный орган направляет в письменной форме заявителю уведомление:

1) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;

3) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.

14. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 настоящей статьи, в течение тридцати дней с даты направления заявителю уведомления о принятии заявки на заключение соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и бизнес-плана к рассмотрению Уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю и в управляющую компанию соглашение об осуществлении указанной деятельности или направляет заявителю мотивированный отказ в заключении с ним данного соглашения.

Статья 19. Порядок заключения соглашения об осуществлении деятельности

1. Уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю и в управляющую компанию соглашение об осуществлении деятельности в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о его заключении с заявителем.

2. Соглашение об осуществлении деятельности вступает в силу со дня его подписания сторонами.

3. Все изменения, вносимые в соглашение об осуществлении деятельности, оформляются дополнительным соглашением к соглашению об осуществлении деятельности.

Статья 20. Форма соглашения об осуществлении деятельности

Соглашение об осуществлении деятельности заключается в письменной форме.

Типовые формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне утверждаются Уполномоченным органом.

Статья 21. Срок действия соглашения об осуществлении деятельности

Соглашение об осуществлении деятельности заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны.

Статья 22. Изменение условий соглашения об осуществлении деятельности

1. В случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес-плана, он представляет в уполномоченный Кабинетом Министров Республики Абхазия центральный орган государственного управления заявление, а также измененный бизнес-план.

2. Документы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимаются по описи Уполномоченным органом, который направляет или вручает заявителю копию описи с отметкой о дате их получения.

3. Не позднее чем через пять рабочих дней с даты получения документов, указанных в части 1 настоящей статьи, Уполномоченный орган передает бизнес-план в экспертный совет по особым экономическим зонам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 6 статьи 17 настоящего Закона.

4. Не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты получения документов, указанных в части 1 настоящей статьи, экспертный совет по соответствующим особым экономическим зонам принимает и направляет в Уполномоченный орган одно из следующих решений:

1) о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в поддержке бизнес-плана.

5. Решение экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, которые возлагаются на заявителя в соответствии с настоящим Законом и учитываются Уполномоченным органом при заключении дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности.

6. В течение пяти дней с даты получения решения экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам Уполномоченный орган направляет в письменной форме резиденту особой экономической зоны уведомление:

1) об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;

3) об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.

7. Изменения, вносимые в соглашение об осуществлении деятельности и не связанные с изменением его существенных условий, оформляются дополнительным соглашением с предоставлением резидентом особой экономической зоны документов, подтверждающих обоснованность внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности без рассмотрения экспертным советом по соответствующим особым экономическим зонам.

8. В течение десяти рабочих дней с даты принятия экспертным советом по соответствующим особым экономическим зонам решения о заключении дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности оно заключается в письменной форме.

Статья 23. Прекращение действия соглашения об осуществлении деятельности

Действие соглашения об осуществлении деятельности прекращается:

1) по окончании срока, на который оно было заключено;

2) в случае его расторжения;

3) в случае досрочного прекращения существования особой экономической зоны;

4) в случае прекращения деятельности юридического лица или деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 24. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности

1. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон.

2. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Законом основаниям.

3. Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:

1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;

2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления Уполномоченным органом факта неосуществления деятельности;

3) непредставление в Уполномоченный орган в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

4. В случае отказа органов управления особыми экономическими зонами заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного имущества резидент особой экономической зоны имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении деятельности либо о заключении договора аренды земельного участка и (или) договора аренды государственного имущества.

5. В соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента особой экономической зоны и (или) органов управления особыми экономическими зонами, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения об осуществлении деятельности.

6. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию Уполномоченного органа при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если в разумный срок проектная документация не доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

7. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его исполнением резидентом особой экономической зоны, не возмещаются.

Статья 25. Последствия прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности

1. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности лицо утрачивает статус резидента особой экономической зоны.

2. Лицо, утратившее статус резидента промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения об осуществлении деятельности, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне на общих основаниях.

3. Лицо, утратившее статус резидента портовой особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в портовой особой экономической зоне на общих основаниях. При этом договор аренды земельного участка подлежит расторжению.

4. Лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения об осуществлении деятельности, вправе распорядиться движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим ему и находящимся в границах особой экономической зоны, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством.

