Несколько месяцев назад на нашем сайте был опубликован проект закона Республики Абхазия «О государственно-частном партнерстве», разработкой которого занимается Рабочая группа при министерстве экономики Республики Абхазия.
Кроме того, специалистами Центра поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара» был подготовлен материал «Перспективы механизма государственно-частного партнерства в Абхазии», в котором приведены примеры функционирования ГЧП в разных странах, рассмотрены некоторые положения законопроекта и дана оценка перспективам государственно-частных партнерств в Абхазии. Ведь одной из главных проблем Абхазии является плачевное состояние инфраструктуры и объектов , находящихся на балансе государства. а ГЧП, является наиболее оптимальным форматом для привлечения средств инвесторов в эту сферу абхазской экономики. Ведь средств на самостоятельное приведение в порядок своего имущества у абхазского государства все эти годы не было.
К сожалению, сам закон этот до сих пор не принят, но на днях, в рамках российско-абхазского делового форума подписано соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной политики и государственно–частного партнерства между Администрацией г. Сухум и ЗАО «Транспроект Групп». Именно специалисты этой компании выступили в качестве тренеров на семинаре «Государственно-частное партнерство» для руководителей местных органов исполнительной власти Абхазии, прошедшего в этом году в Сухуме при поддержке Торгового представительства Российской федерации в Республике Абхазия. Так что, подписанию соглашения предшествовала серьезная подготовительная работа, в ходе которой российские специалисты имели возможность вникнуть в многочисленные проблемы сухумского городского хозяйства.
Здравоохранение, как и образование, одни из отраслей абхазской экономики, в которых, актуально внедрить практику государственно-частных партнерств. Не менее интересно, рассмотреть использование формата ГЧП в сфере туризма. Санаториев и гостиничных комплексов, устаревших технически и морально на балансе у государства предостаточно. Средств на их восстановление и ввод в эксплуатацию нет. Состояние вокзалов и станций это старая и печальная история. Все они находятся в совершенно безобразном состоянии. Здесь тоже можно обсуждать применение ГЧП. Стороны решили начать с проекта создания центра досуга и развлечений. Впрочем, что он из себя будет представлять пока не известно.
Суть соглашения и алгоритм дальнейших действий по реализации связанных с ним проектов, следующие. ЗАО «Транспроект Групп» готовит полный пакет документов по объекту, включая, проектно-сметную документацию, ТЭО и т.д. Затем проект предлагается на обсуждение общественности и только после этого начинаются переговоры с инвесторами. Инвесторы подписывает с сухумской администрацией договор о государственно-частном партнерстве, вкладывают свои ресурсы и запускают проект. Появляется работающий объект, рабочие места, прибыль и налоговые отчисления.
Примерно так это должно работать в перспективе. Единственным препятствием для того, чтобы оценивать это соглашение максимально оптимистично, является отсутствие законодательной базы. Если законопроект «О государственно-частном партнерстве будет принят в ближайшем будущем, то участники соглашения сэкономят время, начав работу сейчас. Если же сей документ будет по прежнему являться лишь проектом, то с привлечением инвесторов могут возникнуть серьезные затруднения. Бизнес предпочитает четкие, обозначенные законодательством правила игры. Тем более, что ГЧП, как правило, вещи долгоиграющие, рассчитанные на долгие годы работы и сотрудничества.
В общем, какая судьба ждет ГЧП в Абхазии мы относительно скоро узнаем. А пока будем рассчитывать на лучшее. Уж слишком много в Абхазии проблем, для которых государственно-частное партнерство хорошее решение.