Чтобы добраться из Москвы до Сухума требуется примерно десять часов. Надо лететь самолетом до Адлера, оттуда добираться до границы, а после пересечения пограничного пункта Псоу, снова маршрутка или такси. Поезд по Абхазии идет слишком долго. Настроения такие перспективы путешественникам не добавляют. Тем более, такой маршрут не удобен тем, кто занимается бизнесом в Абхазии. Но сухумский аэропорт не работает уже много лет.

Каким был сухумский аэропорт

Сухумский аэропорт расположен вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-юго-востоку от Сухума,  практически на берегу сухумской бухты. Такое располоожение позволяло осуществлять посадку с двух сторон. В этом плане, сухумский аэропорт куда более удобен, чем аэропорт Сочи, для посадки в котором пилотам необходимо  делать достаточно сложный маневр.  

Аэропорт был построен в середине 50-х годов прошлого века и несколько раз был модернизирован. В те годы пассажирооборот составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. В результате абхазо-грузинской войны сухумский аэропорт деятельность прекратил и на сегодняшний день принимает только борта российской военной авиации, да пару раз здесь садился самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. 

сухумский аэропорт

Бухгалтерский аутсорсинг в Абхазии и консультации

Заказать консультацию:
+7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp)!

Почему не работает сухумский аэропорт

Как же так получилось, что лучший во всем Закавказье аэропорт оказался брошенным и забытым? В первую очередь, тут виновата политика. Как известно, Грузия до сих пор считает Абхазию своей территорией и блокирует все возможности для признания Абхазии в той или иной сфере как независимого государства. 

Главным препятствием к  началу работы аэропорта является решение Международной организации гражданской авиации (ICAO) не присваивать ему статус международного, принятое еще в 2010 году по требованию Грузии. После возвращения Крыма в 2014 году можно было бы по крымскому варианту запустить рейсы в Абхазию из российских регионов, наплевав на новые санкции. Но есть еще и экономические факторы, которые не менее важны, чем политические. 

Как искали инвесторов для сухумского аэропорта

После десятилетия войны и блокады, абхазская экономика оказалась в плачевном состоянии. Инфраструктура Абхазии во многом оказалась уничтожена. Не в лучшем виде к началу нулевых годов и сухумский аэропорт. На его запуск , как действующего аэропорта нужны миллиарды рублей. Абхазские власти предпринимали попытки найти инвесторов, но это оказалось сделать не просто. Аэропорт сам по себе не приносит прибыли, поэтому, инвесторам необходимо предложить адекватный формат для инвестиций и какие-то заманчивые преференции.

Роман Троценко
Глава холдинга "Новапорт" Роман Троценко © Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

Летом 2011 года, правительство Абхазии подписало соглашение о намерениях с холдингом «Новапорт» Романа Троценко, который считается членом окружения самого Сечина.  Планировалось, что «Новапорт» инвестирует  в новый терминал в аэропорту Сухума 100 млн долларов, после чего он сможет принимать порядка 250 тысяч пассажиров в год к 2015 году.  Была надежда, что сухумский аэропорт можно будет использовать в качестве резервного для Сочи во время олимпиады. Однако, эти планы так и остались планами. 

Консультации по вопросам недвижимости в Абхазии

Заказать консультацию:
+7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp)!

В 2014 году разговоры о запуске сухумского аэропорта снова усилились.  Президент Хаджимба заявлял, что аэропорт начнет работать в течении двух лет. На тот момент велись активные переговоры с представителями другого российского олигарха — Олега Дерипаски. Предполагалось, что именно его компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент», займется реконструкцией сухумского аэропорта, построив построив гостиницы, вокзал, магазины и иные объекты.

Абхазская сторона  должна была отвечать за сам  аэродром и инфраструктуру, радионавигацию, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов. Однако, в начале сентября 2015 года Рауль Хаджимба признал, что денег на запуск сухумского аэропорта по-прежнему нет. Судя по тому, что абхазский президент тогда заговорил о поиске инвестора, прежние договоренности с хозяином «Базового элемента» были дезавуированы

Дерипаска
Олег Дерипаска

В мае 2017 года состоялась встреча директора РУП «Международный аэропорт «Сухум» им. В.Г. Ардзинба Вячеслава Эшба и торгового представителя Российской Федерации в Абхазии Владимира Некрасова, на которой обсуждались возможности участия в модернизации российских фирм, производящих оборудование. С желающими поучаствовать в запуске сухумского аэропорта в качестве подрядчиков дефицита точно не будет. Но нет самого главного — денег.