5. При досрочном прекращении действия соглашения об осуществлении деятельности в связи с существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным соглашением.

6. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности договор аренды государственного имущества и договор аренды земельного участка, заключенные на условиях, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности, прекращают свое действие в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Статья 26. Налогообложение резидентов особых экономических зон

1. Резиденты особой экономической зоны с момента их регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны на половину срока действия соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне освобождаются от всех видов налогов и иных налоговых платежей в отношении доходов от их деятельности в особой экономической зоне, за исключением подоходного налога с заработной платы работников и обязательных взносов и платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Абхазия.

2. В особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, регулируемый таможенным законодательством Республики Абхазия.

Глава 4. Условия функционирования особой экономической зоны, созданной по заявке юридического лица

Статья 27. Управление особыми экономическими зонами

Организация деятельности и управление особой экономической зоной осуществляется юридическим лицом, подавшим заявку Президенту Республики Абхазия о создании особой экономической зоны (далее – управляющая компания).

В целях обеспечения действия особого правового режима особой экономической зоны Уполномоченный орган осуществляет координацию взаимодействия между управляющей компанией и органами исполнительной власти при решении вопросов, касающихся такого обеспечения.

Особая экономическая зона создается сроком на сорок девять лет, с правом последующего продления указанного срока в порядке, предусмотренном законодательством Республики Абхазия и специальным договором между Уполномоченным органом и управляющей компанией.

С даты создания особой экономической зоны отвод и закрепление земельного участка для особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Республики Абхазия уполномоченными органами власти посредством его передачи в аренду управляющей компании сроком на сорок девять лет.

Для осуществления резидентами особой экономической зоны своей деятельности на территории особой экономической зоны они заключают договоры с управляющей компанией.

Для обеспечения равного доступа всех субъектов экономики и недопущения дискриминации отдельных резидентов особой экономической зоны, а также исключения льготных условий, носящих индивидуальный характер, управляющая компания согласовывает с Уполномоченным органом образцы типовых договоров с резидентом особой экономической зоны.

Статья 28. Специальный договор с управляющей компанией

В десятидневный срок со дня создания особой экономической зоны Уполномоченный орган заключает с управляющей компанией специальный договор.

Специальный договор должен содержать следующие основные положения:

– права и обязанности управляющей компании;

– права и обязанности Уполномоченного органа;

– сроки начала и завершения работ по благоустройству особой экономической зоны;

– сроки начала и завершения работ по строительству в особой экономической зоне соответствующей инфраструктуры;

– ответственность сторон специального договора об управлении специальной экономической зоной;

– основания и порядок продления и расторжения специального договора.

Статья 29. Функции управляющей компании

Управляющая компания осуществляет следующие функции:

1) рассмотрение заявлений на получение статуса резидента специального договора и принятие решений о включении в реестр или об исключении резидентов из реестра в соответствии с настоящим Законом;

2) заключение соглашений о ведении деятельности в особой экономической зоне и осуществление регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;

3) ведение реестра резидентов особой экономической зоны;

4) выдача по запросам заинтересованных органов лиц выписок из реестра резидентов особой экономической зоны;

5) опубликование не реже чем один раз в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых Уполномоченным органом, сведений о наличии земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны и не сданных в субаренду;

6) выполнение функции заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах особой экономической зоны, функциональному зонированию и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны;

7) управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия;

8) получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;

9) представление в налоговые и таможенные органы информации о включении юридических лиц в реестр и об исключении резидентов из реестра резидентов особой экономической зоны;

10) представление ежегодного отчета о результатах функционирования особой экономической зоны в порядке и по форме, которые установлены Уполномоченным органом;

11) представление Уполномоченному органу отчетности о результатах деятельности особой экономической зоны на основании ежегодных отчетов резидентов особой экономической зоны;

12) привлечение резидентов особой экономической зоны;

13) привлечение инвестиций для строительства объектов инфраструктуры особой экономической зоны;

14) осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию;

15) контроль за выполнением условий договоров об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;

16) иные функции, установленные законодательством Республики Абхазия.

