Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, защиту персонала, населения и окружающей среды от вредного воздействия опасных производственных факторов и обеспечение готовности организаций и граждан, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации аварий, инцидентов и их последствий.

Положения настоящего Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Республики Абхазия, в том числе на индивидуальных предпринимателей.

Га 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

– субъект хозяйственной деятельности (далее – хозяйствующий субъект) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с настоящим Законом эксплуатацию опасного производственного объекта; – авария – разрушение зданий, сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

– инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Республики Абхазия, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;

– опасный производственный фактор – физическое явление, возникающее при авариях, инцидентах на опасных производственных объектах, причиняющее вред физическим и юридическим лицам, окружающей среде;

– промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее – промышленная безопасность) – состояние защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от вредного воздействия опасных производственных факторов;

– уполномоченный орган в области промышленной безопасности (далее – Уполномоченный орган) – центральный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии с настоящим Законом специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;

– технические устройства – машины, оборудование и другие конструкции, имеющие самостоятельное значение.

Статья 2. Опасные производственные объекты

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к настоящему Закону.

2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Статья 3. Требования промышленной безопасности

1. Требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других законах и иных нормативных правовых актах Республики Абхазия, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, безопасности и охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Статья 4. Законодательство Республики Абхазия в области промышленной безопасности

1. Законодательство Республики Абхазия в области промышленной безопасности состоит из настоящего Закона, других законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Республики Абхазия.

2. Если ратифицированным международным договором Республики Абхазия установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила ратифицированного международного договора.

Статья 5. Информация в области промышленной безопасности

Органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Абхазия, физические и юридические лица имеют право на получение от хозяйствующих субъектов полной и достоверной информации о состоянии промышленной безопасности на эксплуатируемых ими опасных производственных объектах.

Глава 2. Государственное управление в области промышленной безопасности

Статья 6. Государственное управление в области промышленной безопасности

Государственное управление в области промышленной безопасности осуществляется Кабинетом Министров Республики Абхазия, Уполномоченным органом, иными центральными и местными органами государственного управления Республики Абхазия.

Статья 7. Компетенция Кабинета Министров Республики Абхазия в области промышленной безопасности

Кабинет Министров Республики Абхазия:

1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности;

2) утверждает нормативные акты, устанавливающие требования в области промышленной безопасности, за исключением актов, утверждение которых относится в соответствии с настоящим Законом к компетенции Уполномоченного органа;

3) разрабатывает государственные программы в области промышленной безопасности;

4) организует и координирует деятельность Уполномоченного органа в области промышленной безопасности;

5) осуществляет международное сотрудничество в области промышленной безопасности;

6) выполняет иные функции в соответствии с действующим законодательством Республики Абхазия.

Статья 8. Компетенция Уполномоченного органа в области промышленной безопасности

Уполномоченный орган:

1) осуществляет реализацию государственной политики в области промышленной безопасности;

2) организовывает разработку и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в области промышленной безопасности;

3) осуществляет лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

4) осуществляет государственный надзор в области промышленной безопасности;

5) организует расследование причин аварий на опасных производственных объектах;

6) организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения, должностных лиц и работников организаций в области промышленной безопасности;

7) ведет государственный реестр опасных производственных объектов;

8) определяет порядок предоставления информации о состоянии промышленной безопасности;

9) осуществляет международное сотрудничество, регулирует деятельность иностранных организаций и иностранных граждан в области промышленной безопасности;

10) имеет право приостанавливать деятельность, несущую в себе неминуемую опасность вредного воздействия опасных производственных факторов на производственный персонал, население, окружающую среду, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Абхазия;

11) осуществляет производство об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Абхазия;

12) разрабатывает методические рекомендации по обеспечению промышленной безопасности;

13) контролирует эффективность производственного контроля, готовность хозяйствующих субъектов к ликвидации аварий и их последствий, работу по локализации и ликвидации аварий и их последствий на опасных производственных объектах;

14) выдает разрешения на применение технических устройств, технологий, материалов на опасных производственных объектах;

15) проводит мониторинг промышленной безопасности;

16) контролирует проведение своевременных технических освидетельствований зданий, сооружений, технических устройств, материалов на опасных производственных объектах;

17) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок;

18) информирует население и организации о мерах по предупреждению и ликвидации вредного воздействия опасных производственных факторов;

19) выполняет иные функции в соответствии с действующим законодательством Республики Абхазия.

