Не первый год в Абхазии идут споры на тему, какой должна быть абхазская экономика, в частности ее сельскохозяйственная отрасль. Кто-то считает, что лучший вариант это строительство гигантских тепличных комплексов или перерабатывающих производств, кто-то напротив, ставит на развитие фермерства, частных плантаций, небольших цехов по переработке фруктов. И тот и иной подход имеет право на существование, везде есть и свои плюсы, и свои минусы.
На нашем сайте тоже есть публикации, посвященные сельскому хозяйству, его перспективам, обзоры инвестпроектов, связанных с этой отраслью..
«Могут ли абхазские мандарины заменить турецкие»
«Как увеличить поставки абхазской продукции в Россию»
«Выставка «Агропродмаш». Интересное для Абхазии»
«Бизнес по китайски в Абхазии»
Безусловно, при любом формате развития сельского хозяйства требуются инвестиции и не малые. Но сегодня поговорим немного о другом. Так или иначе, мандаринов, фейхоа, ореха и сейчас в Абхазии выращивается прилично. Другое дело, что поставки в Россию, являющуюся единственным потребителем абхазских фруктов, носят, в основном хаотичный характер. Даже в этот мандариновый сезон, который в силу разных факторов, обещал быть для производителей успешным, далеко не всем удалось продать свой товар, тем более, по хорошей цене. Во многом это связано с тем, что отсутствует централизованная система закупок. Безусловно, необходимы современные логистические комплексы, как для хранения и дальнейшей поставки абхазской продукции в Россию, так и для возможности поставок из России овощей оптовыми партиями, что серьезно снизило бы цену на тот же картофель в республике.
Но опять же, наличие подобных комплексов совсем не гарантирует оптимизацию работы с российскими заказчиками, особенно с российскими производителями, заинтересованными в поставках сырья. В начале февраля в Москве проходила очередная выставка «ПРОДЭКСПО», на которой , как всегда были широко представлены российские и зарубежные производители продовольствия. В этом году непростая политико-экономическая ситуация внесла свои коррективы в состав участников. По сравнению с прежними годами, куда более значительным стало представительство отечественных производителей. что, в рамках политики импортозамещения, выглядит вполне логично.
Было много любопытных экспозиций, атмосфера на выставке за последние годы стала более конкретной и деловой. Было отчетливо видно, что люди общаются между собой, заключают контракты, обговаривают будущее сотрудничество. Вот, например, интересный стенд чеченской минеральной воды и соков из Серноводска. Кстати, их продукция уже активно стала появляться в Москве.
А вот представителей абхазских компаний на выставке обнаружить не удалось. И, наверное, это не слишком правильное решение. Такие выставки проходят каждый год, и именно на таких серьезных форумах есть возможность продвигать свою продукцию. Но тут уж, как говорится, личное дело конкретного производителя.
Не понравилось другое. В ходе бесед с представителями компаний по производству компотов, джемов, фасованных орехов, кондитерских изделий, выявилось полное не знание с их стороны возможностей абхазского рынка в плане поставок сырья для их производств. кто-то пытался узнать, но так и никого не нашел, кто-то связывался с кем-то в Абхазии, но не получил понятной схемы сотрудничества. А некоторые имели дело с поставками из Абхазии и пока больше не горят желанием повторять опыт. По словам, представителя одной из снековых компаний, торгующей в том числе фундуком, продукцию они закупают в Грузии и Иране. Можно предположить, что значительная часть грузинского ореха родом из восточной Абхазии. Несколько лет назад компания пыталась закупать орех в Абхазии, но была вынуждена прекратить такую практику. Такой бизнес предполагает работу по фьючерсам, а абхазские партнеры не могли гарантировать ни цен поставок, ни сроков, постоянно их изменяя.
Примерно в том же ключе, высказались еще ряд собеседников, вежливо уклонившись от предложения обсудить хотя бы теоретическую возможность сотрудничества на сегодняшний день. «Сперва абхазскому бизнесу надо навести порядок в логистике и сформулирвать предложение с подтверждением реальных возможностей. Когда есть хорошее и конкретное предложение и спрос обязательно появится.», примерно так высказался один из участников разговора.
В общем, можно констатировать, что репутация у абхазских поставщиков в серьезных российских деловых кругах, пока оставляет желать лучшего. И кто организовать логистические процессы и навести выстроить отношения с российскими производителями, тот получит серьезное конкурентное преимущество на достаточно долгое время. Но скорее всего, без российских специалистов, знающих специфику российского рынка и нюансы подобной деятельности, в Абхазии не обойтись.
Кирилл Базилевский