Абхазский учет автомобилей для россиян продолжает оставаться популярной темой, несмотря на те негативные тенденции, которые произошли с рынком автомобилей из Абхазии за последние 4 года. К сожалению, большинство постов, статей и видео по этому вопросу весьма далеки от реального положения вещей, что часто приводит многих россиян к проблемам после покупки таких автомобилей.
Я консультирую много лет по вопросам предпринимательства в Абхазии и часто ко мне обращаются за разъяснениями по поводу абхазского учета автомобилей и процесса их покупки для использования в России. Мы с коллегами по партнерству «Абхазские проекты» имеем более 9 лет опыта по абхазскому автомобильному направлению. Предоставляем полный спектр услуг: от покупки автомобилей под заказ из Японии, Грузии, Европы, США и Кореи под ключ на российский и абхазский учет до растаможки машин с абхазскими номерами на РФ учет и решения сложных вопросов.
Каждый день нас просят разъяснить нюансы абхазского учета. Подробную статью «Как россиянину купить автомобиль в Абхазии» можно найти на сайте партнерства «Абхазские проекты». Также имеется статья о текущих ценах на автомобили с абхазскими номерами, которую мы регулярно обновляем. В этой же статье я даю дополнительную информацию по этому вопросу, раскрывая некоторые нюансы, актуальные на осень 2025 года.
Эволюция абхазского учета автомобилей в 2018-2025 годах: изменения и тенденции
Почему схема международной перевозки на абхазском учете несколько лет была супер популярна у россиян? Это реально было очень выгодно. Несколько сот тысяч рублей за шикарный автомобиль без дорогой российской растаможки, без транспортного налога и штрафов за нарушение ПДД.
Условно говоря, любой студент мог году в 2018 к примеру, получить кредит в российском банке, купить билет на самолет до Сочи, приехать в Абхазию, выбрать автомобиль, например Toyota Mark X года 2008 тысяч за 380 рублей, оформить через брокеров его в ГАИ на гражданина Абхазии, устроиться в фирму, имеющую лицензию, которая якобы авто берет в аренду, и выехать обратно в Россию, чтобы вернуться через годик и обновить пакет документов от, по большому счету, фиктивного работодателя.
Так ездили на крутых тачках по России десятки тысяч россиян, но всем неоднозначным схемам рано или поздно приходит конец. Еще году в 2019, кажется, абхазская налоговая получила доступ к базе местного ГАИ и выяснилось, что десятки абхазских фирм оформляли десятками, а то и сотнями автомобили в ГАИ, но не ставили их на баланс, не желая платить, пусть и копеечный налог на имущество.
Все эти конторы попали в реестр недобросовестных налогоплательщиков, что создало проблемы тем фактическим владельцам авто, которым нужно было машину переоформить. Впрочем, это была проблема не сильно серьезная. Все можно было разрулить за относительно небольшие деньги. По сравнению с тем, что случилось дальше, эту проблему можно было и не упоминать.
Часто, кстати, россияне открывали свои фирмы, не желая владеть машиной по доверенности от гражданина Абхазии. Мы таких компаний помогли зарегистрировать не менее 200. В общем-то, разумный был вариант, заказать ООО под ключ, платить небольшие деньги за обслуживание и маленький налог на имущество. По моей статистике процентов 20 покупателей автомобилей в Абхазии создавали свои юридические лица.
Первый серьезный кризис для рынка абхазского учета случился с приходом пандемии COVID-19. Логистика после введение ограничений резко усложнилась, цены на контейнеры подорожали, сроки доставки кардинально увеличились. Абхазия была закрыта для россиян несколько месяцев 2020 года, что тоже усугубило негативные тенденции, что привело к краху нескольких крупных поставщиков автомобилей в Абхазию, державших, как минимум процентов 40 рынка. Мы с коллегами, за объемами не гнались, поэтому пережили этот период относительно благополучно. Однако, самое плохое было еще впереди.