Статья 30. Обязанности управляющей компании

Управляющая компания обязана обеспечить:

1) возведение ограды или стены вокруг территории особой экономической зоны;

2) охрану территории особой экономической зоны, в том числе с использованием охранной и противопожарной систем;

3) выполнение правил организации особой экономической зоны;

4) наличие материально-технического оборудования для хранения товаров, а также наличие погрузочно-разгрузочных и транспортных средств, оборудования, необходимого для складского хозяйства, средств связи и иных средств;

5) иные обязанности, установленные законодательством Республики Абхазия.

Статья 31. Резидент особых экономических зон

1. Резидентом специальной экономической зоны может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией соглашение о ведении деятельности в определенном функциональном секторе особой экономической зоны.

2. На резидента особой экономической зоны распространяются все права и обязанности, предусмотренные законодательством Республики Абхазия с учетом льгот и иных особенностей правового регулирования, установленных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.

3. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов специальной экономической зоны.

4. Управляющая компания вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица, в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения о ведении деятельности в особой экономической зоне.

5. Управляющая компания выдает резиденту документ, подтверждающий регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Вид и форма документа утверждаются Уполномоченным органом.

6. Управляющая компания в течение десяти рабочих дней со дня регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента особой экономической зоны направляет информацию об этом Уполномоченному органу, в налоговые и таможенные органы, а также в Пенсионный фонд Республики Абхазия.

7. Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения о ведении деятельности в особой экономической зоне. Управляющая компания вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение трех дней с даты вступления в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.

8. Управляющая компания сообщает сведения о лишении лица статуса резидента специальной экономической зоны Уполномоченному органу, в налоговые и таможенные органы, а также в Пенсионный фонд Республики Абхазия в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

Статья 32. Особый налоговый и таможенный режимы особой экономической зоны

1. Управляющая компания на половину срока действия особой экономической зоны освобождается от всех видов налогов и иных налоговых платежей в отношении доходов от ее деятельности, за исключением подоходного налога с заработной платы работников и обязательных взносов и платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Абхазия.

2. Резиденты особой экономической зоны с момента их регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны на половину срока действия соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне освобождаются от всех видов налогов и иных налоговых платежей в отношении доходов от их деятельности в особой экономической зоне, за исключением подоходного налога с заработной платы работников и обязательных взносов и платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Абхазия.

3. В особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, регулируемый таможенным законодательством Республики Абхазия.

4. Управляющая компания и резиденты особой экономической зоны финансовую деятельность, связанную с особой экономической зоной, отражают на отдельном балансе и ведут в отношении ее отдельный бухгалтерский учет, особенности которого регулируются актами центрального органа государственного управления в области финансов.

Статья 33. Ликвидация особой экономической зоны

1. Ликвидация особой экономической зоны осуществляется Президентом Республики Абхазия по представлению Кабинета Министров Республики Абхазия в соответствии с настоящим Законом.

2. Особая экономическая зона считается ликвидированной по окончании срока, на который она была создана, если срок не будет продлен по решению Президента Республики Абхазии.

3. До окончания этого срока особая экономическая зона может быть ликвидирована только в случае, если: – это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды;

– в течение двух лет со дня создания особой экономической зоны не зарегистрировано ни одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента данной особой экономической зоны;

– в течение двенадцати месяцев подряд в особой экономической зоне всеми ее резидентами не осуществлялась деятельность по реализации предложенных ими инвестиционных проектов;

– в особой экономической зоне отсутствуют ее резиденты в силу утраты статуса резидента особой экономической зоны и в течение одного года со дня утраты такого статуса последним резидентом данной особой экономической зоны не зарегистрировано ни одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве ее резидента.

4. Управляющей компании и резидентам особой экономической зоны, добросовестно выполняющим обязательства по осуществлению инвестиционной и предпринимательской деятельности в особой экономической зоне, у которых ко дню принятия решения о ликвидации особой экономической зоны не истек срок действия договора об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, возмещаются причиненные убытки в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Глава 5. Порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны, и порядок пользования указанными земельными участками

Статья 34. Режим землепользования в особой экономической зоне

1. Органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в ее границах на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством Республики Абхазия и с учетом положений настоящего Закона.

2. Земельные участки в границах особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.

3. Земельный участок, расположенный в границах особой экономической зоны, может быть изъят для государственных или общественных нужд в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия, в случае, если в соответствии с проектом планировки территории земельный участок предназначен для размещения линейного объекта, составляющего инфраструктуру особой экономической зоны, за исключением случаев, если размещение линейного объекта осуществляется на условиях сервитута.

