Сухумский аэропорт в Абхазии обещали открыть в 2024 году

Содержание статьи:

Когда откроют сухумский аэропорт? Этот вопрос интересует очень многих, как внутри Абхазии, так и многочисленных гостей «Страны души». Это естественно, так как, чтобы добраться  из Москвы до Сухума ( не говоря уже про Восточную Абхазию) занимает много времени. Надо лететь самолетом до Адлера, оттуда добираться до границы, а после пересечения пограничного пункта Псоу снова маршрутка или такси. Поезд по Абхазии идет слишком долго. Настроения такие поездки  путешественникам не добавляют, тем более в курортный сезон на пограничном переходе абхазо-российской границы на реке Псоу очень часто бывают большие очереди. Тем более, такой маршрут не удобен тем, кто занимается бизнесом в Абхазии.  Из сухумского аэропорта до Сухума максимум 30 минут езды, но он  не работает уже много лет.

Разговоры о запуске сухумского аэропорта идут давно, появлялись инвесторы, но до сих пор нет полной определенности, когда заработает аэропорт в Абхазии. Обещали, что  в 2024 году, но этого не будет.  В первую очередь, должны появиться нормальные инвесторы и для работы аэропорта  важна экономическая целесообразность. Большую роль играет политический фактор. С каждым годом история с  открытием аэропорта все больше напоминает сумбурно написанный детектив.  В этой статье, я рассказываю об истории проблемы и перспективах ее решения.

Что из себя представляет сухумский аэропорт

Сухумский аэропорт расположен вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-юго-востоку от Сухума,  практически на берегу сухумской бухты. Такое расположение позволяло осуществлять посадку с двух сторон. В этом плане, сухумский аэропорт куда более удобен, чем аэропорт Сочи, для посадки в котором пилотам необходимо  делать достаточно сложный маневр.  Не без оснований, в советский период сухумский аэропорт считался основным в этом регионе. 

Аэропорт был построен в середине 50-х годов прошлого века и несколько раз был модернизирован. В те годы пассажирооборот составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до одной  тысячи. В результате абхазо-грузинской войны сухумский аэропорт деятельность прекратил и на сегодняшний день принимает только борта российской военной авиации, да пару раз здесь садился самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Однако, для приема пассажиров аэропорт и его инфраструктура нуждается в серьезной и дорогостоящей реконструкции. 

сухумский аэропорт

Почему не работает сухумский аэропорт

Как же так получилось, что лучший во всем Закавказье аэропорт оказался невостребованным и забытым почти 30 лет? Причин этому несколько. Смешались политические, экономические и инфраструктурные факторы. В первую очередь, тут виновата политика. Последние рейсы из Сухумского аэропорта вылетали осенью 1993 года во время штурма Сухума, подразделениями абхазской армии и отрядов добровольцев. Во время грузинской военной катастрофы в Абхазии отсюда вывозили беженцев. 

Как известно, Грузия до сих пор считает Абхазию своей территорией и блокирует все возможности для признания Абхазии в той или иной сфере как независимого государства. Сухумский аэропорт тоже стал заложником очень сложных, мягко говоря, отношений между Грузией и Абхазией. Главным препятствием к  началу работы аэропорта является решение Международной организации гражданской авиации (ICAO) не присваивать ему статус международного, принятое еще в 2010 году по требованию Грузии.

Но есть еще и экономические факторы, которые не менее важны, чем политические. Аэропорт нуждается в модернизации, но своими средствами Абхазия выполнить работы не может, нужны инвестиции. Кроме того, инвестор должен понимать свою выгоду от использования аэропорта, но на сегодняшний день не слишком понятно, какими преференциями можно привлечь серьезные деньги под этот проект. 

Как искали инвесторов для сухумского аэропорта

После войны и блокады со стороны стран СНГ, абхазская экономика оказалась в плачевном состоянии. Инфраструктура Абхазии из-за отсутствия  средств не в лучшем виде. Сухумского аэропорта это коснулось.  На его запуск, как действующего аэропорта нужны миллиарды рублей. Абхазские власти предпринимали попытки найти инвесторов, но это оказалось сделать не просто. Аэропорт сам по себе не приносит прибыли, поэтому, инвесторам необходимо предложить адекватный формат для инвестиций и какие-то заманчивые преференции.