Гром грянул в конце июня 2021 года, когда российская таможня без объяснения причин перестала давать новый временный ввоз на автомобили с просрочкой предыдущего временного ввоза, а просрочка была практически у всех. Никто из россиян не мог выехать на таких машинах, россиянин же, допустивший просрочку ранее, так же не мог получить ввоз даже на другом автомобиле с абхазскими номерами. Конечно же, началась паника. Многие российские владельцы абхаз авто бросились продавать свои транспортные средства, чем , конечно же, воспользовались как простые граждане Абхазии, так и перекупы, выкупая тачки по дешевке.
Тогда, в 2021 году все надеялись, что проблема рассосется и все будет как прежде, но ожидания не оправдались. Очень многие тогда разуверились в абхазском учете, а те, кто все же решил ездить на абхазских номерах, делали временный ввоз в Россию с явным намерением не возвращаться как можно дольше. Однако, сложности с абхазским учетом только нарастали.
В мае 2022 года временный ввоз стало возможным получить только оформив в Абхазии патент. Из-за этого бюджет выезда вырос в 8-10 раз. В 2023 году для выезда в Россию стали требовать страховку ОСАГО уже на границе. В 2024 году оформление автомобиля на свое ООО с обязательным получением лицензии и патента стало обязательным. В 2025 году временный ввоз даже при наличии лицензии могут получить лишь те фирмы, которые смогут убедить таможню, что будут четко соблюдать сроки временного ввоза, которые колеблются в диапазоне от 7 до 20 дней. Так что, можно констатировать, что схема международной перевозки больше не работает и люди выбирают альтернативные варианты приобретения автомобилей на абхазском учете. Далее, я отвечу на самые популярные вопросы по абхазскому учету.

Как долго россияне могут безопасно передвигаться по стране на автомобилях с абхазскими номерами?
Очень часто спрашивают, как долго можно ездить по России на автомобиле с абхазским учетом. Вопрос очень неоднозначный, так как ситуации бывают разные. Раньше множество людей были уверены, что на абхазском учете по схеме международной перевозки можно ездить год, но на самом деле это не так. Дело в том, что в те благословенные для абхазского учет времена, когда проблемы просрочки не существовало, временный ввоз давали на те же самые 7-20 дней, что в прошлом году. Просто тогда можно было полюбовно закрыть вопрос с таможней, а теперь это бесполезно. Трудовой договор с фирмой работодателем действовал год, поэтому и появилась практика именно с таким интервалом возвращаться в Абхазию и обновлять документы.
После лета 2021 года вопрос, насколько можно просрочить временный ввоз, потерял всякий смысл, так как для российской таможни нет разницы, сколько составляет просрочка, одни сутки или три года. Ввоз закроют без штрафа, но новый ввоз не дадут со 100% гарантией. Есть, однако, один аспект, если автомобиль был когда-то оформлен на фирму, к которая находится в черном списке таможни, то могут возникнуть проблемы. Но таких контор, слава Богу не очень много.
Соответственно, заезжать в Абхазию с просрочкой смысла особо нет, если нет трудностей при передвижении по тем регионам , где ездит конкретный фактический владелец автомобиля на абхазском учете. Ситуация не везде одинаковая, например, в Дагестане в последнее время стали абхазский учет кошмарить, чаще стали обращать внимание на абхазские номера в Московском регионе, но хватает мест, где ДПС особо не реагирует на такие машины. В зоне риска автомобили с большим объемом двигателя, всякого рода большие «американцы» и «мерседесы» от 4 литров. Как правило, такие автомобили и попадают в разработку таможни и МВД , и фигурируют в новостях на сайтах таможенных органов о «пресечении очередной преступной схемы по уклонению от уплаты таможенных платежей».
С более скромными автомобилями ситуация не столь напряженная. Надо знать, что сотрудники ДПС не имеют права налагать санкции зв просрочку временного ввоза. Они могут лишь удостовериться в наличии таможенной декларации. Если же, ДПСники начинают беспредельничать и ставят машину на штрафстоянку, то судя по судебной практике в таком случае есть неплохие перспективы отбиться. Впрочем, часто бывает правильнее обойтись без подключения сотрудников таможенных органов, пусть во всяком случае, шансы сохранить за собой автомобиль хорошие. Если придирки на дорогах принимают хронический и экономически затратный характер, уже придется думать, что делать. или ездить, что называется, «до талого«, или продавать автомобиль в Абхазию с дисконтом (ни в коем случае не выставляйте автомобиль на АВИТО и других российских площадках), или, если есть смысл возможность растаможить авто на РФ.