Громкие новости вокруг аэропорта в июле 2019 года

Судьба сухумского аэропорта к лету 2019 года по-прежнему находилась в полном тумане. Инвесторов нет, денег в бюджете Абхазии нет. Рассчитывать на выделение средств для модернизации аэропорта в качестве российской финансовой помощи по программе социально-экономического развития Абхазии  не приходится.

Как еще осенью 2015 года говорил Рауль Хаджимба «Хотелось бы, чтобы Сухумский аэропорт заработал сегодня, даже вчера, но средств, которые бы позволили нам запустить аэропорт, в Абхазии нет. Это не один и не два миллиарда». Однако, на заседании кабинета министров Абхазии 26 июля 2019 года был принят ряд громких решений, касающихся судьбы сухумского аэропорта. 

Подписывайтесь на телеграм "Абхазские проекты"!

Вся актуальная информация о бизнесе в Абхазии, включая тему автомобилей на абхазском учете для россиян

Во-первых, было утверждено Распоряжение «О придании аэродрому Международного аэропорта «Сухум» им. В. Г. Ардзинба статуса аэродрома совместного базирования», в соответсвии с котором дается право  размещать в сухумском аэропорту  гражданские и государственные воздушные суда

Во-вторых, принято Постановление  «О присвоении буквенного кода» Международному аэропорту «Сухум» и воздушному пространству РА присвоен международный четырехбуквенный код «URAS» для последующего внесения в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP).

Несмотря на оптимистичные заявления абхазского руководства по поводу грядущего открытия сухумского аэропорта для международного авиасообщения, не слишком на сегодняшний день ясно, как эта цель будет достигаться на практике. Есть несколько моментов, требующих пояснения со стороны инициаторов этих решений. 

Бизнес-консалтинг. Свяжитесь с нами прямо сейчас: +7 916 181-0919

Кто и как будет использовать коды аэропорта

Что касается первого из принятых документов, то тут вопросов нет. Статус аэродрома совместного базирования это полностью внутриабхазское дело. В России Перечень  аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации, а само понятие определяется Воздушным кодексом РФ. 

Не очень понятно решение по поводу присвоения буквенного кода. Этот код присваивается каждому конкретному аэропорту Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Расшифровка ИКАО предусматривает наличие четырех символов:

  1. Первый указывает на континент, в котором находится аэропорт.
  2. Второй символ обозначает страну.
  3. Оставшиеся символы должны соответствовать самому аэропорту.

В России используются коды, присвоенные еще при СССР. Для этого был выделен отдельный шифр, предусматривающий наличие однобуквенного префикса, а три оставшиеся символа указывают на аэропорт, которому принадлежит авиалайнер. Код сухумского аэропорта привязывается к российскому сегменту кодов ИКАО, при том, что эта международная организация считает Абхазию частью Грузии, о чем заявило тут же Агентство гражданской авиации Минэкономики Грузии. В соответствии с соглашением между правительствами Абхазии и России о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 17 февраля 2010 года, РФ предстиавляет интересы Абхазии в этой сфере в международных организациях, позиция ИКАО может оказаться не самой дружественной

Информация об аэропорте и прочая информация, касающаяся осуществления и безопасности полетов заносится в специальные справочники. Как можно понять из информации от абхазских властей, информация о сухумском аэропорте должна быть внесена в российский Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP), который разрабатывается в соответствии с Порядком
разработки и правилами предоставления аэронавигационной информации
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 31 октября 2014 г. N 305). Как это будет выглядеть на практике пока не очень ясно

Заказать ООО в Абхазии "под ключ"!

Регистрация предприятий в Абхазии для бизнеса, приобретения прав на недвижимость, оформление автомобилей от 35 000 рублей!

