Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации
Под приватизацией республиканской и муниципальной собственности понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в республиканской собственности (собственность Республики Абхазия), муниципальной собственности (собственность административно-территориальных единиц), в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации
Основными принципами при проведении приватизации являются:
1) гласность;
2) равные условия доступа всех желающих участвовать в приватизации;
3) открытость деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления;
4) учет экономических интересов государства;
5) ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность предоставленных данных об объектах, выставляемых на продажу;
6) учет требований антимонопольного законодательства Республики Абхазия в процессе приватизации;
7) возмездность.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации, и связанные с ними отношения по управлению государственным имуществом.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на:
1) мемориальные сооружения, объекты религиозного назначения, памятники археологии и художественные ценности, государственные кладбища и пантеоны;
2) средства бюджетов бюджетной системы Республики Абхазия, золотовалютные резервы Республики Абхазия;
3) имущество, находящееся в оперативном управлении Министерства обороны Республики Абхазия, органов государственной безопасности, органов внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Агентства правительственной связи Республики Абхазия;
4) здания, сооружения вузов, школьных и дошкольных учреждений, объекты культуры и здравоохранения;
5) государственные архивы и фонды, научные библиотеки, объекты научно-технической информации;
6) научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы, входящие в Академию наук Абхазии;
7) объекты государственных радиотелевизионных передающих центров;
8) предприятия оборонного значения;
9) предприятия, производящие радиоактивные материалы и материалы военного назначения, имущество их опытно-конструкторских и научных учреждений;
10) запасные пункты управления органов государственной власти и управления;
11) республиканские железные дороги, автомобильные дороги республиканского и местного значения;
12)имеющие общегосударственное значение причалы пристаней, гидротехнические сооружения, маяки, световые сигналы;
13) единую систему государственного водопроводного и канализационного хозяйства;
14) системы и средства управления воздушным транспортом, взлетно-посадочные полосы, центры метрологии;
15) специальные объекты, предназначенные для приема высших должностных лиц, находящиеся в ведении высших органов государственной власти и управления;
16) передающие сети электроэнергетики с оборудованием и установками для трансляции и коммутации;
17) государственный жилищный фонд Республики Абхазия.
3. Отчуждение имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за республиканскими и муниципальными предприятиями, объявленными в установленном порядке несостоятельными (банкротами), осуществляется в соответствии с законодательством Республики Абхазия о (несостоятельности) банкротстве.
4. К отношениям по отчуждению республиканской и муниципальной собственности, не урегулированным настоящим Законом, применяются нормы гражданского законодательства Республики Абхазия.
Решениями Кабинета Министров Республики Абхазия или органов местного самоуправленияв пределах их компетенций могут устанавливаться особенности и ограничения в отношении приватизации объектов движимого имущества.
Статья 4. Законодательство Республики Абхазия о приватизации республиканской и муниципальной собственности
1. Законодательство Республики Абхазия о приватизации республиканской и муниципальной собственности состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов Республики Абхазия.
Нормы о приватизации, содержащиеся в других нормативных правовых актах Республики Абхазия, не должны противоречить настоящему Закону.
2. Иностранные физические и юридические лица, а также предприятия с иностранными инвестициями участвуют в приватизации на тех же условиях, что и физические и юридические лица Республики Абхазия, за исключением случаев, которые установлены законодательством Республики Абхазия.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Республики Абхазия, обеспечения обороноспособности и безопасности государства Кабинетом Министров Республики Абхазия могут устанавливаться отдельные ограничения на приватизацию республиканского и муниципального имущества иностранными физическими и юридическими лицами.
Статья 5. Республиканская и муниципальная собственность, подлежащая приватизации
Приватизации подлежит имущество, находящееся в республиканской или муниципальной собственности, за исключением имущества, отнесенного законодательством Республики Абхазия к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия, может находиться только в республиканской или муниципальной собственности.
Перечень подлежащего приватизации республиканского имущества устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия и утверждается Народным Собранием — Парламентом Республики Абхазия.
Перечень подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается местными органами государственного управления и утверждается органами местного самоуправления.
Статья 6. Лица, в пользу которых может быть отчуждено государственное имущество
1. В соответствии с настоящим Законом государственное имущество может быть отчуждено в пользу любых физических и юридических лиц, за исключением органов власти Республики Абхазия и государственных организаций, кроме случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.
2. Установленные законодательством Республики Абхазия ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Республики Абхазия, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного имущества.
Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Законом.
Статья 7. Компетенция Кабинета Министров Республики Абхазия и местных органов государственного управления в сфере приватизации
1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Кабинет Министров Республики Абхазия:
1) разрабатывает и представляет на утверждение в Народное Собрание — Парламент Республики Абхазия перечень подлежащей приватизации республиканской собственности;
2) ежегодно представляет в Народное Собрание — Парламент Республики Абхазия отчет о результатах приватизации республиканской собственности;
3) утверждает положение о центральном органе государственного управления Республики Абхазия, уполномоченном в области приватизации;
4) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
5) принимает решения об условиях приватизации республиканской собственности;
6) осуществляет контроль за приватизацией;
7) осуществляет иные предусмотренные настоящим Законом полномочия.
