Сухумский морской порт - важный инфраструктурный объект

Много лет во времена СССР Сухумский морской порт был одним из главных объектов инфраструктуры не только  Сухума, но и всей Абхазии.  Здание морского вокзала было выполнено в форме корабля и строилось по проекту, разработанному в Институте архитектуры и искусства в Ленинграде при поддержке тогдашнего премьера СССР. ведущего реформатора  того времени Алексея Николаевича Косыгина. Рассказываем, как обстоят дела с сухумским морским портом сегодня и будут ли заходить сюда круизные лайнеры как в советские времена.

Застой в сухумском порту из-за войны и блокады

До развала СССР  Сухумский морской порт принимал большие круизные суда, из самых разных стран, преимущественно черноморского региона, хватало междугородних и местных маршрутов, прогулочных катеров и яхт. Ежегодный грузооборот достигал нескольких сотен тонн груза.

Агрессия грузинских криминальных формирований против Абхазии периода 1992-1993 годов и блокада, объявленная Абхазии странами СНГ в 1994-2000-х годах положила конец  нормальной работе Сухумского морского порта. На долгие годы сухумский морской порт остался без дела. Туристы по морю в Абхазию практически не попадали. Сегодня, спустя более чем четверть века после тех судьбоносных для Абхазии событий,  ситуация с морпортом, похоже, начинает меняться. Возможно, что  совсем скоро круизные лайнеры снова будут посещать с регулярными рейсами сухумский морской порт.

Как сегодня попадают туристы в Сухум

На сегодняшний день туристы в Абхазию попадают или через пограничный пункт на реке Псоу (откуда отдыхающие добираются до места назначения на собственных автомобилях или на автобусах и маршрутках) или же поездами. Аэропорт в Абхазии до сих пор не работает. Поэтому, морское сообщение должно стать важной альтернативой существующим способам добраться до абхазских курортов.

Не менее важная задачаорганизация туристических морских маршрутов лайнеров.  Каждый турист оставляет в Абхазии деньги. которые так сегодня Абхазии нужны. При правильном подходе туристы, спустившиеся на берег на сутки могут очень неплохо поспособствовать местной торговле и сфере оказания услуг. Тем более, что на той же сухумской набережной хватает сейчас заведений, отвечающих современным стандартам.

Как началась подготовка к возобновлению круизных маршрутов

О начале регулярного пассажирского морского сообщения между Россией и Абхазией  речь пока не идет, но морские круизные лайнеры  практически готовы совершать рейсы в абхазскую столицу. Абхазия на долгие годы оказалась отсеченной от морского экскурсионного бизнеса из-за наложенных на нее в свое время санкций  и уже давно пора было   возращать утраченные позиции, несмотря на то, что в этой сфере туристического бизнеса на сегодняшний далеко не все благополучно на всем черноморском побережье России. 

В начале 2018 года появились предпосылки реанимации туристических морских маршрутов с заходом в Абхазию. Для этих целей в стране подходит лишь сухумский морской порт, но чтобы реализовать такое, необходимо было сделать многое. Именно для решения этой задачи осенью 2018 года  была создана Рабочая группа, которой было поручено  решение вопроса по заходу в сухумский морской порт круизного лайнера «Князь Владимир». В группу вошли представители компании «Черноморские круизы» и ФГУП «Росморпорт». Генеральный директор компании «Черноморские круизы» Виктор Глуховщенко в декабре 2018 года отметил, что специалисты детально изучат вопрос навигации лайнера «Князь Владимир» в порт абхазской столицы. 

"Наша задача оперативно определиться с конкретными объемами тех мероприятий, которые должны быть выполнены. Затем мы доложим в Москву, и там уже будет приниматься решение"

Генеральный директор компании «Черноморские круизы» Виктор Глуховщенко

Честно говоря, очень многие в том момент, включая автора этих строк, считали, что за всеми этими заявлениями, скорее всего, ничего конкретного не последует  и подготовить причал к приему лайнеров не удастся без привлечения инвесторов.   Восстановление причала — дорогой комплекс мер, с углублением дна от намывов, с обследованием и заменой свай причала, с бурением, если по уму делать. Однако. за эти месяцы было сделано очень много:

  • Очищена акватория от мусора,
  • Проведена  проверка специалистами  из России  на предмет обнаружения взрывоопасных предметов,
  • Сделаны  гидрологические исследования,
  • Заключен договор на дноуглубительные работы и значительная часть работ была проведена, 
  • Проведены  исследование на прочность и пригодность здания морского вокзала и причала с заключением соответствующей комиссии
  • Восстановлены створные знаки.

