Какие планы на открытие сухумского аэропорта в Абхазии

Когда откроют сухумский аэропорт. Этот вопрос интересует очень многих. Чтобы добраться из Москвы до Сухума требуется примерно десять часов. Надо лететь самолетом до Адлера, оттуда добираться до границы, а после пересечения пограничного пункта Псоу, снова маршрутка или такси. Поезд по Абхазии идет слишком долго. Настроения такие перспективы путешественникам не добавляют. Тем более, такой маршрут не удобен тем, кто занимается бизнесом в Абхазии. Но сухумский аэропорт не работает уже много лет.

Давно ведутся разговоры, что сухумский аэропорт, куда более удобный для авиакомпаний наконец заработает. Но все очень не просто и для решения этой задач должно совпасть много факторов.  В первую очередь, должны появиться нормальные инвесторы и для работы аэропорта  важна экономическая целесообразность. Пока говорить о скором запуске сухумского аэропорта не приходится. 

Каким был сухумский аэропорт

Сухумский аэропорт расположен вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-юго-востоку от Сухума,  практически на берегу сухумской бухты. Такое располоожение позволяло осуществлять посадку с двух сторон. В этом плане, сухумский аэропорт куда более удобен, чем аэропорт Сочи, для посадки в котором пилотам необходимо  делать достаточно сложный маневр.  

Аэропорт был построен в середине 50-х годов прошлого века и несколько раз был модернизирован. В те годы пассажирооборот составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. В результате абхазо-грузинской войны сухумский аэропорт деятельность прекратил и на сегодняшний день принимает только борта российской военной авиации, да пару раз здесь садился самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. 

сухумский аэропорт

Почему не работает сухумский аэропорт

Как же так получилось, что лучший во всем Закавказье аэропорт оказался брошенным и забытым? В первую очередь, тут виновата политика. Как известно, Грузия до сих пор считает Абхазию своей территорией и блокирует все возможности для признания Абхазии в той или иной сфере как независимого государства. 

Главным препятствием к  началу работы аэропорта является решение Международной организации гражданской авиации (ICAO) не присваивать ему статус международного, принятое еще в 2010 году по требованию Грузии. После возвращения Крыма в 2014 году можно было бы по крымскому варианту запустить рейсы в Абхазию из российских регионов, наплевав на новые санкции. Но есть еще и экономические факторы, которые не менее важны, чем политические. 

Как искали инвесторов для сухумского аэропорта

После войны и блокады, абхазская экономика оказалась в плачевном состоянии. Инфраструктура Абхазии из-за отсутствия  средств не в лучшем виде. Сухумского аэропорта это также касается.  На его запуск, как действующего аэропорта нужны миллиарды рублей. Абхазские власти предпринимали попытки найти инвесторов, но это оказалось сделать не просто. Аэропорт сам по себе не приносит прибыли, поэтому, инвесторам необходимо предложить адекватный формат для инвестиций и какие-то заманчивые преференции.

Роман Троценко
Глава холдинга "Новапорт" Роман Троценко © Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

Летом 2011 года, правительство Абхазии подписало соглашение о намерениях с холдингом «Новапорт» Романа Троценко, который считается членом окружения  того самого Сечина.  Планировалось, что «Новапорт» инвестирует  в новый терминал в аэропорту Сухума 100 млн долларов, после чего он сможет принимать порядка 250 тысяч пассажиров в год к 2015 году.  Была надежда, что сухумский аэропорт можно будет использовать в качестве резервного для Сочи во время олимпиады. Однако, эти планы так и остались планами. 

Консультации по вопросам недвижимости в Абхазии

Заказать консультацию:
+7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp)!

В 2014 году разговоры о запуске сухумского аэропорта снова возобновились.  Президент Хаджимба заявлял, что аэропорт начнет работать в течении двух лет. На тот момент велись активные переговоры с представителями другого российского олигарха — Олега Дерипаски. Предполагалось, что именно его компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент», займется реконструкцией сухумского аэропорта, построив  гостиницы, вокзал, магазины и иные объекты.