Роман Троценко
Глава холдинга "Новапорт" Роман Троценко © Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

Летом 2011 года, правительство Абхазии подписало соглашение о намерениях с холдингом «Новапорт» Романа Троценко, который считается членом окружения  того самого Сечина.  Планировалось, что «Новапорт» инвестирует  в новый терминал в аэропорту Сухума 100 млн долларов, после чего он сможет принимать порядка 250 тысяч пассажиров в год к 2015 году.  Была надежда, что сухумский аэропорт можно будет использовать в качестве резервного для Сочи во время олимпиады. Однако, эти планы так и остались планами. 

В 2014 году разговоры о запуске сухумского аэропорта снова возобновились.  Президент Хаджимба заявлял, что аэропорт начнет работать в течении двух лет. На тот момент велись активные переговоры с представителями другого российского олигарха — Олега Дерипаски. Предполагалось, что именно его компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент», займется реконструкцией сухумского аэропорта, построив  гостиницы, вокзал, магазины и иные объекты.

Абхазская сторона  должна была отвечать за сам  аэродром и инфраструктуру, радионавигацию, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов. Однако, в начале сентября 2015 года Рауль Хаджимба признал, что денег на запуск сухумского аэропорта по-прежнему нет. Судя по тому, что абхазский президент тогда заговорил о поиске инвестора, прежние договоренности с хозяином «Базового элемента» были дезавуированы

Дерипаска
Олег Дерипаска

В мае 2017 года состоялась встреча директора РУП «Международный аэропорт «Сухум» им. В.Г. Ардзинба Вячеслава Эшба и торгового представителя Российской Федерации в Абхазии Владимира Некрасова, на которой обсуждались возможности участия в модернизации российских фирм, производящих оборудование. Однако, все завязано на финансирование. С желающими поучаствовать в запуске сухумского аэропорта в качестве подрядчиков дефицита точно не будет. Но нет самого главного — денег.

В августе 2019 года в Сухуме состоялась  встреча по вопросам организации воздушного транспортного сообщения между Абхазией и Россией. Как сообщила российская сторона, потенциальным инвестором проекта «Международный аэропорт «Сухум» им. В. Г. Ардзинба» может стать компания «Аэроинвест», которая в свое время владела аэропортом «Минеральные воды». Компания аффилирована с холдингом «Синдика» бывшего главы Кабардино-Балкарии, ныне сенатора от КБР Арсена Канокова. Планировалось, что аэропорт заработает через 2 года.  

Проектировщиком выступал проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». По словам руководителя проекта, после подготовки мастер-плана, специалистам необходимо было бы еще около полугода для того, что бы подготовить проектно-сметную документацию. По мнению эксперта, кроме взлетной полосы, которая требует глубокого ремонта, аэропорт тоже придется фактически восстанавливать с нуля. Заниматься запуском сухумского аэропорта должны были  частные инвесторы без привлечения бюджетных средств.

Тогдашний премьер-министр Валерий Бганба несколько обтекаемо заявил, что «в первую очередь, абхазской и российской сторонам предстоит определить пути правового и экспертного сопровождения деятельности Сухумского аэропорта.  То есть, оставалось достаточно много стратегических вопросов которые на тот момент еще не были согласованы. Ну а вскоре, Абхазию захлестнул очередной политический кризис, президент Хаджимба был вынужден досрочно оставить свой пост, к власти пришла новая команда во главе с Асланом Бжания и Александром Анквабом и одновременно вспыхнула эпидемия коронавируса. Всем стало не до аэропорта.

В июле 2020 года на  пресс-конференции новый президент Абхазии Аслан Бжания сообщил, что  компания «Синдика» от своих обязательств отказалась. По его словам, у него состоялась во время поездки в Москву встреча с президентом компании «Синдика», но вместо обсуждения проекта, потенциальный инвестор констатировал факт, что в связи с прогнозируемым спадом объема  перевозок, грузопотока, пассажиров, проект запуска сухумского аэропорта для «Синдика» более не актуален, так как слишком затратный.  