Статья 9. Компетенция центральных органов государственного управления

Центральные органы государственного управления в пределах своих полномочий организуют работу в области промышленной безопасности в сфере своей деятельности и порученных им отраслях государственного управления в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Статья 10. Компетенция местных органов государственного управления в области промышленной безопасности

Местные органы государственного управления в области промышленной безопасности в пределах своих полномочий:

1) оказывают необходимую помощь в случае аварий и инцидентов на опасных производственных объектах с привлечением имеющихся сил, средств и ресурсов по выполнению мероприятий по их локализации, спасению жизни людей, защите их здоровья, прав и интересов, охране собственности, поддержанию общественного порядка;

2) согласовывают с Уполномоченным органом на основании экспертного заключения отвод земель под опасные производственные объекты;

3) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством Республики Абхазия.

Глава 3. Основы промышленной безопасности

Статья 11. Обеспечение промышленной безопасности

Промышленная безопасность обеспечивается путем:

1) лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности;

2) допуска к применению на опасных производственных объектах технических устройств, технологий, материалов, прошедших процедуру подтверждения соответствия нормам промышленной безопасности;

3) установления и выполнения обязательных требований промышленной безопасности;

4) экспертизы промышленной безопасности;

5) экспертизы декларации безопасности опасного производственного объекта;

6) государственного надзора, а также производственного контроля в области промышленной безопасности;

7) мониторинга промышленной безопасности.

Статья 12. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности

1. Деятельность в области промышленной безопасности подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

2. Перечень видов деятельности в области промышленной безопасности, подлежащих лицензированию, определяется законодательством Республики Абхазия о лицензировании.

Статья 13. Технические устройства, технологии и материалы, применяемые на опасном производственном объекте

1. Технические устройства, технологии и материалы, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат обязательной проверке на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Республики Абхазия порядке.

2. Проверку на соответствие технических устройств, технологий и материалов, применяемых на опасных производственных объектах, требованиям промышленной безопасности, осуществляет Уполномоченный орган. В целях осуществления надлежащей проверки Уполномоченный орган вправе назначить проведение соответствующей экспертизы.

3. Общий порядок и условия применения технических устройств, технологий и материалов на опасном производственном объекте устанавливаются Уполномоченным органом.

Статья 14. Выдача разрешений на применение технических устройств, технологий, материалов

1. Для получения разрешения на применение технических устройств, технологий, материалов хозяйствующий субъект представляет в Уполномоченный орган заявление с краткой информацией о назначении технических устройств, технологий, материалов и области их применения, а также соответствующую документацию.

Техническая документация должна содержать условия и ограничения по применению, требования по техническому обслуживанию, монтажу, наладке, ремонту, утилизации и другие меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию технических устройств в течение расчетного срока службы.

При представлении неполных данных у заявителя запрашиваются дополнительные сведения.

2. При соответствии технических устройств, технологий, материалов требованиям промышленной безопасности Уполномоченный орган выдает разрешение на их применение.

3. При несоответствии представленной заявки требованиям промышленной безопасности заявителю выдается мотивированный отказ.

4. При выявлении в процессе эксплуатации несоответствия технических устройств, технологий, материалов требованиям промышленной безопасности разрешение на их применение отзывается.

5. Учет выданных, отозванных разрешений на применение технических устройств, технологий, материалов осуществляется Уполномоченным органом.

Статья 15. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта

1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Уполномоченным органом.

2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с Уполномоченным органом.

