Абхазские социальные сети взволновало известие о том, что китайцы собрались производить электромобили и мобильные телефоны в Абхазии. Люди спорили, нужны ли такие производства в Абхазии, насколько это выгодно для местной экономики, и не стоит ли за подобными планами еще что-то. Попробуем разобраться, насколько всерьез можно рассматривать вероятность подобных инвестиций в абхазскую экономику.
Какие китайцы приезжали в Абхазию
В первую очередь, выясним, кто входил в состав китайской делегации и на каком уровне с китайской стороны велись переговоры. По сообщениям прессы, во встречах с абхазскими правительственными чиновниками в Таможенном комитете Абхазии принимали участие главный инженер фирмы China UNiCOM Лонг Вейбо, зампредседателя китайско-азиатской Ассоциации экономического развития Лью Я Джун, Почетный консул Абхазии в КНР Гэ Чжили и почетный Консул Абхазии в Приволжском Федеральном Округе РФ В. Литвинчук.
China UNiCOM является одним из трех гигантов-операторов сотовой связи в Китае. Была создана в 1994 году как государственная корпорация. Сегодня компания также контролируется государством через основных акционеров, China Unicom является одной из крупнейших телекоммуникационных компаний в мире. По объему абонентской базы компания занимает 7-е место среди операторов сотовой связи (167,4 млн абонентов) и 2-е место среди провайдеров широкополосного доступа в Интернет (41,5 млн абонентов). В 2017 году China UNiCOM открыла дочернюю компанию в России в целях состыковки известной китайской государственной стратегии «Один пояс, один путь» с Евразийским союзом. Ни производством электромобилей, ни сборкой мобильных телефонов компания не занимается.
Теперь по поводу почетных консулов. Почетное консульство – это разновидность консульского учреждения, которое возглавляет почетный (нештатный) консул, который находится на государственной службе страны назначения на общественных началах. Как правило, деятельность почетного консула сводится к организации за свой счет одного или нескольких мероприятий в год.
К сожалению, не удалось в открытых интернет источниках получить какую-либо информацию о китайско-азиатской Ассоциации экономического развития и ее представителе господине Лью Я Джуне. Возможно, что сфера деятельности этой организации до сих пор не соприкасалась с русскоязычными вопросами. Можно, наверное, говорить, изучив состав китайской делегации, скорее о бизнес-миссии, чем о каких-то конкретных переговорах.
Могут ли китайцы зарегистрировать ООО в Абхазии?
Напомним, что на встречах обсуждалась возможность создания в Абхазии особой экономической зоны и открытия в Абхазии производств по сборке электромобилей и мобильных телефонов. В соответствии с Законом республики Абхазия «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», иностранная компания или иностранные физические лица могут без проблем зарегистрировать в министерстве юстиции юридическое лицо для ведения предпринимательской деятельности, в том числе, и китайцы в Абхазии создать ООО.
Кроме того, в соответствии с статьей 15 Закона РА «Об инвестиционной деятельности»:
1. Иностранные инвесторы свободны в выборе организационно-правовой формы осуществления инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законами Республики Абхазия.
2. Иностранные инвесторы вправе:
1) создавать на территории Республики Абхазия юридические лица, полностью или частично принадлежащие иностранным инвесторам;
2) осуществлять свою деятельность через филиалы иностранной организации;
3) осуществлять инвестиционную деятельность в Республике Абхазия непосредственно, то есть без образования в Республике Абхазия юридического лица или филиала иностранной организации.
Таким образом, нет никаких препятствий для иностранных, в частности, китайских инвесторов осуществить регистрацию, например, ООО в Абхазии.
Реально ли создать в Абхазии свободную экономическую зону?
На переговорах с китайцами шел разговор и о создании в Абхазии свободной экономической зоны (ОЭЗ) для китайских предприятий. Насколько это реально? В общем-то, законодательство об ОЭЗ в Абхазии есть. Закон РА «Об особых экономических зонах» был принят в 2015 году и я разбирал его основные нюансы.