Зачем нужно было присваивать коды сухумскому аэропорту

На заседании кабинета министров Абхазии 26 июля 2019 года был принят ряд громких решений, касающихся судьбы сухумского аэропорта. Во-первых, было утверждено Распоряжение «О придании аэродрому Международного аэропорта «Сухум» им. В. Г. Ардзинба статуса аэродрома совместного базирования», в соответствии с которым дается право  размещать в сухумском аэропорту  гражданские и государственные воздушные суда

Во-вторых, принято Постановление  «О присвоении буквенного кода» Международному аэропорту «Сухум» и воздушному пространству РА присвоен международный четырехбуквенный код «URAS» для последующего внесения в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP).

Несмотря на оптимистичные заявления тогдашнего абхазского руководства по поводу грядущего открытия сухумского аэропорта для международного авиасообщения, не  слишком было ясно, как в Абхазии собирались решать задачу запуска аэропорта на практике.  После возвращения Крыма в Россию 2014 году можно было бы попросить российское руководство запустить авиасообщение по крымскому варианту, то есть  запустить рейсы в Абхазию из российских регионов, наплевав на новые санкции. Однако, не известно, поднимался ли этот вопрос, а если поднимался, то о реакции Кремля ничего не сообщалось. С присвоением кодов аэропорту абхазскими властями так же не понятно, как это могло помочь работе аэропорта.

Бизнес-консалтинг в Абхазии +7 916 181-0919

Что касается первого из принятых документов, то тут вопросов нет. Статус аэродрома совместного базирования это полностью внутриабхазское дело. В России Перечень  аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации, а само понятие определяется Воздушным кодексом РФ. 

Не очень понятно решение по поводу присвоения буквенного кода. Этот код присваивается каждому конкретному аэропорту Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Расшифровка ИКАО предусматривает наличие четырех символов:

  1. Первый указывает на континент, в котором находится аэропорт.
  2. Второй символ обозначает страну.
  3. Оставшиеся символы должны соответствовать самому аэропорту.

В России используются коды, присвоенные еще при СССР. Для этого был выделен отдельный шифр, предусматривающий наличие однобуквенного префикса, а три оставшиеся символа указывают на аэропорт, которому принадлежит авиалайнер. Код сухумского аэропорта решением абхазского правительства привязывается к российскому сегменту кодов ИКАО. При этом, ИКАО  считает Абхазию частью Грузии. По поводу присвоения кодов выразило протест  о чем заявило тут же Агентство гражданской авиации Минэкономики Грузии. В соответствии с соглашением между правительствами Абхазии и России о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 17 февраля 2010 года, РФ представляет интересы Абхазии в этой сфере в международных организациях. Однако, рассчитывать на лояльную России и Абхазии позицию ИКАО не стоит.

Информация об аэропорте и прочие данные, касающиеся осуществления и безопасности полетов заносится в специальные справочники. Как можно понять из информации от абхазских властей, информация о сухумском аэропорте должна быть внесена в российский Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP), который разрабатывается в соответствии с Порядком
разработки и правилами предоставления аэронавигационной информации
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 31 октября 2014 г. N 305). В общем-то, создалось тогда впечатление, что власти Абхазии выдавали желаемое за действительное

Заказать ООО в Абхазии сейчас


Звоните! +7 (916) 181-09-19 Viber Whatsapp

Помимо всего прочего, сложно понять как присвоение кодов помогло бы решить другую важную проблему — экономическую. Модернизация и обслуживание работы аэропорта  — очень серьезные средства. Как пример можно привести аэропорт Ижевска. Из него осуществляется около десятка рейсов в сутки. В 2014 году пропускная способность аэропорта составила около 250 000 пассажиров в год, что сопоставимо с предполагаемым пассажиропотоком сухумского аэропорта. Так вот, на реконструкцию аэропортового комплекса Ижевска планировалось  потратить — 3,37 млрд рублей за пять лет. В 2012 году полученная ижевским аэропортом прибыль составила 82 млн рублей, а субсидии из республиканского бюджета — 130 млн рублей.