3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

4. Приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке. В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность хозяйствующих субъектов к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Статья 16. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

1. Хозяйствующий субъект обязан:

1) соблюдать требования промышленной безопасности;

2) иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Республики Абхазия;

3) применять технические устройства, технологии, материалы, допущенные к применению на опасных производственных объектах в соответствии с настоящим Законом;

4) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ;

5) допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

6) обеспечивать проведение подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников в области промышленной безопасности;

7) иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

8) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; 9) обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

10) обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявленному в установленном порядке предписанию Уполномоченного органа;

11) предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

12) обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

13) разрабатывать и обеспечивать проведение экспертизы декларации промышленной безопасности;

14) выполнять распоряжения и предписания Уполномоченного органа и его должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии со своими полномочиями;

15) приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию Уполномоченного органа и его должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

16) осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, принимать меры по защите жизни и здоровья работников, оказывать содействие компетентным государственным органам в расследовании причин аварии;

17) принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и их профилактике;

18) своевременно информировать в установленном порядке Уполномоченный орган, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте и мерах, принятых для ликвидации ее последствий;

19) предоставлять органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Абхазия, юридическим лицам и гражданам достоверную информацию о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

20) обеспечивать своевременное обновление технических устройств, материалов, отработавших свой нормативный срок;

21) осуществлять постановку на учет, снятие с учета в Уполномоченном органе опасных производственных объектов;

22) обращаться в Уполномоченный орган за постановкой на учет, снятием с учета опасных производственных объектов;

23) выполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Абхазия.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

1) соблюдать требования промышленной безопасности;

2) незамедлительно информировать администрацию хозяйствующего субъекта об авариях, инцидентах на опасном производственном объекте;

3) проходить обучение и инструктаж, переподготовку, аттестацию по вопросам промышленной безопасности;

4) в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

5) в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте;

6) оказывать содействие при расследовании причин аварий, инцидентов;

7) выполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Абхазия.

Статья 17. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии хозяйствующий субъект, эксплуатирующий опасный производственный объект, обязан:

1) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

2) заключать со специализированными аварийно-спасательными организациями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Абхазия, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования;

3) иметь необходимые резервы материальных средств и ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Республики Абхазия;

4) обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в том числе путем проведения соответствующих учебно-тренировочных мероприятий;

5) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддерживать указанные системы в пригодном для использования состоянии;

6) выполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Абхазия.

2. На опасном производственном объекте разрабатывается план ликвидации аварий. В плане ликвидации аварий предусматриваются мероприятия по спасению людей, действия персонала и аварийных спасательных служб.

План ликвидации аварий содержит:

1) оперативную часть;

2) распределение обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, последовательность их действий; 3) список должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации.

План ликвидации аварий утверждается руководителем хозяйствующего субъекта и согласовывается с аварийно-спасательными организациями и формированиями.

Статья 18. Производственный контроль в области промышленной безопасности

1. Хозяйствующие субъекты обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ими опасных производственных объектах.

2. Производственный контроль на опасных производственных объектах осуществляется в целях максимально возможного уменьшения риска вредного воздействия опасных производственных факторов на персонал, население, окружающую среду.

3. Задачами производственного контроля за промышленной безопасностью являются обеспечение выполнения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также выявление обстоятельств и причин нарушений, влияющих на состояние безопасности производства работ.

4. Все хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, разрабатывают собственные положения о производственном контроле. Положение должно включать полномочия лиц, осуществляющих контроль за реализацией требований норм промышленной безопасности.

Закрепление функций и полномочий лиц, осуществляющих производственный контроль, оформляется приказом.

5. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, предоставляются в Уполномоченный орган.

Статья 19. Техническое расследование причин аварии

1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.

2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Уполномоченного органа.

В состав указанной комиссии также включаются:

1) представители органа местного самоуправления и местного органа государственного управления, на территории которого располагается опасный производственный объект;

2) представители хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего опасный производственный объект;

3) другие лица в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

3. Кабинет Министров Республики Абхазия принимает решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначает председателя указанной комиссии.

4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и других областях.

5. Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие опасный производственный объект, и их работники обязаны предоставлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии; в акт технического расследования причин аварии могут быть также включены предложения по предупреждению и профилактике подобных аварий.

7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в Уполномоченный орган, а также в иные заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается Уполномоченным органом.

9. Все расходы, связанные с техническим расследованием причин аварии, несет хозяйствующий субъект, эксплуатирующий опасный производственный объект, на котором произошла авария, за исключением случаев, когда финансирование расходов полностью или частично осуществляется государственным органом, принявшим соответствующее решение.