В общем, каждый должен сделать для себя тот или иной выбор сам. Подчеркиваю, в данном контексте я имею в виду тех владельцев автомобилей на абхазском учете, кто получал временный ввоз лично по схеме международной перевозки. Наличие, пусть просроченной, но реальной таможенной декларации, в любом случае гораздо лучше любых «фантиков».
+7 916 181-09-19
Покупка автомобилей на абхазском учете в России: стоит ли игра свеч?
Очень много обращается к нам людей, которым предлагают купить автомобиль на абхазском учете находящийся в России. Мы настоятельно рекомендуем такие предложения отклонять. Со 100% вероятностью такие авто были завезены в Россию с нарушением таможенного законодательства. Скорее всего, организаторы таких схем уговорили какое-то время назад выгнать машину в РФ гражданина Абхазии под конкретного заказчика или на продажу. Временной ввоз в этом случае все равно должен быть закрыт максимум через год после выезда. Когда этого не происходит, то к гражданам Абхазии, на которых оформлен ввоз, со стороны таможни следуют санкции в виде требований уплаты таможенных платежей и запрета на въезд в Россию, а машина объявляется в розыск.
Таким образом, у нового де факто владельца могут возникнуть серьезные проблемы с ДПС, а особенно, с российской таможней, так как никаких прав на управление автомобилем у него нет, из документов, в лучшем случае доверенность сомнительного происхождения или таможенные документы, которые по базе таможни не проходят. В случае, если к проверке подойдут не формально, самый вероятный исход — конфискация автомобиля. Поэтому, если человек не знает подобных нюансов, лучше всего с такими вариантами не связываться. Если продавец не озабочен закрытием своего временного ввоза -значит машина с проблемами.

Привозим автомобили с японских аукционов под заказ под ключ с растаможкой во Владикавказе
Дистанционное продление временного ввоза автомобиля на абхазском учете: возможно ли это?
Этот вопрос из той же оперы, что и предыдущий. Часто разные жулики предлагают потенциальному покупателю услугу по дистанционному продлению временного ввоза. Одни рассказывают, что это делают через таможню, другие, что через МИД Абхазии, третьи вообще не заморачиваются с подробностями. Обращались к нам несколько раз жертвы мошенничества одной российской компании, менеджеры которой мало того, что разводили людей на гораздо большие деньги , чем по договору по ходу доставки автомобиля из Японии в Абхазии, так еще и вешали лапшу на уши насчет оформления «вечного ввоза», по которому можно ездить по России сколько угодно и не опасаться претензий со стороны ДПС и таможни.
Разумеется, это откровенные басни для лохов. Никакого вечного ввоза не существует, для того чтобы получить новый временный ввоз нужно закрыть предыдущий. Авторы же аферы намеревались выгнать автомобиль с помощью гражданина Абхазии машину «в один конец», вручить клиенту «фантики» вместо реальных документов на временный ввоз и устраниться. Ничего не подозревающий счастливый владелец абхазского учета в неведении ездил бы до первого бдительного гаишники или таможенника и в итоге бы остался без машины.
Такой автомобиль нельзя без последствий завезти, закрыв ввоз в Абхазию, так же, как и нельзя дистанционно снять с абхазского учета и растаможить в России. Еще раз, для переоформления автомобиля на нового водителя надо закрыть ввоз и заехать в Абхазию. По схеме международной перевозки сейчас не выехать, значит, смысла в завозе машины в Абхазию нет. Для растаможки авто с абхазского на российский учет, необходимо закрыть временный ввоз, заехать в Абхазию и снять ее там с учета. Вечного ввоза не существует.