Впрочем, на тот момент у абхазского руководства  был расчет на сотрудничество с компанией «Синдика», которое, как уже было указано выше, в итоге не состоялось. Но очевидно, что сухумский аэропорт сам по себе, тем более, без возможности его использования в международном масштабе, инвесторам не интересенБизнес в такой ситуации можно соблазнить только реальными преференциями и перспективами, которые должны рассматриваться в комплексе с восстановлением аэропорта. Может быть, для реализации проекта подойдет формат государственно-частного партнерства. Но закона о ГЧП в Абхазии нет, а создать такой проект немалые деньги, требующие высокопрофессиональных исполнителей. 

Новые поиски инвестора при президенте Бжания

В мае  2021 года власти Абхазии заявляли, что ведется работа над проектно-сметной документацией и есть инвестор, информация о котором, однако, не разглашалась. Президент Бжания тогда говорил, что регулярные авиарейсы будут возможны не ранее 2023 года.

 В октябре 2021 года Бжания встретился в Москве с с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько. Стороны определили порядок и схему реализации проекта запуска сухумского аэропорта, который предусматривает нормативно-правовое регулирование, разработку проектно-сметной документации, заключение базовых межправительственных соглашений. Чуть ранее президент Абхазии говорил, что проектно-сметная документация будет готова через год, осенью 2022 года, инвестиции в сухумский аэропорт составят 120  миллионов рублей, а первые рейсы аэропорт Сухума примет к январю 2024 года.

Как повлияла на перспективы открытия сухумского аэропорта специальная военная операция на Украине

После того, как президент России  Путин начал специальную военную операцию на Украине,  весь мир оказались в новой реальности. Абхазия, конечно, тоже тяжесть антироссийских санкций почувствовалаУчитывая, что при любом раскладе военных дел на Украине, российский бюджет будет вынужден выделить громадные деньги на войну, вполне вероятно, что у абхазского руководства могут появиться опасения о снижении приоритета финансирования Абхазии в новой ситуации.

10 мая 2022 года директор сухумского аэропорта Вячеслав Эшба в интервью высказался о перспективах запуска сухумского аэропорта»:

Санкции непременно скажутся, это надо понимать. Аэропорт в некотором смысле попадает под двойные санкции. Во-первых, действует международный запрет на выполнение полетов со стороны ICAO, принятый по заявке Грузии. Во-вторых, санкции, введенные в последнее время, обязательно скажутся на работе сухумского аэропорта.

Что касается запрета со стороны Грузии, то это не слишком принципиальный момент, так как в любом случае после открытия аэропорта планировалось осуществлять рейсы только между Россией и Абхазии. А вот новые санкции, действительно сильно усложняют решение задачи запуска сухумского аэропорта. Попали под запрет поставки самолетов, запчастей к ним, аэродромное оборудование так же, практически все иностранного производства.

Собственным парком мы не располагаем, а авиализинг у западных компаний невозможен. Мы надеемся, что за время реконструкции аэропорта, то есть за следующие два года, ситуация все же изменится

Рассчитывать, что в ближайшие годы западные санкции будут отменены точно не стоит, как бы не развивалась украинская эпопея. С самолетами скоро все станет очень сложно в России, так как обслуживать их в полном объеме не получится. И на рейсы «Абхазских авиалиний» — компании без своих самолетов, вряд ли выделят борта с других направлений. и все же, основной вопрос — финансовый. Денег с каждым месяцем будет все меньше и на амбициозные проекты могут уже не дать из федерального российского бюджета.  Так что, без инвестора в ближайшие годы самолеты над Абхазией вряд ли полетят. И вот весной 2023 года появились новые новости  по поводу аэропорта. 

Ситуация с сухумским аэропортом в апреле 2023 года

В начале апреля 2023 года российское издание «Ведомости», сообщило, что власти Абхазии в ближайшие месяцы намерены объявить конкурс  на поиск инвестора для модернизации сухумского аэропорта. Среди потенциальных участников названы структуры Олега Дерипаски, «Новапорт» Романа Троценко и «Аэропорты регионов» Владимира Резера.  Кроме того, абхазские телеграм каналы сообщили об интересе к аэропорту со стороны бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, имеющего на Абахзию богатые планы в сфере инвестиций в строительство отелей и апартаментов. Ясности больше, в итоге не стало, так как теперь непонятно, куда подевался предыдущий инвестор и какую-проектную документацию должны были представить абхазские власти еще в конце 2022 года. 