Статья 20. Учет аварий и инцидентов

1. Хозяйствующие субъекты обязаны учитывать все аварии на опасном производственном объекте, а также инциденты, которые могут привести к аварии, и направлять соответствующие сведения в Уполномоченный орган и другие органы государственного управления в порядке, устанавливаемом этими органами.

2. Уполномоченный орган и другие органы государственного управления на основании актов технического расследования причин аварии и информации, представляемой в соответствии с частью первой настоящей статьи, осуществляют учет (сбор, накопление) и анализ данных по авариям на опасных производственных объектах и инцидентам, которые могут привести к аварии, разрабатывают рекомендации, меры и программы по предупреждению указанных аварий и инцидентов.

Статья 21. Экспертиза промышленной безопасности

1. Экспертиза промышленной безопасности проводится в целях определения состояния опасного производственного объекта; установления соответствия предпроектных, проектных и иных материалов требованиям промышленной безопасности; оценки полноты, обоснованности и достаточности предусматриваемых мер по обеспечению промышленной безопасности и ликвидации последствий возможных аварий.

2. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

1) проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. При внесении изменений в проектную документацию проведение повторной экспертизы обязательно;

2) технические устройства, технологии, материалы, применяемые на опасном производственном объекте;

3) здания и сооружения, в которых расположены опасные производственные объекты;

4) декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

3. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Основанием для проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение соответствующего договора с хозяйствующими субъектами и иными заинтересованными лицами.

4. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в Уполномоченный орган, рассматривается и утверждается им в установленном порядке.

5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения промышленной безопасности устанавливаются Уполномоченным органом.

Статья 22. Декларация промышленной безопасности

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности хозяйствующих субъектов к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

2. Настоящим Законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении N2 к настоящему Закону.

Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Кабинетом Министров Республики Абхазия.

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

4. Декларация промышленной безопасности должна содержать следующие сведения:

1) перечень опасных веществ (в том числе производных) и их характеристики;

2) опасные производственные факторы (каждый фактор в отдельности; во взаимодействии с другими факторами; во взаимодействии с окружающей средой);

3) технологические данные о распределении опасных производственных факторов;

4) анализ опасности и риска;

5) технические решения по обеспечению безопасности;

6) анализ условий возникновения аварийных ситуаций;

7) подготовка персонала к действиям в аварийных ситуациях;

8) схема вероятных сценариев возникновения и развития аварий;

9) план ликвидации аварий (система оповещения; средства и меры по защите людей; резервные ресурсы для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение по оказанию помощи пострадавшим).

5. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего опасный производственный объект.

Руководитель хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

6. Декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. При внесении изменений в декларацию ее повторная экспертиза обязательна.

7. Декларация в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на электронном носителе представляется вместе с экспертным заключением в составе проекта или отдельным документом в Уполномоченный орган для регистрации. Один экземпляр и электронная версия хранятся в Уполномоченном органе, второй экземпляр – у хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего опасный производственный объект.

Статья 23. Государственный надзор в области промышленной безопасности

1. Государственный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Абхазия в целях проверки выполнения хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

2. Государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляют Уполномоченный орган, а также другие центральные органы государственного управления в сфере своей деятельности и порученных им отраслях государственного управления.

Уполномоченный орган вправе:

1) посещать с соблюдением установленного порядка опасные производственные объекты в целях проведения проверок состояния промышленной безопасности;

2) знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения хозяйствующими субъектами требований промышленной безопасности;

3) осуществлять проверку выполнения хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими опасные производственные объекты, условий выдачи лицензии на эксплуатацию;

4) ставить вопрос об ограничении или приостановлении действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности в области промышленной безопасности, а также о досрочном отзыве указанных лицензий в случае нарушения требований промышленной безопасности и в других предусмотренных законодательством Республики Абхазия случаях;

5) в случае выявления нарушений законодательства Республики Абхазия в области промышленной безопасности выносить акт-предписание об устранении нарушений, а также ставить вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, в порядке, установленном Кодексом Республики Абхазия об административных правонарушениях;

6) запрещать эксплуатацию неисправных технических устройств, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, на период до устранения неисправностей технического устройства, за исключением случаев, когда это связано с приостановкой, остановкой производства;

7) осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;

8) давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, в которых располагаются опасные производственные объекты, и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

9) осуществлять иные предусмотренные законодательством Республики Абхазия действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

3. По результатам надзорных мероприятий в области промышленной безопасности в зависимости от установленных нарушений требований законодательства Республики Абхазия должностными лицами Уполномоченного органа выносятся следующие акты:

1) акт по результатам проведения проверки;

2) предписание об устранении нарушений требований законодательства Республики Абхазия в области промышленной безопасности;

3) решение о постановке вопроса привлечения виновных лиц к административной ответственности в случае нарушения законодательства Республики Абхазия в области промышленной безопасности.