30 мая 2019 года Межведомственная делегация из Абхазии отправилась в рабочую поездку в Ялту и Севастополь на теплоходе «Князь Владимир». В  рамках соглашения по организации регулярного круизного сообщения на Черном море между портами Республики Абхазия и Российской Федерации в 2020 году, подписанного 15 февраля на Российском инвестиционном форуме в городе Сочи государственной компанией «Абхазское морское пароходство» и ООО «Черноморские круизы», на теплоходе «Князь Владимир» в период со 2 по 8 июня 2019 года межведомственная рабочая группа из Абхазии посетила Сочи, Новороссийск, Ялту и Севастополь. В состав делегации вошли представители МИД Абхазии, Министерства экономики, Государственного управления по транспорту, Пограничного контроля, Таможенного комитета, Абхазского морского пароходства и индустрии туризма Абхазии.

Что из себя представляет лайнер "Князь Владимир"

Программа возрождения круизного судоходства на черноморском побережье России была утверждена по поручению президента Российской Федерации Владимира Путина, в 2016 году.  Компания ФГУП «Росморпорт» создала общество «Черноморские круизы», которому передала круизное судно «Князь Владимир». Это судно  было построено в 1971 году во Франции,  имеет 142 метра в длину, осадку 5,8 метров, 300 кают для пассажиров, может вмещать в себя до 900 человек.  Круизным лайнером оно стало в 1981 году и получило название «Azur».

За эти годы  судно несколько раз перепродавали и перекрашивали. Будущий «Князь Владимир » успел походить под греческим, итальянским и израильским флагами.  Круизная линия заработала в 2017 году, когда «Князем Владимиром» было сделано 18 рейсов. В 2018 году по техническим причинам было сделано только 9 рейсов. В этом году поломок на лайнере серьезных не было, и рейсы проходили в соответствии с расписанием. Именно «Князь Владимир» должен открыть для морских туристов Абхазию, сделав свой маршрут международным. 

Тестовый визит "Князя Владимира" в Сухум

После летней поездки Рабочей группы на лайнере «Князь Владимир» было принято окончательное решение, что судно сделает тестовый визит в Сухум уже осенью 2019 года. Сроки несколько раз корректировались и в итоге, утром 2 декабря 2019 года лайнер «Князь Владимир» пришвартовался в сухумском порту. Корабль приветствовали сотни жителей абхазской столицы. Этот визит стал заметным событием в жизни города. 

Лайнер посетили руководители Абхазии. простояв целый день в сухумском порту, «Князь Владимир» взял курс на Сочи. На следующий год запланировано 6 регулярных круизных рейсов лайнера с заходом в Сухум. Таким образом, купившие путевку на лайнер смогут познакомиться как с городами Крыма. так и со столицей Абхазии. Первый рейс запланирован на май 2020 года. 

P.S.

Тестовый визит круизного лайнера «Князь Владимир» в Абхазию можно признать успешным. Есть все основания рассчитывать, что в 2020 году рейсы будут осуществлены в Сухум в полном объеме, что будет способствовать  развитию туризма в Абхазии. 

Консультации по ведению бизнеса +7 916 181-0919

Я, Кирилл Базилевский, координатор Партнерства "Абхазские проекты"

Я участвую в различных проектах на территории Абхазии почти полтора десятка лет. Последние годы являюсь координатором Партнерства «Абхазские проекты». Мы помогаем друг другу и россиянам, решившим открыть свой бизнес в Абхазии, работать правильно и не допускать фатальных ошибок в этой замечательной стране.

Звоните +7 916 -181 -09 -19   (Viber, Whatsapp)

Поделиться:

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram