Сухумский аэропорт в Абхазии обещали открыть в 2024 году

Содержание статьи:

Когда откроют сухумский аэропорт? Этот вопрос интересует очень многих, как внутри Абхазии, так и многочисленных гостей «Страны души». Это естественно, так как, сейчас  чтобы добраться  из Москвы до Сухума ( не говоря уже про Восточную Абхазию) занимает много времени. Надо лететь самолетом  или ехать поездом до Адлера, оттуда добираться до границы, а после пересечения пограничного пункта Псоу снова маршрутка или такси. Поезд по Абхазии идет слишком долго. Настроения такие поездки  путешественникам не добавляют, тем более в курортный сезон на пограничном переходе абхазо-российской границы на реке Псоу очень часто бывают большие очереди. Тем более, такой маршрут не удобен тем, кто занимается бизнесом в Абхазии.  Из сухумского аэропорта до Сухума максимум 30 минут езды, но он  не работает уже много лет.

Разговоры о запуске сухумского аэропорта идут давно, появлялись инвесторы, но до сих пор нет полной определенности, когда заработает аэропорт в Абхазии, хотя уже подписано соглашение с инвестором.  Так же важно понимать, какая будет  экономическая целесообразность. Большую роль играет и  политический фактор. В этой статье, я рассказываю об истории проблемы и перспективах ее решения.

Что из себя представляет сухумский аэропорт

Сухумский аэропорт расположен вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-юго-востоку от Сухума,  практически на берегу сухумской бухты. Такое расположение позволяло осуществлять посадку с двух сторон. В этом плане, сухумский аэропорт куда более удобен, чем аэропорт Сочи, для посадки в котором пилотам необходимо  делать достаточно сложный маневр.  Не без оснований, в советский период сухумский аэропорт считался основным в этом регионе. 

Аэропорт был построен в середине 50-х годов прошлого века и несколько раз был модернизирован. В те годы пассажирооборот составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до одной  тысячи. В результате абхазо-грузинской войны сухумский аэропорт деятельность прекратил и на сегодняшний день принимает только борта российской военной авиации, да пару раз здесь садился самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Однако, для приема пассажиров аэропорт и его инфраструктура нуждается в серьезной и дорогостоящей реконструкции. 

сухумский аэропорт

Почему не работает сухумский аэропорт

Как же так получилось, что лучший во всем Закавказье аэропорт оказался невостребованным и забытым  30 лет? Причин этому несколько. Смешались политические, экономические и инфраструктурные факторы. В первую очередь, тут виновата политика. Последние рейсы из Сухумского аэропорта вылетали осенью 1993 года во время штурма Сухума, подразделениями абхазской армии и отрядов добровольцев. Во время грузинской военной катастрофы в Абхазии отсюда вывозили беженцев. 

Как известно, Грузия до сих пор считает Абхазию своей территорией и блокирует все возможности для признания Абхазии в той или иной сфере как независимого государства. Сухумский аэропорт тоже стал заложником очень сложных, мягко говоря, отношений между Грузией и Абхазией. Главным препятствием к  началу работы аэропорта является решение Международной организации гражданской авиации (ICAO) не присваивать ему статус международного, принятое еще в 2010 году по требованию Грузии.

Но есть еще и экономические факторы, которые не менее важны, чем политические. Аэропорт нуждается в модернизации, но своими средствами Абхазия выполнить работы не может, нужны инвестиции. Кроме того, инвестор должен понимать свою выгоду от использования аэропорта, но до лета  2023 года  не слишком  было понятно, какими преференциями можно привлечь серьезные деньги под этот проект. 

Как искали инвесторов для сухумского аэропорта

После войны и блокады со стороны стран СНГ, абхазская экономика оказалась в плачевном состоянии. Инфраструктура Абхазии из-за отсутствия  средств  до сих пор не в лучшем виде. Сухумского аэропорта это тоже  коснулось.  На его запуск, как действующего аэропорта нужны миллиарды рублей. Абхазские власти предпринимали попытки найти инвесторов, но это оказалось сделать не просто. Аэропорт сам по себе не приносит прибыли, поэтому, инвесторам необходимо  было предложить адекватный формат для инвестиций и какие-то заманчивые преференции. Долгие годы это сделать не получалось. Вспомним, как проходили переговоры с потенциальными инвесторами. 

Роман Троценко
Глава холдинга "Новапорт" Роман Троценко © Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

Летом 2011 года, правительство Абхазии подписало соглашение о намерениях с холдингом «Новапорт» Романа Троценко, который считается членом окружения  того самого Сечина.  Планировалось, что «Новапорт» инвестирует  в новый терминал в аэропорту Сухума 100 млн долларов, после чего он сможет принимать порядка 250 тысяч пассажиров в год к 2015 году.  Была надежда, что сухумский аэропорт можно будет использовать в качестве резервного для Сочи во время олимпиады. Однако, эти планы так и остались планами. 

В 2014 году разговоры о запуске сухумского аэропорта снова возобновились.  Президент Хаджимба заявлял, что аэропорт начнет работать в течении двух лет. На тот момент велись активные переговоры с представителями другого российского олигарха — Олега Дерипаски. Предполагалось, что именно его компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент», займется реконструкцией сухумского аэропорта, построив  гостиницы, вокзал, магазины и иные объекты.

Абхазская сторона  должна была отвечать за сам  аэродром и инфраструктуру, радионавигацию, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов. Однако, в начале сентября 2015 года Рауль Хаджимба признал, что денег на запуск сухумского аэропорта по-прежнему нет. Судя по тому, что абхазский президент тогда заговорил о поиске инвестора, прежние договоренности с хозяином «Базового элемента» были дезавуированы

Дерипаска
Олег Дерипаска

В мае 2017 года состоялась встреча директора РУП «Международный аэропорт «Сухум» им. В.Г. Ардзинба Вячеслава Эшба и торгового представителя Российской Федерации в Абхазии Владимира Некрасова, на которой обсуждались возможности участия в модернизации российских фирм, производящих оборудование. Однако, все опять же упиралось в  финансирование. С желающими поучаствовать в запуске сухумского аэропорта в качестве подрядчиков дефицита не было, но без инвестора не было главного — денег. 

В августе 2019 года в Сухуме состоялась  встреча по вопросам организации воздушного транспортного сообщения между представителями профильных ведомств  Абхазии и России. Как сообщила тогда  российская сторона, потенциальным инвестором проекта «Международный аэропорт «Сухум» им. В. Г. Ардзинба» могла  стать компания «Аэроинвест», которая в свое время владела аэропортом «Минеральные воды». Компания аффилирована с холдингом «Синдика» бывшего главы Кабардино-Балкарии, ныне сенатора от КБР Арсена Канокова. Планировалось, что аэропорт заработает через 2 года.  

Проектировщиком  должен был выступить   проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». По словам руководителя проекта, после подготовки мастер-плана, специалистам необходимо было бы еще около полугода для того, что бы подготовить проектно-сметную документацию. По мнению эксперта, кроме взлетной полосы, которая требует глубокого ремонта,  сам аэропорт тоже придется фактически восстанавливать с нуля. Планировалось, что заниматься запуском сухумского аэропорта должны были  частные инвесторы без привлечения бюджетных средств.

Тогдашний премьер-министр Абхазии Валерий Бганба несколько обтекаемо заявил, что «в первую очередь, абхазской и российской сторонам предстоит определить пути правового и экспертного сопровождения деятельности Сухумского аэропорта.  То есть, оставалось достаточно много стратегических вопросов которые на тот момент еще не были согласованы. Ну а вскоре, Абхазию захлестнул очередной политический кризис, президент Хаджимба был вынужден досрочно оставить свой пост, к власти пришла новая команда во главе с Асланом Бжания и Александром Анквабом и одновременно вспыхнула эпидемия коронавируса. Всем стало не до аэропорта.

В июле 2020 года на  пресс-конференции новый президент Абхазии Аслан Бжания сообщил, что  компания «Синдика» от своих обязательств отказалась. По его словам, у него состоялась во время поездки в Москву встреча с президентом компании «Синдика», но вместо обсуждения проекта, потенциальный инвестор констатировал факт, что в связи с прогнозируемым спадом объема  перевозок, грузопотока, пассажиров, проект запуска сухумского аэропорта для «Синдика» более не актуален, так как слишком затратный.  

Зачем нужно было присваивать коды сухумскому аэропорту

На заседании кабинета министров Абхазии 26 июля 2019 года был принят ряд громких решений, касающихся судьбы сухумского аэропорта. Во-первых, было утверждено Распоряжение «О придании аэродрому Международного аэропорта «Сухум» им. В. Г. Ардзинба статуса аэродрома совместного базирования», в соответствии с которым дается право  размещать в сухумском аэропорту  гражданские и государственные воздушные суда

Во-вторых, принято Постановление  «О присвоении буквенного кода» Международному аэропорту «Сухум» и воздушному пространству РА присвоен международный четырехбуквенный код «URAS» для последующего внесения в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP).

Несмотря на оптимистичные заявления тогдашнего абхазского руководства по поводу грядущего открытия сухумского аэропорта для международного авиасообщения, не  слишком было ясно, как в Абхазии собирались решать задачу запуска аэропорта на практике.  После возвращения Крыма в Россию 2014 году можно было бы попросить российское руководство запустить авиасообщение по крымскому варианту, то есть  запустить рейсы в Абхазию из российских регионов, наплевав на новые санкции. Однако, не известно, поднимался ли этот вопрос, а если поднимался, то о реакции Кремля ничего не сообщалось. С присвоением кодов аэропорту абхазскими властями так же не понятно, как это могло помочь работе аэропорта.

Бизнес-консалтинг в Абхазии +7 916 181-0919

Что касается первого из принятых документов, то тут вопросов нет. Статус аэродрома совместного базирования это полностью внутриабхазское дело. В России Перечень  аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации, а само понятие определяется Воздушным кодексом РФ. 

Не очень понятно решение по поводу присвоения буквенного кода. Этот код присваивается каждому конкретному аэропорту Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Расшифровка ИКАО предусматривает наличие четырех символов:

  1. Первый указывает на континент, в котором находится аэропорт.
  2. Второй символ обозначает страну.
  3. Оставшиеся символы должны соответствовать самому аэропорту.

В России используются коды, присвоенные еще при СССР. Для этого был выделен отдельный шифр, предусматривающий наличие однобуквенного префикса, а три оставшиеся символа указывают на аэропорт, которому принадлежит авиалайнер. Код сухумского аэропорта решением абхазского правительства привязывается к российскому сегменту кодов ИКАО. При этом, ИКАО  считает Абхазию частью Грузии. По поводу присвоения кодов выразило протест  о чем заявило тут же Агентство гражданской авиации Минэкономики Грузии. В соответствии с соглашением между правительствами Абхазии и России о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 17 февраля 2010 года, РФ представляет интересы Абхазии в этой сфере в международных организациях. Однако, рассчитывать на лояльную России и Абхазии позицию ИКАО не стоит.

Информация об аэропорте и прочие данные, касающиеся осуществления и безопасности полетов заносится в специальные справочники. Как можно понять из информации от абхазских властей, информация о сухумском аэропорте должна быть внесена в российский Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP), который разрабатывается в соответствии с Порядком
разработки и правилами предоставления аэронавигационной информации
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 31 октября 2014 г. N 305). В общем-то, создалось тогда впечатление, что власти Абхазии выдавали желаемое за действительное

Заказать ООО в Абхазии сейчас


Звоните! +7 (916) 181-09-19 Viber Whatsapp

Помимо всего прочего, сложно понять как присвоение кодов помогло бы решить другую важную проблему — экономическую. Модернизация и обслуживание работы аэропорта  — очень серьезные средства. Как пример можно привести аэропорт Ижевска. Из него осуществляется около десятка рейсов в сутки. В 2014 году пропускная способность аэропорта составила около 250 000 пассажиров в год, что сопоставимо с предполагаемым пассажиропотоком сухумского аэропорта. Так вот, на реконструкцию аэропортового комплекса Ижевска планировалось  потратить — 3,37 млрд рублей за пять лет. В 2012 году полученная ижевским аэропортом прибыль составила 82 млн рублей, а субсидии из республиканского бюджета — 130 млн рублей.

Впрочем, на тот момент у абхазского руководства  был расчет на сотрудничество с компанией «Синдика», которое, как уже было указано выше, в итоге не состоялось. Но очевидно, что сухумский аэропорт сам по себе, тем более, без возможности его использования в международном масштабе, инвесторам не интересенБизнес в такой ситуации можно соблазнить только реальными преференциями и перспективами, которые должны рассматриваться в комплексе с восстановлением аэропорта. Для реализации  такого проекта оптимально подходит формат государственно-частного партнерства, однако подобный вариант тогда почему-то не рассматривался. 

Новые поиски инвестора при президенте Бжания

В мае  2021 года власти Абхазии заявляли, что ведется работа над проектно-сметной документацией и есть инвестор, информация о котором, однако, не разглашалась. Президент Бжания тогда говорил, что регулярные авиарейсы будут возможны не ранее 2023 года.

 В октябре 2021 года Бжания встретился в Москве с с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько. Стороны определили порядок и схему реализации проекта запуска сухумского аэропорта, который предусматривает нормативно-правовое регулирование, разработку проектно-сметной документации, заключение базовых межправительственных соглашений. Чуть ранее президент Абхазии говорил, что проектно-сметная документация будет готова через год, осенью 2022 года, инвестиции в сухумский аэропорт составят 120  миллионов рублей, а первые рейсы аэропорт Сухума примет к январю 2024 года.

Как повлияла на перспективы открытия сухумского аэропорта специальная военная операция на Украине

После того, как президент России  Путин начал специальную военную операцию на Украине,  весь мир оказались в новой реальности. Абхазия, конечно, тоже тяжесть антироссийских санкций почувствовалаУчитывая, что при любом раскладе военных дел на Украине, российский бюджет будет вынужден выделить громадные деньги на войну, вполне вероятно, что у абхазского руководства могут появиться опасения о снижении приоритета финансирования Абхазии в новой ситуации.

10 мая 2022 года директор сухумского аэропорта Вячеслав Эшба в интервью высказался о перспективах запуска сухумского аэропорта»:

Санкции непременно скажутся, это надо понимать. Аэропорт в некотором смысле попадает под двойные санкции. Во-первых, действует международный запрет на выполнение полетов со стороны ICAO, принятый по заявке Грузии. Во-вторых, санкции, введенные в последнее время, обязательно скажутся на работе сухумского аэропорта.

Что касается запрета со стороны Грузии, то это не слишком принципиальный момент, так как в любом случае после открытия аэропорта планировалось осуществлять рейсы только между Россией и Абхазией. А вот новые санкции, действительно сильно усложняют решение задачи запуска сухумского аэропорта. Попали под запрет поставки самолетов, запчастей к ним, аэродромное оборудование так же, практически все иностранного производства.

Собственным парком мы не располагаем, а авиализинг у западных компаний невозможен. Мы надеемся, что за время реконструкции аэропорта, то есть за следующие два года, ситуация все же изменится

Рассчитывать, что в ближайшие годы западные санкции будут отменены точно не стоит, как бы не развивалась украинская эпопея. С самолетами скоро все станет очень сложно в России, так как обслуживать их в полном объеме не получится. И на рейсы «Абхазских авиалиний» — компании без своих самолетов, вряд ли выделят борта с других направлений. и все же, основной вопрос — финансовый. Денег с каждым месяцем будет все меньше и на амбициозные проекты могут уже не дать из федерального российского бюджета.  Но вот весной 2023 года появились свежие  новости  по поводу аэропорта. 

Слухи об инвесторах для сухумского аэропорта в апреле 2023 года

В начале апреля 2023 года российское издание «Ведомости», сообщило, что власти Абхазии в ближайшие месяцы намерены объявить конкурс  на поиск инвестора для модернизации сухумского аэропорта. Среди потенциальных участников названы структуры Олега Дерипаски, «Новапорт» Романа Троценко и «Аэропорты регионов» Владимира Резера.  Кроме того, абхазские телеграм каналы сообщили об интересе к аэропорту со стороны бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, имеющего на Абхазию богатые планы в сфере инвестиций в строительство отелей и апартаментов. При этом было непонятно,  куда подевался предыдущий инвестор и какую проектную документацию должны были представить абхазские власти еще в конце 2022 года. 

