Сухумский аэропорт Абхазии очень нужен

Когда откроют сухумский аэропорт? Этот вопрос интересует очень многих, как внутри Абхазии, так и многочисленных гостей «Страны души». Это естественно, так как, чтобы добраться из Москвы до Сухума сейчас требуется примерно десять часов. Надо лететь самолетом до Адлера, оттуда добираться до границы, а после пересечения пограничного пункта Псоу снова маршрутка или такси. Поезд по Абхазии идет слишком долго, несколько частов. Настроения такие перспективы путешественникам не добавляют, тем более в курортный сезон на пограничном переходе абхазо-российской границы на реке Псоу очень часто бывают большие очереди. Тем более, такой маршрут не удобен тем, кто занимается бизнесом в Абхазии. Но сухумский аэропорт не работает уже много лет.

Давно ведутся разговоры, что сухумский аэропорт, куда более удобный для посадок самолетов, чем сочинский, наконец-то заработает. Но, на практике, решить эту задачу  очень не просто —  должно совпасть много факторов.  В первую очередь, должны появиться нормальные инвесторы и для работы аэропорта  важна экономическая целесообразность. Большую роль играет политический фактор. В этой статье, я рассказываю об истории проблемы и перспективах ее решения.

Что из себя представляет сухумский аэропорт

Сухумский аэропорт расположен вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-юго-востоку от Сухума,  практически на берегу сухумской бухты. Такое расположение позволяло осуществлять посадку с двух сторон. В этом плане, сухумский аэропорт куда более удобен, чем аэропорт Сочи, для посадки в котором пилотам необходимо  делать достаточно сложный маневр.  Не без оснований, в советский период сухумский аэропорт считался основным в этом регионе. 

Аэропорт был построен в середине 50-х годов прошлого века и несколько раз был модернизирован. В те годы пассажирооборот составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. В результате абхазо-грузинской войны сухумский аэропорт деятельность прекратил и на сегодняшний день принимает только борта российской военной авиации, да пару раз здесь садился самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. 

сухумский аэропорт

Почему не работает сухумский аэропорт

Как же так получилось, что лучший во всем Закавказье аэропорт оказался невостребованным и забытым почти 30 лет? Причин этому несколько. Смешались политические, экономические и инфраструктурные факторы. В первую очередь, тут виновата политика. Последние рейсы из Сухумского аэропорта вылетали осенью 1993 года во время штурма Сухума, подразделениями абхазской армии и отрядов добровольцев. Во время грузинской военной катастрофы в Абхазии отсюда вывозили беженцев. 

Как известно, Грузия до сих пор считает Абхазию своей территорией и блокирует все возможности для признания Абхазии в той или иной сфере как независимого государства. Сухумский аэропорт тоже стал заложником очень сложных, мягко говоря, отношений между Грузией и Абхазией. Главным препятствием к  началу работы аэропорта является решение Международной организации гражданской авиации (ICAO) не присваивать ему статус международного, принятое еще в 2010 году по требованию Грузии.

Но есть еще и экономические факторы, которые не менее важны, чем политические. Аэропорт нуждается в модернизации, но своими средствами Абхазия выполнить работы не может, нужны инвестиции. Кроме того, инвестор должен понимать свою выгоду от использования аэропорта, но на сегодняшний день не слишком понятно, какими преференциями можно привлечь серьезные деньги под этот проект. 

Как искали инвесторов для сухумского аэропорта

После войны и блокады со стороны стран СНГ, абхазская экономика оказалась в плачевном состоянии. Инфраструктура Абхазии из-за отсутствия  средств не в лучшем виде. Сухумского аэропорта это коснулось.  На его запуск, как действующего аэропорта нужны миллиарды рублей. Абхазские власти предпринимали попытки найти инвесторов, но это оказалось сделать не просто. Аэропорт сам по себе не приносит прибыли, поэтому, инвесторам необходимо предложить адекватный формат для инвестиций и какие-то заманчивые преференции.

Роман Троценко
Глава холдинга "Новапорт" Роман Троценко © Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

Летом 2011 года, правительство Абхазии подписало соглашение о намерениях с холдингом «Новапорт» Романа Троценко, который считается членом окружения  того самого Сечина.  Планировалось, что «Новапорт» инвестирует  в новый терминал в аэропорту Сухума 100 млн долларов, после чего он сможет принимать порядка 250 тысяч пассажиров в год к 2015 году.  Была надежда, что сухумский аэропорт можно будет использовать в качестве резервного для Сочи во время олимпиады. Однако, эти планы так и остались планами. 