Проблемы получения временного ввоза автомобиля для обладателей двойного гражданства Абхазии и России
Теперь немного о ситуации с получением временного ввоза достаточно большой категории обладателей российского и абхазского гражданства. Много лет такие граждане, проживая в России без проблем вывозили автомобили на абхазских номерах из Абхазии на срок не более года. Однако, в последние пару лет при осуществлении этой процедуры у них начались большие проблемы, таможня резко ужесточила требования к получению временного ввоза.
Во-первых, нельзя стало получить временный ввоз в РФ, имея там постоянную прописку. В принципе, это было запрещено и раньше законодательством, но таможенные органы на такие вещи не обращали внимания, пока не дали соответствующее распоряжение. Владельцы автомобилей стали выписываться из России, делая временную регистрацию, пусть многим это было весьма не комфортно. Но, видимо, платить большую пошлину за растаможку в России им хочется гораздо меньше. Приходилось брать для оформления ввоза справку в российских миграционных органах об отсутствии прописки.
Однако, на этом сложности не закончились. Вскоре таможенники стали отказывать в получении временного ввоза в том случае, если владелец и автомобиль находились в России больше 6 месяцев. По мнению сотрудников таможни, это означает, что преимущественное нахождение соискателя — Российская Федерация, а значит, права ввозить автомобиль он не имеет права. Допустим, сейчас предоставляют этой категории граждан временный ввоз на срок не более 3 месяцев, но люди продлевают его до года в региональной таможне по месту временной регистрации. После окончания срока ввоза, новый с громадной долей вероятности удастся получить не ранее, чем через 6 месяцев.
Еще ситуация. Гражданин делает временную регистрацию на срок 3 месяца, на такой же срок получает временный ввоз, закрывает его, завозит машину в Абхазию, но ему необходимо по делам находиться в России и он временную регистрацию продляет. В этом случае, скорее всего он не сможет получить сразу временный ввоз снова, пусть и машина находилась в Абхазии. Главное, что преимущественное проживание у него получилось в России. Вот такие сложности сейчас.

Привозим автомобили из Грузии с проверкой и доставкой под ключ с растаможкой во Владикавказе
Можно ли передавать руль автомобиля на абхазском учете третьему лицу
По поводу передачи управления транспортным средством на абхазском учете в России так же очень много вопросов, но тут надо разграничивать тех владельцев машин на абхазских номерах, выехавших по схеме международной перевозки, и обладателей двойного гражданства.
С международной перевозкой все ясно. Смена экипажа предусмотрена только для закрытия временного ввоза и возвращения машины в Абхазию, что должно быть документально подкреплено. В остальных случаях управлять транспортным средством (на крайний случай хотя бы находиться в салоне) должен именно тот гражданин РФ, на которого оформлен временный ввоз. Иначе, вероятность попадания автомобиля на штрафстоянку и другие проблемы становиться очень высокой.
Для обладателей и их родственников двойного гражданства ситуация проще. П Статья 264 ТК ЕАЭС про передачу управления указывает помимо прочего следующее:
8. Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:
1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования — во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;
2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, — его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

Привозим автомобили из Европы с проверкой и доставкой через Поти или Трабзон под ключ с растаможкой, включая фуры, грузовики и легковой автотранспорт.
Сколько стоят автомобили на абхазском учете осенью 2025 года
На абхазском автомобильном рынке до 2021 года была достаточно жесткая конкуренция, поэтому цены в разных компания не слишком сильно отличались. Однако, после известных проблем с просрочкой временного ввоза очень многие игроки не смогли работать дальше, включая очень крупные компании. Доставка авто резко подорожала еще в эпоху пандемии модной когда-то болезни, а после 24 февраля 2022 года ситуация и вовсе стала экстремальной, так как рухнули многие логистические цепочки из-за санкций и прочей международной нестабильности.
Остались работать только те, кто имеет возможность по-прежнему профессионально работать и честно выполнять свои обязательства. Тут главное, как я уже отмечал выше, не гнаться за дешевизной, а обращаться в ту компанию, которая работает давно и пользуется хорошей репутацией.
Про актуальные цены на автомобили на абхазских номерах рекомендую мою статью с соответствующим обзором. Здесь же коротко расскажу в какую цену обойдется привезти машину из Японии под заказ на абхазский учет.