Все эти слухи, так тогда слухами и остались. Возможно, что дело было в том, что, по российской практике инвесторы, как правило не вкладываются  в реконструкцию  взлетно-посадочной полосы, перронов, рулежных дорожек, светосигнального, аэронавигационного оборудования. В РФ все перечисленное находится в ведении федеральных властей. Дело же инвесторов — терминалы, гостиницы, прочие объекты для обслуживания пассажиров. Скорее всего, именно разногласия между абхазскими властями и предыдущим предполагаемым инвестором по поводу того, кто и как будет восстанавливать технические аэродромные объекты и инфраструктуру не позволили продолжить сотрудничество. 

Соглашение по сухумскому аэропорту и реальный инвестор

Однако, дальше события вокруг сухумского аэропорта  стали развиваться стремительно.  16 июня 2023 года на площадке XXVI Петербургского международного экономического форума подписано «Соглашение между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об осуществлении российским юридическим лицом инвестиционного проекта по возобновлению деятельности и дальнейшей эксплуатации Международного аэропорта «Сухум» им. В.Г. Ардзинба». С абхазской стороны документ подписала вице-премьер, министр экономики Кристина Озган, с российской — министр экономического развития Максим Решетников.

Абхазская оппозиция подвергла  соглашение обструкции, заявляя, что условия, обозначенные в этом соглашении не выгодны Абхазии и не отвечают национальным интересам. Однако в июле 2023 года депутаты Парламента Абхазии в окончательном чтении ратифицировали это Соглашение.  

27 октября 2023 г. Кабинет Министров Республики Абхазия и ООО «Инфраструктурное Развитие» заключили Соглашение о государственно-частном партнерстве. Предметом Соглашения стало восстановление имущественного комплекса Международного аэропорта «Сухум» им В.Г. Ардзинба с целью возобновления авиационного сообщения. Документ подписан по итогам конкурса по выбору инвестора, организованного Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством экономики Республики Абхазия.

В рамках реализации Соглашения будет восстановлена эксплуатационная пригодность аэродрома. Инвестор проведет реконструкцию взлетно-посадочной полосы длиной 3 100 метров и шириной 45 метров, что позволит принимать современные воздушные суда российского и иностранного производства. На взлетно-посадочной полосе планируется установить оборудование для инструментального захода на посадку, а также систему светосигнального обеспечения полетов 1 категории ИКАО. Также будет реконструирована рулежная дорожка и часть пассажирского перрона, построен новый участок перрона для дополнительного размещения на нем воздушных судов. В проекте предусмотрено строительство на аэродроме новой аварийно-спасательной станции, водосточно-дренажной системы, очистных сооружений, площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью и других объектов в соответствии с международными стандартами.

Помимо обновления аэродрома будет построен новый пассажирский терминал, а также обновлено историческое здание аэропорта. Вокруг нового терминала будет организована обширная парковая зона. В историческом здании аэровокзала планируется обслуживание официальных лиц и делегаций. Пропускная способность нового аэровокзального комплекса составит 1 300 пассажиров в час.

Одновременно со строительством нового терминала в аэропорту будут построены или восстановлены административно-производственные здания, помещения для службы спецтранспорта и ремонта, топливозаправочный комплекс.

Как проходил конкурс не сообщалось, но победитель — ООО «Инфраструктурное Развитие» показался многим специфическим. Компания была создана только летом 2023 года с уставным капиталом всего в 100 000 рублей. То есть, опыта аэропортовской деятельности у нее нет.  Учредителем ООО является АО «Международный инфраструктурный проект» с уставным капиталом тоже всего 100 000 рублей и основным видом деятельности «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Создано акционерное общество так же летом 2023 года. 

Учредителем же АО «Международный инфраструктурный проект» является сын заместителя секретаря Совета безопасности РФ Рашид Рашидович Нургалиев, который так же является учредителем в ряде российских компаний. Не знаю, какие из этого можно сделать выводы?