Статья 35. Договор аренды земельного участка

Примерная форма договора аренды земельного участка и методика расчета арендной платы определяются Уполномоченным органом.

Статья 36. Распоряжение земельным участком в границах особой экономической зоны

Резидент особой экономической зоны – арендатор земельного участка не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Глава 6. Требования, предъявляемые к особой экономической зоне

Статья 37. Требования, предъявляемые к особой экономической зоне

1. Особая экономическая зона должна соответствовать следующим требованиям:

– обеспечивать возможность въезда, автостоянку и тупик для транспортных средств, предусмотренных для перемещения грузов, в том числе для средств железнодорожного транспорта;

– отделяться по границе, соответствующей утвержденным Кабинетом Министров Республики Абхазия техническим требованиям, которые предъявляются к пограничной линии;

– обеспечивать должностным лицам таможенных органов условия, необходимые для осуществления ими таможенного контроля и таможенного оформления;

– иметь возможность свободного перемещения товаров внутри особой экономической зоны;

– быть обеспечена системами безопасности, первой медицинской помощи и противопожарной системой;

– иметь бесперебойные водоснабжение и водоотвод, энергоснабжение, мусороудаление и средства связи. 2. Границы особой экономической зоны, отделяющие ее от таможенной территории Республики Абхазия, должны быть разграничены так, чтобы исключить возможность импорта и экспорта или перемещения товара за пределы таможенного контроля от особой экономической зоны. Забор особой экономической зоны должен быть установлен на таком расстоянии от зданий и сооружений, которое исключает возможности импорта и экспорта товаров за пределы таможенного контроля от особой экономической зоны.

К ограждению особой экономической зоны предъявляются следующие требования:

– забор должен быть построен из материала, обеспечивающего изоляцию территории особой экономической зоны;

– высота ограждения должна быть не менее 2,5метров;

– забор должен быть непрерывным по всей ее границе, за исключением входа для физических лиц, а также контрольно-пропускных пунктов, предназначенных для импорта и экспорта товаров и транспортных средств;

– по всей длине забора должны быть размещены видеокамеры на удалении, позволяющем обеспечить наблюдение за всей территорией особой экономической зоны;

– забор должен быть освещен с двух сторон особой экономической зоны (внутри и снаружи).

Внешняя часть забора особой экономической зоны считается таможенной границей Республики Абхазия. 3. Управляющая компания должна обеспечить наличие службы безопасности и исправное состояние средств обеспечения безопасности с целью обеспечения защиты территории особой экономической зоны и контрольно-пропускного пункта управления, а также видео- и аудиозаписи действий на всей территории особой экономической зоны с помощью дистанционно управляемых видеокамер. Видео- и аудиозаписи за каждый день должны быть отделены в компьютер или любой другой внешний носитель, который дает возможность просмотра и прослушивания видео- и аудиозаписи ясно через нумерации в соответствии с датой. На видеозаписях должны быть указаны дата и время записи. Записанные видео- и аудиоматериалы должны храниться не менее одного года.

4. В случае повреждения ограждения во время эксплуатации особой экономической зоны управляющая компания должна незамедлительно устранить недостатки и повреждения, кроме того, во время этих мероприятий ответственность за обеспечение безопасности особой экономической зоны несет управляющая компания.

Глава 7. Трудовые отношения в особой экономической зоне

Статья 38. Трудовые отношения в особой экономической зоне

1. Трудовые отношения в особой экономической зоне регулируются законодательством Республики Абхазия о труде.

2. Обеспечение особой экономической зоны трудовыми ресурсами осуществляется путем привлечения в приоритетном порядке местных трудовых ресурсов, а также по желанию нанимателя трудовых ресурсов из других административно-территориальных единиц Республики Абхазия, найма иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

3. Резиденты особой экономической зоны самостоятельно решают вопросы найма и увольнения работников, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций. При этом запрещается ухудшать положение работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории Республики Абхазия законодательством.

4. В состав рабочих и служащих, в органы управления организаций – резидентов особой экономической зоны могут входить иностранные граждане. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников отражаются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Получаемая иностранными работниками заработная плата после уплаты подоходного налога может переводиться за границу в иностранной валюте.