Консультации по вопросам недвижимости в Абхазии

Заказать консультацию:
+7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp)!

В 2014 году разговоры о запуске сухумского аэропорта снова возобновились.  Президент Хаджимба заявлял, что аэропорт начнет работать в течении двух лет. На тот момент велись активные переговоры с представителями другого российского олигарха — Олега Дерипаски. Предполагалось, что именно его компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент», займется реконструкцией сухумского аэропорта, построив  гостиницы, вокзал, магазины и иные объекты.

Абхазская сторона  должна была отвечать за сам  аэродром и инфраструктуру, радионавигацию, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов. Однако, в начале сентября 2015 года Рауль Хаджимба признал, что денег на запуск сухумского аэропорта по-прежнему нет. Судя по тому, что абхазский президент тогда заговорил о поиске инвестора, прежние договоренности с хозяином «Базового элемента» были дезавуированы

Дерипаска
Олег Дерипаска

В мае 2017 года состоялась встреча директора РУП «Международный аэропорт «Сухум» им. В.Г. Ардзинба Вячеслава Эшба и торгового представителя Российской Федерации в Абхазии Владимира Некрасова, на которой обсуждались возможности участия в модернизации российских фирм, производящих оборудование. Однако, все завязано на финансирование. С желающими поучаствовать в запуске сухумского аэропорта в качестве подрядчиков дефицита точно не будет. Но нет самого главного — денег.

В августе 2019 года в Сухуме состоялась  встреча по вопросам организации воздушного транспортного сообщения между Абхазией и Россией. Как сообщила российская сторона, потенциальным инвестором проекта «Международный аэропорт «Сухум» им. В. Г. Ардзинба» может стать компания «Аэроинвест», которая в свое время владела аэропортом «Минеральные воды». Компания аффилирована с холдингом «Синдика» бывшего главы Кабардино-Балкарии, ныне сенатора от КБР Арсена Канокова. Планировалось, что аэропорт заработает через 2 года.  

Проектировщиком выступал проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». По словам руководителя проекта, после подготовки мастер-плана, специалистам необходимо было бы еще около полугода для того, что бы подготовить проектно-сметную документацию. По мнению эксперта, кроме взлетной полосы, которая требует глубокого ремонта, аэропорт тоже придется фактически восстанавливать с нуля. Заниматься запуском сухумского аэропорта должны были  частные инвесторы без привлечения бюджетных средств.

Тогдашний премьер-министр Валерий Бганба несколько обтекаемо заявил, что «в первую очередь, абхазской и российской сторонам предстоит определить пути правового и экспертного сопровождения деятельности Сухумского аэропорта.» То есть, оставалось достаточно много стратегических вопросов которые на тот момент еще не были согласованы. Ну а вскоре, Абхазию захлестнул очередной политический кризис, президент Хаджимба был вынужден досрочно оставить свой пост, к власти пришла новая команда во главе с Асланом Бжания и Александром Анквабом и одновременно вспыхнула эпидемия коронавируса. Всем стало не до аэропорта.

В июле 2020 года на  пресс-конференции новый президент Абхазии Аслан Бжания сообщил, что  компания «Синдика» от своих обязательств отказалась. По его словам, у него состоялась во время поездки в Москву встреча с президентом компании «Синдика», но вместо обсуждения проекта, потенциальный инвестор констатировал факт, что в связи с прогнозируемым спадом объема  перевозок, грузопотока, пассажиров, проект запуска сухумского аэропорта для «Синдика» более не актуален, так как слишком затратный.  

Судьба сухумского аэропорта к лету 2019 года по-прежнему находилась в полном тумане. Инвесторов нет, денег в бюджете Абхазии нет. Рассчитывать на выделение средств для модернизации аэропорта в качестве российской финансовой помощи по программе социально-экономического развития Абхазии  не приходится.

Как еще осенью 2015 года говорил Рауль Хаджимба «Хотелось бы, чтобы Сухумский аэропорт заработал сегодня, даже вчера, но средств, которые бы позволили нам запустить аэропорт, в Абхазии нет. Это не один и не два миллиарда». Однако, на заседании кабинета министров Абхазии 26 июля 2019 года был принят ряд громких решений, касающихся судьбы сухумского аэропорта. 