Где взять деньги на модернизацию и обслуживание

Помимо всего прочего, сложно понять как присвоение кодов поможет решить другую важную проблему — экономическую. Модернизация и обслуживание работы аэропорта  — очень серьезные средства. Как пример можно привести аэропорт Ижевска. Из него осуществляется около десятка рейсов в сутки. В 2014 году пропускная способность аэропорта составила около 250 000 пассажиров в год, что сопоставимо с предполагаемым пассажиропотоком сухумского аэропорта. Так вот, на реконструкцию аэропортового комплекса Ижевска планируется потратить — 3,37 млрд рублей за пять лет. В 2012 году полученная ижевским аэропортом прибыль составила 82 млн рублей, а субсидии из республиканского бюджета — 130 млн рублей.

Как было озвучено на заседании правительства  Абхазии, начиная с 2018 года был привлечен российский инвестор, который к концу августа должен завершить проектно-сметные работы. Откуда руководство Абхазии планирует привлекать средства непосредственно для запуска сухумского аэропорта и его обслуживания — пока не сообщается.  

сухумский аэропорт
https://vmulder.livejournal.com/248176.html

Возможно, планируется привлечь деньги частных инвесторов. Но очевидно, что сухумский аэропорт сам по себе, тем более, без возможности его использования в международном масштабе, инвесторам не интересен.

Бизнес в такой ситуации можно соблазнить только реальными преференциями и перспективами, которые должны рассматриваться в комплексе с восстановлением аэропорта. Может быть, для реализации проекта подойдет формат государственно-частного партнерства. Но закона о ГЧП в Абхазии нет, а создать такой прокт немалые деньги, требующие высопрофессиональных исполнителей. 

Последние новости по сухумскому аэропорту

Ситуация с сухумским аэропортом не слишком пока понятная в среднесрочной песпективе. Однако, в октябре 2019 года появилась новая информация, касающаяся будущего сухумского аэропорта. Как рассказал директор РУП «Международный аэропорт «Сухум» имени Владислава Ардзинба Вячеслав Эшба, «… техническое задание на реконструкцию, капитальный ремонт аэропорта, подготовку которого нам поручило правительство, составлено и принято проектировщиком. На основе этого техзадания проектировщики сделали план реконструкции объекта. Дальше остается финансовая сторона вопроса и пошаговая реконструкция аэропорта». 

Проектировщиком выступает проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». Заниматься запуском сухумского аэророрта будут частные инвесторы без привлечения бюджетных средств. Инвесторы не называются пока, как и не озвучиваются условия соглашения. Видимо, как раз сработал вариант, когда инвесторам предоставляются дополнительные преференции. Обещают открыть авиасообщение через пару лет. Остается только наблюдать за движением вокруг сухумского аэропорта. 

От Бабушары до Сухума всего 18 километров. Не успеешь оглянуться и ты уже проезжаешь Красный мост. Но пограничный переход на Псоу, пока остается почти обязательным атрибутом посещения Абхазии. Тем не менее,  не стоит отчаиваться. Будем верить, что пройдет немного времени   мы все же  снова увидим над Абхазией  крылья, которые нравятся нам.

Я, Кирилл Базилевский, координатор Партнерства "Абхазские проекты"

Я участвую в различных проектах на территории Абхазии почти полтора десятка лет. Последние годы являюсь координатором Партнерства «Абхазские проекты». Мы помогаем друг другу и россиянам, решившим открыть свой бизнес в Абхазии, работать правильно и не допускать фатальных ошибок в этой замечательной стране.

Звоните +7  916 -181 -09 -19 (Viber, Whatsapp)

Поделиться:

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

3 КОММЕНТАРИИ

  1. […] перспективы. Я уже поднимал эту тему в материалах «Где твои крылья? О судьбе сухумского аэропорта»  и «С Сухумским аэропортом снова туман».  Уже не […]

    • Здравствуйте, Владлен!
      Тут как в анекдоте про блондинку. 50/50. Или откроют или не откроют. А если серьезно, то пока заявления о скором открытии аэропорта со стороны властей мало чем подкреплены. Тут не только вопрос политики, но в первую очередь, экономики.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.