5. Численность и порядок привлекаемых иностранных граждан, в том числе иностранных рабочих, инженерно-технического и управленческого персонала, для выполнения работ соответствующей квалификации на территории особой экономической зоны осуществляется по согласованию с управляющей компанией с учетом требований действующего на территории Республики Абхазия законодательства.

6. Социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников особой экономической зоны, за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников, регулируется действующим на территории Республики Абхазия законодательством.

Глава 8. Порядок въезда в особую экономическую зону, выезда из особой экономической зоны и пребывания на ее территории иностранных граждан

Статья 39. Порядок въезда в особую экономическую зону, выезда из особой экономической зоны и пребывания на ее территории иностранных граждан

Въезд в особую экономическую зону, выезд из особой экономической зоны и пребывание на ее территории иностранных граждан регламентируется в соответствии с нормативными актами Республики Абхазия в сфере регулирования вопросов въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в Республике Абхазия.

Глава 9. Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Республики Абхазия о налогах и сборах

Статья 40. Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Республики Абхазия о налогах и сборах

1. Акты законодательства Республики Абхазия о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов особой экономической зоны, не применяются в отношении резидентов особой экономической зоны в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в особой экономической зоне.

2. Имущество управляющей компании и резидентов особой экономической зоны не подлежат национализации или каким-либо мерам, ограничивающим частную собственность, на протяжении всего периода их деятельности в этих зонах.

Статья 41. Разрешение споров, возникающих в связи с применением настоящего Закона

1. Споры, возникающие в связи с применением настоящего Закона, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

2. Споры, связанные с осуществлением деятельности в особой экономической зоне, могут разрешаться: 1) путем переговоров между сторонами спора;

2) путем обращения в суды Республики Абхазия;

3) путем обращения в международный арбитражный суд.

3. Споры по вопросам размера, условий или порядка компенсаций в случае национализации или реквизиции собственности резидентов специальной экономической зоны рассматриваются в соответствии с законодательством, если иной порядок рассмотрения споров не предусмотрен ратифицированными международными договорами Республики Абхазия.

Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 9 октября 2015 года

Р. ХАДЖИМБА, Президент Республики Абхазия

г. Сухум,

23 октября 2015 года,

№ 3893-с-V

9 КОММЕНТАРИИ

  1. […] Уверен, что ставки налога более чем привлекательны для бизнеса. Но пока ситуация такая, какая есть. Аналогично обстоят дела с законопроектами   «О лизинге» , и  «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия», «О государственно-частном партнерстве».  До сих пор на практике не работает закон РА «Об инвестиционной деятельности», не приняты подзаконные акты к закону «Об особых экономических зонах». […]

  2. […] Поэтому сегодня в наших   планах нет намерения дать подробный профессиональный анализ этого документа.  Нет смысла терять время на тщательный разбор  закона, который неизвестно когда можно будет использовать на практике.  Просто поговорим немного о том, что такое вообще особые экономические зоны и попробуем перевести  с юридического языка на человеческий отдельные статьи закона, чтобы дать возможность широкой аудитории понять,  как это, по идее, должно работать в Абхазии.  Закон РА «Об особых экономических зонах» размещен…. […]

  3. […] Но за прошедшие месяцы после вступления закона в силу не был принят ни один подзаконный акт, конкретизирующий его положения. Поэтому специалисты Центра поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара» предоставили в марте 2016 года материал, в котором немного рассказали о том, что такое вообще особые экономические зоны и  перевели  с юридического языка на человеческий отдельные статьи закона, чтобы дать возможность широкой аудитории понять,  как , по идее, должен работать в Абхазии  Закон РА «Об особых экономических зонах», размещенный …. […]

  4. […] назад в Абхазии был принят закон «Об особых экономических зонах». На нашем сайте «Абхазские проекты. Бизнес и […]

  5. […] Поэтому сегодня в наших   планах нет намерения дать подробный профессиональный анализ этого документа.  Нет смысла терять время на тщательный разбор  закона, который неизвестно когда можно будет использовать на практике.  Просто поговорим немного о том, что такое вообще особые экономические зоны и попробуем перевести  с юридического языка на человеческий отдельные статьи закона, чтобы дать возможность широкой аудитории понять,  как это, по идее, должно работать в Абхазии.  Закон РА «Об особых экономических зонах» размещен на н…… […]

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.