Абхазская сторона  должна была отвечать за сам  аэродром и инфраструктуру, радионавигацию, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов. Однако, в начале сентября 2015 года Рауль Хаджимба признал, что денег на запуск сухумского аэропорта по-прежнему нет. Судя по тому, что абхазский президент тогда заговорил о поиске инвестора, прежние договоренности с хозяином «Базового элемента» были дезавуированы

Дерипаска
Олег Дерипаска

В мае 2017 года состоялась встреча директора РУП «Международный аэропорт «Сухум» им. В.Г. Ардзинба Вячеслава Эшба и торгового представителя Российской Федерации в Абхазии Владимира Некрасова, на которой обсуждались возможности участия в модернизации российских фирм, производящих оборудование. С желающими поучаствовать в запуске сухумского аэропорта в качестве подрядчиков дефицита точно не будет. Но нет самого главного — денег.

Громкие новости вокруг сухумского аэропорта летом 2019 года

Судьба сухумского аэропорта к лету 2019 года по-прежнему находилась в полном тумане. Инвесторов нет, денег в бюджете Абхазии нет. Рассчитывать на выделение средств для модернизации аэропорта в качестве российской финансовой помощи по программе социально-экономического развития Абхазии  не приходится.

Как еще осенью 2015 года говорил Рауль Хаджимба «Хотелось бы, чтобы Сухумский аэропорт заработал сегодня, даже вчера, но средств, которые бы позволили нам запустить аэропорт, в Абхазии нет. Это не один и не два миллиарда». Однако, на заседании кабинета министров Абхазии 26 июля 2019 года был принят ряд громких решений, касающихся судьбы сухумского аэропорта. 

Подписывайтесь на телеграм "Абхазские проекты"!

Вся актуальная информация о бизнесе в Абхазии, включая тему автомобилей на абхазском учете для россиян

Во-первых, было утверждено Распоряжение «О придании аэродрому Международного аэропорта «Сухум» им. В. Г. Ардзинба статуса аэродрома совместного базирования», в соответсвии с котором дается право  размещать в сухумском аэропорту  гражданские и государственные воздушные суда

Во-вторых, принято Постановление  «О присвоении буквенного кода» Международному аэропорту «Сухум» и воздушному пространству РА присвоен международный четырехбуквенный код «URAS» для последующего внесения в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP).

Несмотря на оптимистичные заявления абхазского руководства по поводу грядущего открытия сухумского аэропорта для международного авиасообщения, не слишком на сегодняшний день ясно, как эта цель будет достигаться на практике. Есть несколько моментов, требующих пояснения со стороны инициаторов этих решений. 

Бизнес-консалтинг: +7 916 181-0919

Кто и как будет использовать коды сухумского аэропорта

Что касается первого из принятых документов, то тут вопросов нет. Статус аэродрома совместного базирования это полностью внутриабхазское дело. В России Перечень  аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации, а само понятие определяется Воздушным кодексом РФ. 

Не очень понятно решение по поводу присвоения буквенного кода. Этот код присваивается каждому конкретному аэропорту Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Расшифровка ИКАО предусматривает наличие четырех символов:

  1. Первый указывает на континент, в котором находится аэропорт.
  2. Второй символ обозначает страну.
  3. Оставшиеся символы должны соответствовать самому аэропорту.

В России используются коды, присвоенные еще при СССР. Для этого был выделен отдельный шифр, предусматривающий наличие однобуквенного префикса, а три оставшиеся символа указывают на аэропорт, которому принадлежит авиалайнер. Код сухумского аэропорта привязывается к российскому сегменту кодов ИКАО, при том, что эта международная организация считает Абхазию частью Грузии, о чем заявило тут же Агентство гражданской авиации Минэкономики Грузии. В соответствии с соглашением между правительствами Абхазии и России о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 17 февраля 2010 года, РФ предстиавляет интересы Абхазии в этой сфере в международных организациях, позиция ИКАО может оказаться не самой дружественной

Информация об аэропорте и прочая информация, касающаяся осуществления и безопасности полетов заносится в специальные справочники. Как можно понять из информации от абхазских властей, информация о сухумском аэропорте должна быть внесена в российский Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP), который разрабатывается в соответствии с Порядком
разработки и правилами предоставления аэронавигационной информации
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 31 октября 2014 г. N 305). В общем-то, создалось тогда впечатление, что власти Абхазии выдавали желаемое за действительное. 

Заказать ООО в Абхазии "под ключ"!

Регистрация предприятий в Абхазии для бизнеса, приобретения прав на недвижимость, оформление автомобилей от 35 000 рублей!