В соответствии с законом на территории Абхазии могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные;
- портовые;
- смешанные особые экономические зоны.
Механизм подачи заявки на создание особой экономической зоны определен постановлением Правительства в мае 2016 года.
Нельзя сказать, что создать особую экономическую зону просто. Процесс создания ОЭЗ в Абхазии достаточно трудоемкий. Необходимо подробное финансово-экономическое обоснование, заявка и соглашение включают много пунктов которые надо потом выполнять.
Опыта создания особых экономических зон в Абхазии нет. Указом Президента Республики Абхазия от 30 декабря 2016 года № 388 «О создании в Галском районе особой экономической зоны смешанного типа «АМРА» была создана соответтсьвующая ОЭЗ, но до реализации проекта еще очень далеко.
Через год после указа президента о создании ОЭЗ «Амра» в феврале 2016 года администрацией Галского района был подписан договор аренды земельного участка размером 7123га c Управляющей компанией «Р-АСТИКО». Еще спустя месяц Минэкономики Абхазии и Управляющая компания Р-Астико заключили соглашение на 49 лет о функционировании особой экономической зоны смешанного типа «Амра»
По состоянию на весну 2019 года проект создания ОЭЗ «Амра» находился на начальной стадии. До 31 декабря 2019 года управляющая компания обязуется разработать и представить генеральный план развития ОЭЗ «Амра», а не позднее 1 января 2020 года приступить к благоустройству территории. Инфраструктуры для работы ОЭЗ нет, ее планируется создать к 2024 году, включая строительство морского порта. Честно говоря, в реалистичность сроков верится с трудом. Таким образом, можно констатировать, что процесс запуска ОЭЗ в Абхазии растягивается на годы.
Выгодно ли в Абхазии заниматься производством?
Следующий момент, выгодно ли в Абхазии заниматься производственными проектами в принципе? Да, во времена СССР тот же Ткуарчал был развитым промышленным центром, да и в других районах Абхазии хватало производств. Но те времена давно прошли. Нет больше ни промышленной кооперации, ни планового советского хозяйства. Промышленная инфраструктура практически полностью разрушена, профессиональных кадров почти не осталось. Сырье и оборудование придется завозить из -за пределов страны.
Создание крупных промышленных предприятий в Абхазии на сегодняшний день актуально только в случае наличия возможности экспорта товаров в Российскую Федерацию. За все годы абхазской независимости планов строить такие предприятия не было. На скандально известном предприятии по производству труб Михаила Панова работает всего около 40 человек, а сбыт продукции возможен только при заказах в рамках финансирования по программе социально экономического развития Абхазии из средств российского федерального бюджета. При существующих абхазских реалиях более перспективно создание небольших производств, обслуживающих местный рынок.
Кому нужны в Абхазии и России электромобили
Безусловно, Китай является лидером по количеству заводов, производящих электромобили. В Китае в настоящее время насчитывается 39 заводов по сборке электромобилей и еще восемь запланированы на строительство, При этом, в Северной Америке, Европе и Японии имеется в общей сложности 27 таких заводов. Китайцы уже способны выпускать 16 миллионов электромобилей в год. Это не удивительно, так как китайские власти заявили о переходе на полностью электрические автомобили к 2030 году. Так что, китайские производства работой обеспечены.
В общем-то, любое производство имеет смысл только если оно рентабельно и имеет рынок сбыта. Учитывая международные реалии, если рассуждать пока чисто теоретически, китайские электромобили, собранные в Абхазии могут поставляться или на российский рынок, или на внутренний абхазский рынок. Состояние российского рынка для такого типа продукции на сегодняшний день не слишком оптимистичное. На март месяц 2018 года в России насчитывалось примерно 1800 единиц электромобилей. Это очень мало.
Например, в схожей по климатическим условиям Канаде с населением 36,5 млн человек на февраль 2017 года было зарегистрировано порядка 30 000 электрокаров. Проблема в отсутствии инфраструктуры и нормального сервиса. В любом случае, китайцам в Абхазии тягаться с немногочисленными игроками на этом рынке типа Mitsubishi i‑MiEV или Tesla Model S вряд ли получится. Про абхазский рынок и говорить смешно. Насколько известно, в Абхазии на данный момент есть только один электромобиль, а рассчитывать на рост спроса в условиях дешевой растаможки на обычные автомобили из Японии, явно не приходится.