Автомобили из Абхазии для россиян! Услуги под ключ!

Аукционы, подбор, переоформление, консультации, временный ввоз

Зачем нужно было присваивать коды сухумскому аэропорту

На заседании кабинета министров Абхазии 26 июля 2019 года был принят ряд громких решений, касающихся судьбы сухумского аэропорта. Во-первых, было утверждено Распоряжение «О придании аэродрому Международного аэропорта «Сухум» им. В. Г. Ардзинба статуса аэродрома совместного базирования», в соответствии с которым дается право  размещать в сухумском аэропорту  гражданские и государственные воздушные суда

Во-вторых, принято Постановление  «О присвоении буквенного кода» Международному аэропорту «Сухум» и воздушному пространству РА присвоен международный четырехбуквенный код «URAS» для последующего внесения в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP).

Несмотря на оптимистичные заявления тогдашнего абхазского руководства по поводу грядущего открытия сухумского аэропорта для международного авиасообщения, не  слишком было ясно, как в Абхазии собирались решать задачу запуска аэропорта на практике.  После возвращения Крыма в Россию 2014 году можно было бы попросить российское руководство запустить авиасообщение по крымскому варианту, то есть  запустить рейсы в Абхазию из российских регионов, наплевав на новые санкции. Однако, не известно, поднимался ли этот вопрос, а если поднимался, то о реакции Кремля ничего не сообщалось. С присвоением кодов аэропорту абхазскими властями так же не понятно, как это могло помочь работе аэропорта.

Бизнес-консалтинг в Абхазии +7 916 181-0919

Что касается первого из принятых документов, то тут вопросов нет. Статус аэродрома совместного базирования это полностью внутриабхазское дело. В России Перечень  аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации, а само понятие определяется Воздушным кодексом РФ. 

Не очень понятно решение по поводу присвоения буквенного кода. Этот код присваивается каждому конкретному аэропорту Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Расшифровка ИКАО предусматривает наличие четырех символов:

  1. Первый указывает на континент, в котором находится аэропорт.
  2. Второй символ обозначает страну.
  3. Оставшиеся символы должны соответствовать самому аэропорту.

В России используются коды, присвоенные еще при СССР. Для этого был выделен отдельный шифр, предусматривающий наличие однобуквенного префикса, а три оставшиеся символа указывают на аэропорт, которому принадлежит авиалайнер. Код сухумского аэропорта решением абхазского правительства привязывается к российскому сегменту кодов ИКАО. При этом, ИКАО  считает Абхазию частью Грузии. По поводу присвоения кодов выразило протест  о чем заявило тут же Агентство гражданской авиации Минэкономики Грузии. В соответствии с соглашением между правительствами Абхазии и России о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 17 февраля 2010 года, РФ представляет интересы Абхазии в этой сфере в международных организациях. Однако, рассчитывать на лояльную России и Абхазии позицию ИКАО не стоит.

Информация об аэропорте и прочие данные, касающиеся осуществления и безопасности полетов заносится в специальные справочники. Как можно понять из информации от абхазских властей, информация о сухумском аэропорте должна быть внесена в российский Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP), который разрабатывается в соответствии с Порядком
разработки и правилами предоставления аэронавигационной информации
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 31 октября 2014 г. N 305). В общем-то, создалось тогда впечатление, что власти Абхазии выдавали желаемое за действительное

Заказать ООО в Абхазии сейчас


Звоните! +7 (916) 181-09-19 Viber Whatsapp

Помимо всего прочего, сложно понять как присвоение кодов помогло бы решить другую важную проблему — экономическую. Модернизация и обслуживание работы аэропорта  — очень серьезные средства. Как пример можно привести аэропорт Ижевска. Из него осуществляется около десятка рейсов в сутки. В 2014 году пропускная способность аэропорта составила около 250 000 пассажиров в год, что сопоставимо с предполагаемым пассажиропотоком сухумского аэропорта. Так вот, на реконструкцию аэропортового комплекса Ижевска планируется потратить — 3,37 млрд рублей за пять лет. В 2012 году полученная ижевским аэропортом прибыль составила 82 млн рублей, а субсидии из республиканского бюджета — 130 млн рублей.