Где взять деньги на модернизацию и обслуживание сухумского аэропорта

Помимо всего прочего, сложно понять как присвоение кодов помогло бы решить другую важную проблему — экономическую. Модернизация и обслуживание работы аэропорта  — очень серьезные средства. Как пример можно привести аэропорт Ижевска. Из него осуществляется около десятка рейсов в сутки. В 2014 году пропускная способность аэропорта составила около 250 000 пассажиров в год, что сопоставимо с предполагаемым пассажиропотоком сухумского аэропорта. Так вот, на реконструкцию аэропортового комплекса Ижевска планируется потратить — 3,37 млрд рублей за пять лет. В 2012 году полученная ижевским аэропортом прибыль составила 82 млн рублей, а субсидии из республиканского бюджета — 130 млн рублей.

На заседании правительства  Абхазии было озвучено,  что начиная с 2018 года был привлечен российский инвестор, который к концу августа того же года должен был завершить проектно-сметные работы. Откуда руководство Абхазии планировало привлечь средства непосредственно для запуска сухумского аэропорта и его обслуживания  так и осталось не ясным. 

сухумский аэропорт
https://vmulder.livejournal.com/248176.html

Возможно, планировалось привлечь деньги частных инвесторов. Но очевидно, что сухумский аэропорт сам по себе, тем более, без возможности его использования в международном масштабе, инвесторам не интересен.

Бизнес в такой ситуации можно соблазнить только реальными преференциями и перспективами, которые должны рассматриваться в комплексе с восстановлением аэропорта. Может быть, для реализации проекта подойдет формат государственно-частного партнерства. Но закона о ГЧП в Абхазии нет, а создать такой проект немалые деньги, требующие высокопрофессиональных исполнителей. 

Бухгалтерский аутсорсинг в Абхазии и консультации

Заказать консультацию:
+7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp)!

Сухумский аэропорт в ближайшее время точно не заработает

В августе 2019 года в Сухуме состоялась  встреча по вопросам организации воздушного транспортного сообщения между Абхазией и Россией. Как сообщила российская сторона, потенциальным инвестором проекта «Международный аэропорт «Сухум» им. В. Г. Ардзинба» может стать компания «Аэроинвест», которая в свое время владела аэропортом «Минеральные воды». Компания аффилирована с холдингом «Синдика» бывшего главы Кабардино-Балкарии, ныне сенатора от КБР Арсена Канокова. Планировалось, что аэропорт заработает через 2 года.  

Проектировщиком выступал проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». Заниматься запуском сухумского аэропорта должны были  частные инвесторы без привлечения бюджетных средств. Однако, на  пресс-конференции президент Абхазии Аслан Бжания сообщил, что  компания «Синдика» от своих обязательств отказалась. 

Вопрос: будет ли запущен аэропорт в следующем году? 

Аслан Бжания: «Этим вопросом занималась ЗАО «Холдинговая компания «Синдика». Перед вылетом из Москвы ко мне приехал президент этой компании. Я думал мы будем говорить о развитии проекта, но, к сожалению, разговор приобрел другую форму. С учетом того кризиса, который складывается, прогнозируется спад объема перевозок, грузопотока, пассажиров, и этот проект для них теряет свою актуальность, поскольку очень затратный. Мы конечно будем искать возможности, мы очень рассчитывали на это проект».     

От Бабушары до Сухума всего 18 километров. Не успеешь оглянуться и ты уже проезжаешь Красный мост. Но пограничный переход на Псоу, пока остается почти обязательным атрибутом посещения Абхазии. Тем не менее,  не стоит отчаиваться. Будем верить, что пройдет немного времени   мы все же  снова увидим над Абхазией  крылья, которые нравятся нам.

Я, Кирилл Базилевский, координатор Партнерства "Абхазские проекты"

Я участвую в различных проектах на территории Абхазии почти полтора десятка лет. Последние годы являюсь координатором Партнерства «Абхазские проекты». Мы помогаем друг другу и россиянам, решившим открыть свой бизнес в Абхазии, работать правильно и не допускать фатальных ошибок в этой замечательной стране.

Звоните +7 916 -181 -09 -19   (Viber, Whatsapp)

Поделиться:

Share on facebook
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki
Share on telegram
0

Автор публикации

не в сети 3 дня

admin

0
Комментарии: 213Публикации: 1075Регистрация: 08-09-2014

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Так откроют аэропорт когда-нибудь или нет?

    0
  2. Здравствуйте, Владлен!
    Тут как в анекдоте про блондинку. 50/50. Или откроют или не откроют. А если серьезно, то пока заявления о скором открытии аэропорта со стороны властей мало чем подкреплены. Тут не только вопрос политики, но в первую очередь, экономики.

    0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Введите символы *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.