- В первую очередь, в стоимость входит цена самого автомобиля на аукционе вместе с логистическим сбором (до 60 000 рублей). Кроме того, автомобиль стоимостью более 1 млн. иен облагается еще 5% сбором . Все это включается в инвойс. Статистику по стоимости конкретного авто на аукционе можно самостоятельно на сайте carwin,ru или обратиться за разъяснениями к нам.
- Доставка автомобиля с японского аукциона «под ключ» с растаможкой, обойдется по состоянию на осень 2025 года в 480-530 (в зависимости от габаритов машины) тысяч рублей.
- Если цена автомобиля по инвойсу больше 15000 долларов США, то в Грузии возможно придется еще заплатить налог от 400 до 800 долларов США.
Да, сейчас по схеме международной перевозки не выехать. Однако, среди наших клиентов есть граждане Абхазии, есть россияне, постоянно живущие в Абхазии, есть те, кто выбирает иные альтернативные варианты. Кстати, для россиян, которые собираются ездить на абхазских номерах по Апсны, но не желающих оформлять машину на посторонних, есть возможность оформить машину на свое ООО, которое они могут без проблем зарегистрировать. Регистрация фирмы в Абхазии у нас стоит от 60 000 рублей с нашим юридическим адресом «под ключ» Можно заверить подпись дистанционно. Это обойдется дополнительно в 8000 рублей. Временная регистрация для генерального директора от 8000 рублей.
Кроме того, выгодно использовать абхазский учет в случаях, когда купленный автомобиль еще не проходит по самой дешевой растаможке для авто от 3 до 5 лет и ее лучше подержать в Абхазии и оттуда растаможить уже на российский учет.

Привозим автомобили из Европы с проверкой и доставкой через Поти или Трабзон под ключ с растаможкой, включая фуры, грузовики и легковой автотранспорт.
Наши услуги по автомобилям в Абхазии и России
Вот цены на основные наши другие услуги:
- Доставка из Японии автомобиля на абхазский учет с оформлением «под ключ«, включая все расходы в Японии, транспортировку, растаможку и регистрацию в ГАИ от 480 000 — до 530 000 (нестандартный транспорт) рублей дополнительно к цене авто на аукционе в зависимости от объема двигателя и года выпуска. Если цена автомобиля по инвойсу больше 15000 долларов США, то в Грузии возможно придется еще заплатить налог от 400 до 800 долларов США.
- Авто из Грузии. Стоимость автомобиля + $200 проверка + $ 600 реэкспорт + 150 000 рублей доставка до Сухума. Растаможка и оформление в ГАИ в зависимости от размера таможенной пошлины.
- Автомобили из Европы в Абхазию через Трабзон — 7000 евро до трабзона и доставка до Сухума морским путем 1450 долларов США.
- Растаможка авто из Абхазии на российский учет по таможенному калькулятору и дополнительно 150 000 рублей брокерские услуги и прочие расходы.
- Документы для замены экипажа — 10 000 рублей.
- Консультации от 500 рублей.
- Автомобили «под заказ» на РФ учет, включая подсанкционные.Через Поти и Верхний Ларс. Подробнее алгоритм и условия читайте по ссылке.
- Решение сложных и деликатных вопросов абхазского учета по запросу.
В любом случае, проконсультируем, объясним те моменты, которые непонятны, поможем сориентировать по ценам. Уже не первый год оказываем весь комплекс услуг, как по приобретению автомобилей на абхазском учете, так и по большинству вопросов предпринимательской деятельности в Абхазии. Подписывайтесь на наш телеграм канал — там есть что почитать.
Пишите на Whatsapp или Telegram +7 916 181-0919 — ответим на ваши вопросы, самые важные включу в эту статью.
С уважением, координатор партнерства «Абхазские проекты» Базилевский Кирилл Анатольевич.
+7 916 181-09-19
Телеграм канал "Базилевский PRO Абхазию
ДЗЕН канал "PRO Абхазию с Кириллом Базилевским"

Сообщество партнерства «Абхазские проекты» в VK Video