Рентабельно ли в Абхазии собирать мобильные телефоны
Теперь перейдем к производству мобильных телефонов. Китай и в этой области лидер. В этой стране масса фабрик от относительно небольших до настоящих гигантов, которые собирают мобильные телефоны. Современная китайская фабрика это целый комплекс, в состав которого, помимо производства, входят общежития , детские сады и школы. На относительно небольшом предприятии такого рода в Китае работает от 3000 человек. В последние годы в Китае есть проблемы по набору персонала на производства и работников приходится завозить из других регионов страны. Условия работы тяжелые. Оклады на таких фабриках составляют окло 2 тысяч юаней в месяц (19 тыс. рублей) и людям приходится работать сверхурочно.
Есть большие сомнения, что китайские производители действительно готовы строить в чистом поле в Абхазии целые комплексы для работы и проживания своих сотрудников, решать проблемы с оформлением этой недвижимости, легализацией множества своих работников, их транспортировкой в Абхазию и обратно, и так далее… Очевидно, что в Абхазии своих трудовых ресурсов нет, во всяком случае таких которые готовы к изнуряющему труду за очень небольшие деньги. Китайцы столкнутся с тем, что практически все в Абхазию придется завозить, начиная от комплектуюзщих и оборудования, заканчивая продуктами, медикаментами, предметами первой необходимости для своих работников. То же самое касается сервисного обслуживания.
Китайцы в Абхазии вряд ли будут строить сборочные производства
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что у абхазской общественности общественности нет причин радоваться скорому пришествию китайских инвестиций в Абхазию, или же, напротив, беспокоиться о китайском засилье в виде тысяч китайских мигрантов. Особых стимулов строить в Абхазии сборочные производства у китайцев нет, кроме, разве что, супер дешевой абхазской электроэнергии, с которой, впрочем, и так хватает проблем. Все придется завозить: людей, оборудование комплектующие, и прочее, прочее… Создавать ОЭЗ в чистом поле, где-нибудь в Ткуарчальском или Галском районе сложно и не выгодно. Ориентироваться придется только на российский рынок, так как никто из других крупных потребителей китайской продукции Абхазию не признал. Продукция должна проходить сертификацию для того, чтобы попасть на ограниченный, в общем-то, российский рынок. Границу между Абхазией и Россией пока еще никто не отменял.
И. наконец-то, главный фактор — политический. КНР Абхазию не признала и делать этого в обозримом будущем не собирается. А вот для Грузии Китай третий по величине торговый партнер после Турции и Азербайджана. Между странами действуюет Соглашение о свободной торговле, китайцы проявляют интерес к магистральным проектам через Грузию и активно участвуют в строительных проектах. Китай страна прагматиков и вряд ли китайский бизнес станет ссориться с грузинами ради, мягко говоря, неочевидных проектов в Абхазии. Скорее уже, можно ожидать участия китайцев в небольших сельскохозяйственных проектах в Абхазии, инвестиций в энергетику или подряда на строительство новой магистрали с Северного Кавказа в Абхазию на щедрые российские деньги. Правда, для прихода в абхазское сельское хозяйство серьезных инвесторов должно многое в самой Абхазии измениться, инвестиции в энергетику запрещены, а на новую трассу у России денег больше нет.
Кирилл Базилевский
Я, Кирилл Базилевский, координатор Партнерства "Абхазские проекты"
Я участвую в различных проектах на территории Абхазии почти полтора десятка лет. Последние годы являюсь координатором Партнерства «Абхазские проекты». Мы помогаем друг другу и россиянам, решившим открыть свой бизнес в Абхазии, работать правильно и не допускать фатальных ошибок в этой замечательной стране.
Звоните +7 916 — 181 — 09 — 19 (Viber, Whatsapp)