Впрочем, на тот момент расчет был на сотрудничество с компанией «Синдика», которое, как уже было указано выше, в итоге не состоялось. Но очевидно, что сухумский аэропорт сам по себе, тем более, без возможности его использования в международном масштабе, инвесторам не интересенБизнес в такой ситуации можно соблазнить только реальными преференциями и перспективами, которые должны рассматриваться в комплексе с восстановлением аэропорта. Может быть, для реализации проекта подойдет формат государственно-частного партнерства. Но закона о ГЧП в Абхазии нет, а создать такой проект немалые деньги, требующие высокопрофессиональных исполнителей. 

Бухгалтерский аутсорсинг в Абхазии и консультации

Заказать консультацию:
+7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp)!

Сухумский аэропорт планируется запустить к 2024 году

В мае  2021 года власти Абхазии заявляли, что ведется работа над проектно-сметной документацией и есть инвестор, информация о котором, однако, не разглашалась. Президент Бжания тогда говорил, что регулярные авиарейсы будут возможны не ранее 2023 года.

 В октябре 2021 года Бжания встретился в Москве с с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько. Стороны определили порядок и схему реализации проекта запуска сухумского аэропорта, который предусматривает нормативно-правовое регулирование, разработку проектно-сметной документации, заключение базовых межправительственных соглашений. Чуть ранее президент Абхазии говорил, что проектно-сметная документация будет готова через год, осенью 2022 года, инвестиции в сухумский аэропорт составят 120  миллионов рублей, а первые рейсы аэропорт Сухума примет к январю 2024 года.

Какие выводы можно сделать из той информации, которую я изложил в этой статье. Наверное, можно смотреть на перспективы запуска сухумского аэропорта с осторожным оптимизмом. Уж слишком часто разговоры абхазского руководства о скором начале работы аэропорта оставались разговорами. Экономическая ситуация не простая ни  и в России, и в Абхазии. Даже при наличии финансирования не только самого запуска, но и дальнейшего обслуживания, вряд ли стоит рассчитывать, что авиарейсы начнутся ранее 2025 года. Это достаточно реалистичный  срок, учитывая, что документация будет готова в лучшем случае через год, а ее еще нужно будет согласовывать.  Слишком многое должно совпасть, чтобы аэропорт открылся в сроки, которые озвучил Аслан Бжания.

С другой стороны, в июне 2021 года в селе Тамыш открылся  невиданный для Абхазии туристический проект российского туроператора «Библио-Глобус», в руководстве которого  люди, близкие к российскому президенту. Так что, может быть всякое. Тем более, что курортный сезон 2021 года получился в Абхазии удачным, эпидемия ковида не утихает и инвестировать в абхазскую инфраструктуру точно есть смысл От Бабушары до Сухума всего 18 километров. Не успеешь оглянуться и ты уже проезжаешь Красный мост. Но пограничный переход на Псоу, пока остается почти обязательным атрибутом посещения Абхазии. Тем не менее,  не стоит отчаиваться. Будем верить, что пройдет немного времени   мы все же  снова увидим над Абхазией  крылья, которые нравятся нам.

Я, Кирилл Базилевский, координатор Партнерства "Абхазские проекты"

Я участвую в различных проектах на территории Абхазии почти полтора десятка лет. Последние годы являюсь координатором Партнерства «Абхазские проекты». Мы помогаем друг другу и россиянам, решившим открыть свой бизнес в Абхазии, работать правильно и не допускать фатальных ошибок в этой замечательной стране.

Звоните +7 916 -181 -09 -19   (Viber, Whatsapp)

Поделиться:

Share on facebook
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki
Share on telegram
0

Автор публикации

не в сети 3 часа

admin

0
Комментарии: 261Публикации: 1107Регистрация: 08-09-2014

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Эх, а так хотелось спускаться по трапу не в Сочи, а в Абхазии. Ненавижу границу на Псоу. Но похоже еще долго не получится.

    0
  2. В общем понятно, что в ближайшие годы аэропорт не заработает, а абхазы просто выдают желаемое за действительное. И не выгодно финансово и грузины работать не дадут

    0
  3. Здравствуйте, Владлен!
    Тут как в анекдоте про блондинку. 50/50. Или откроют или не откроют. А если серьезно, то пока заявления о скором открытии аэропорта со стороны властей мало чем подкреплены. Тут не только вопрос политики, но в первую очередь, экономики.

    0
  4. Так откроют аэропорт когда-нибудь или нет?

    0

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.