Как перспективы у сухумского аэропорта

 Какие выводы можно сделать из той информации, которую я изложил в этой статье? Во-первых,  пока действуют санкции запустить Сухумский аэропорт как полноценно работающий  будет крайне проблематично.  Тем более, что Грузия свое согласие на нормальную работу аэропорта не даст. Во-вторых,  даже если будет реальное  финансирование (пока непонятно, как будут заводиться деньги под проект) и удастся решить вопрос с поставками оборудования и бортами, все равно встанет вопрос рентабельности.  Еще в 2014 году турецкие специалисты просчитали, что для прибыльной работы сухумского аэропорта необходимо население не менее 1,5 миллиона человек. Столько в Абхазии и в советские времена не проживало, но на этот аэропорт были завязаны и жители западной Грузии. Сейчас же жителям наиболее населенного Гагрского района проще пользоваться аэропортом Сочи, а в восточной части Абхазии и людей значительно меньше, и туристические потоки не сравнить с Гагрой.

Чтобы аэропорт обслуживать нужен технический персонал, даже если не вести речь о создании абхазской авиакомпании. Это по самым скромным подсчетам более 10 миллионов рублей в месяц. Нужны сотни единиц спецтехники, которую тоже нужно будет покупать и обслуживать. Не знаю, что именно не устроило в том же 2014 году Дерипаску, только финансовые показатели или же еще что-то, но олигарху в умении считать деньги не откажешь. Как сейчас будет решать этот вопрос Нургалиев или люди, которые за ним стоят, но вопрос рентабельности никуда не денется.  Кто-то будет доплачивать .Абхазский бюджет такие траты не потянет. По тому же Соглашению, Абхазия обязана обеспечивать бесперебойную  подачу электроэнергии для нужд аэропорта, но сейчас абхазское правительство не знает, где найти 900 миллионов  рублей для оплаты перетока  из РФ без всякого аэропорта.   

То есть, 8 миллиардов на аэропорт деньги для сухумского аэропорта  фантастические, а выхлоп сомнительный. Разве что, аэропорт и его инфраструктуру планируют использовать  для иных целей, учитывая  ситуацию с СВО.  Разумеется, мне тоже хочется, чтобы появилась возможность летать в Абхазию напрямую из Москвы, но все же лучше при этом оставаться реалистами.  Пока нельзя дать 100% гарантию, что в начале 2025 года сухумский аэропорт  снова откроется.  От Бабушары до Сухума всего 18 километров. Не успеешь оглянуться и ты уже проезжаешь Красный мост. Но пограничный переход на Псоу, пока остается почти обязательным атрибутом посещения Абхазии. Тем не менее,  не стоит отчаиваться. Будем верить, что пройдет немного времени   мы все же  снова увидим над Абхазией  крылья, которые нравятся нам.

Фото контакты
0

Автор публикации

не в сети 1 час

admin

0
Комментарии: 1Публикации: 1046Регистрация: 08-09-2014

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Кирилл Базилевский, ваши сомнения по реализации проекта реконструкции и запуска аэропорта давно известны. Но вот процеее все-таки пошёл, вопреки Вашим прогнозам. Было бы интересно выложить сюда сам проект по аэропорту. Наверняка он уже утверждён. Хочется ознакомиться с архитектурным решением нового терминала. Есть такая информация?

    0
  2. «Согласно соглашению, российская сторона обязуется исполнять все условия инвестиционного проекта, абхазская — предоставляет исполнителю исключительные государственные гарантии по защите прав собственности на созданные в рамках инвестпроекта объекты, неизменные условия налоговых ставок и налоговых льгот, а также обязательства по предоставлению земельных участков в приоритетном порядке». Как то хочется дополнить этот абзац : «Исключительные государственные гарантии по абхазски- Зуб даю! Мамой клянусь!»

    0
  3. Вначале надо восстановить жд вокзал в Сухими, Гаграг, Новом Афоне
    Такая красивпя архитектура,.это история. Вот вначале чем надо заняться

    0
  4. Очень крутая статья! Надеюсь, с реальной перспективой) Летать в Абхазию прямым рейсом — это супер-круто!
    Хотелось бы поучавствовать в реализации проекта в качестве поставщика инженерного оборудования! Обращайтесь!

    0
  5. Хорошая статья, к кому можно обратиться м идеями развития аэропорта Сухум?

    0
  6. Хорошая стотья не получится с большими инвесторами это только с государством.или с малыми нодолго.

    0
  7. Отличная публикация! Спасибо, Кирилл.

    0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.