Формы вышеуказанных актов утверждаются Уполномоченным органом.

4. Воспрепятствование деятельности должностных лиц Уполномоченного органа при выполнении ими своих служебных обязанностей влечет ответственность, установленную законодательством Республики Абхазия.

Статья 24. Осуществление плановых проверок в зависимости от степени риска опасного производственного объекта

1. К высокой степени риска относятся объекты, подлежащие в соответствии с настоящим Законом обязательному декларированию, промышленной безопасности.

Проведение плановых проверок данных объектов осуществляется один раз в год.

2. К средней степени риска относятся объекты, на которых возможно возникновение аварии, инцидента с остановкой технологического процесса и причинением вреда жизни и здоровью производственного персонала.

Проведение плановых проверок данных объектов осуществляется один раз в два года.

3. К незначительной степени риска относятся объекты, на которых возможно возникновение аварии, инцидента с повреждением технических устройств и причинением вреда жизни и здоровью обслуживающего персонала.

Проведение плановых проверок данных объектов осуществляется один раз в три года.

4. Объекты, на которых риски снижены до минимальных в данной категории, переходят в следующую категорию риска. 5. Внеплановые проверки опасных производственных объектов, независимо от степени риска, проводятся в случаях выявления фактов или наличия обоснованных подозрений в нарушениях хозяйствующим субъектом требований промышленной безопасности.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 25. Возмещение вреда, причиненного аварией на опасном производственном объекте

Вред (в том числе моральный), причиненный физическим или юридическим лицам в результате аварии, произошедшей на опасном производственном объекте, возмещается хозяйствующим субъектом в полном объеме независимо от вины, кроме случаев, когда авария возникла вследствие непреодолимой силы или по умыслу потерпевшего.

Статья 26. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие опасный производственный объект, могут заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией.

Статья 27. Международное сотрудничество в области промышленной безопасности

Республика Абхазия участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения аварий, ограничения (локализации) развития и ликвидации их последствий, обеспечения безопасной для людей и окружающей среды деятельности объектов повышенной опасности.

Статья 28. Ответственность за нарушения законодательства в области промышленной безопасности

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 12 июня 2013 года

А. Анкваб, Президент Республики Абхазия

г. Сухум, 21 июня 2013 года, № 3346-c-V

ГАЗЕТА «РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ», 31.07.2013

http://www.gazeta-ra.info/index.php?ELEMENT_ID=6993

========================================

Приложение № 1 к Закону РА «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Опасные производственные объекты

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) радиоактивные материалы;

б) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов по Цельсию или ниже;

в) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

г) горючие вещества – жидкости, которые способны возгораться при определенных видах внешнего воздействия от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

д) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

е) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить их к гибели и имеющие характеристики:

– средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

– средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 4000 миллиграммов на килограмм включительно;

– смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

ж) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить их к гибели и имеющие следующие характеристики:

– средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

– средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

– средняя концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

з) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

– средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

– средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

– средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов по Цельсию;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

6) ведутся подводные работы при строительстве трубопроводов, нефтегазопромысловых сооружений, плотин, дамб, свайных сооружений.

Все о бизнесе в Абхазии читайте на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»
http://abkhaz-project.ru/
Юридические услуги и бизнес-консалтинг в Абхазии — Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»
http://abhaziya.biz/
Производство и ремонт лодок в Абхазии — Проект «А-Воат Амшын»Сухум. Абхазия. +7 940 770-33-10,
http://lodki-abh.ru
Путешествия и экскурсии по Абхазии — Агентство «Ацетук Трэвел»
0

Автор публикации

не в сети 7 часов

admin

0
Комментарии: 6Публикации: 1047Регистрация: 08-09-2014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.