Во всяком случае, сейчас сложно точно сказать по -прежнему, в какую сумму  сумму обойдется реконструкция сухумского аэропорта. Ряд экспертов предполагают, что  что затраты могут превысить $100 млн., точнее без дополнительных исследований и технического аудита сказать невозможно. Опять же, по российской практике, инвесторы, как правило не вкладываются  в реконструкцию  взлетно-посадочной полосы, перронов, рулежных дорожек, светосигнального, аэронавигационного оборудования. В РФ все перечисленное находится в ведении федеральных властей. Дело же инвесторов — терминалы, гостиницы, прочие объекты для обслуживания пассажиров. Скорее всего, именно разногласия между абхазскими властями и предыдущим предполагаемым инвестором по поводу того, кто и как будет восстанавливать технические аэродромные объекты и инфраструктуру не позволили продолжить сотрудничество. 

Как перспективы у сухумского аэропорта

 Какие выводы можно сделать из той информации, которую я изложил в этой статье? Во-первых,  пока действуют санкции запустить Сухумский аэропорт будет крайне проблематично. Выше я написал почему. Во-вторых,  даже если будет финансирование и удастся решить вопрос с поставками оборудования и бортами, все равно встанет вопрос рентабельности.  Еще в 2014 году турецкие специалисты просчитали, что для прибыльной работы сухумского аэропорта необходимо население не менее 1,5 миллиона человек. Столько в Абхазии и в советские времена не проживало, но на этот аэропорт были завязаны и жители западной Грузии. Сейчас же жителям наиболее населенного гагрского района проще пользоваться аэропортом Сочи, а в восточной части Абхазии и людей значительно меньше, и туристические потоки не сравнить с Гагрой.

Чтобы аэропорт обслуживать нужен технический персонал, даже если не вести речь о создании абхазской авиакомпании. Это по самым скромным подсчетам более 10 миллионов рублей в месяц. Нужны сотни единиц спецтехники, которую тоже нужно будет покупать и обслуживать. Не знаю, что именно не устроило в том же 2014 году Дерипаску, только финансовые показатели или же еще что-то, но олигарху в умении считать деньги не откажешь. Получается, что весь груз расходов ляжет на абхазский бюджет, который такие траты не потянет.  А на запуск аэропорта нужно более 8 миллиардов рублей. Общий объем доходов республиканского бюджета на 2022 год был утвержден в сумме 9 миллиардов 430 миллионов 558 тысяч рублей, в том числе финансовая помощь России в целях социально-экономического развития Абхазии в сумме 4 миллиарда 376 миллионов 513 тысяч рублей, в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2020-2022 годы в сумме 1 миллиард 350.

То есть, 8 миллиардов на аэропорт деньги для Абхазии фантастические, а выхлоп сомнительный. Разумеется, мне тоже хочется, чтобы появилась возможность летать в Абхазию напрямую из Москвы, но все же лучше при этом оставаться реалистами. С другой стороны, в июне 2021 года в селе Тамыш открылся  невиданный для Абхазии туристический проект российского туроператора «Библио-Глобус», в руководстве которого  люди, близкие к российскому президенту. Так что, может быть всякое. Тем более, что курортные сезоны 2021 -го и 2022 годов года получились в Абхазии удачными, эпидемию ковида сменила спецоперация и международная изоляция России и инвестировать в абхазскую инфраструктуру точно есть смысл Во всяком случае, на 2023 год у абхазского туризма хорошие перспективы. От Бабушары до Сухума всего 18 километров. Не успеешь оглянуться и ты уже проезжаешь Красный мост. Но пограничный переход на Псоу, пока остается почти обязательным атрибутом посещения Абхазии. Тем не менее,  не стоит отчаиваться. Будем верить, что пройдет немного времени   мы все же  снова увидим над Абхазией  крылья, которые нравятся нам.

Фото контакты
0

Автор публикации

не в сети 2 недели

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 1033Регистрация: 08-09-2014

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Отличная публикация! Спасибо, Кирилл.

    0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.