2. Местные органы государственного управления в сфере приватизации:
1) представляют в органы местного самоуправления:
а) перечень подлежащей приватизации муниципальной собственности для утверждения;
б) отчет о результатах приватизации муниципальной собственности за прошедший год;
2) принимают решения об условиях приватизации муниципальной собственности;
3) издают в пределах своей компетенции акты по вопросам приватизации;
4) осуществляют контроль за приватизацией муниципальной собственности;
5) осуществляют иные предусмотренные настоящим Законом полномочия.
Глава 2. Порядок приватизации республиканской и муниципальной собственности
Статья 8. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе акта инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, закрепленных за предприятием.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, задолженности, в том числе по заработной плате и другим вопросам.
Передаточный акт должен содержать расчет балансовой стоимости, в случае акционирования — сведения о размере уставного капитала и о номинальной стоимости акции.
2. При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.
Кабинетом Министров Республики Абхазия могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.
Статья 9. Определение цены подлежащей приватизации республиканской и муниципальной собственности
Начальная цена приватизируемой республиканской и муниципальной собственности устанавливается на основании отчета об оценке республиканской и муниципальной собственности, составленного в соответствии с законодательством Республики Абхазия об оценочной деятельности.
Статья 10. Способы приватизации республиканской и муниципальной собственности
1. Используются следующие способы приватизации республиканской и муниципальной собственности:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа республиканской и муниципальной собственности на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа республиканской и муниципальной собственности по конкурсу;
5) продажа за пределами территории Республики Абхазия находящихся в республиканской и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) внесение республиканской и муниципальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
2. Приватизация республиканской и муниципальной собственности осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Законом.
Статья 11. Решение об условиях приватизации республиканской и муниципальной собственности
1. В решении об условиях приватизации республиканской и муниципальной собственности должны содержаться следующие сведения:
1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
2) способ приватизации имущества;
3) начальная цена;
4) срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
5) иные необходимые для приватизации имущества сведения.
2. В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации республиканской и муниципальной собственности также утверждается:
1) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;
2) перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Статья 12. Информационное обеспечение приватизации республиканской или муниципальной собственности
1. Отчет о приватизации республиканской или муниципальной собственности за прошедший год, решения об условиях продажи республиканской и муниципальной собственности, а также информационное сообщение о продаже республиканской или муниципальной собственности подлежат опубликованию в установленном настоящим Законом порядке.
2. Информационное сообщение о продаже республиканской и муниципальной собственности должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества.
3. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже республиканской и муниципальной собственности подлежат следующие сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом:
1) наименование государственных органов, принявших решение об условиях приватизации собственности, реквизиты указанного решения;
2) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
3) способ приватизации;
4) начальная цена;
5) форма подачи предложений о цене;
6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
7) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);
8) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;
9) срок заключения договора купли-продажи;
10) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи;
11) ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества;
12) иные указанные в настоящем Законе сведения, а также иные сведения, перечень которых устанавливается соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия и местными органами государственного управления.
4. При приватизации республиканской и муниципальной собственности на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются:
1) порядок определения победителей;
2) размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов;
3) место и срок подведения итогов;
4) условия конкурса (при приватизации республиканского или муниципального имущества по конкурсу);
5) форма бланка заявки (при продаже акций на специализированном аукционе).
5. При продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, обязательному включению в информационное сообщение подлежат также следующие сведения, если иное не предусмотрено настоящим Законом:
1) полное наименование, почтовый адрес и место нахождения открытого акционерного общества;
2) размер уставного капитала открытого акционерного общества, общее количество и категории выпущенных акций, их номинальная стоимость;
3) обязательства открытого акционерного общества, в том числе перед республиканским бюджетом, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами;
4) балансовый отчет открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения;
5) перечень основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется открытым акционерным обществом;
6) численность работников открытого акционерного общества.
С иными сведениями об открытом акционерном обществе покупатели имеют право ознакомиться в месте, указанном в информационном сообщении.
6. Со дня приема заявки лицо, желающее приобрести республиканскую илимуниципальную собственность (далее — претендент), имеет право предварительного ознакомления с информацией о подлежащем приватизации имуществе.
7. Информация о результатах сделок приватизации республиканской или муниципальной собственности подлежит опубликованию в средствах массовой информации в месячный срок со дня совершения указанных сделок.
Обязательному опубликованию подлежит следующая информация о результатах сделок приватизации республиканской или муниципальной собственности:
1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
2) цена сделки приватизации;
3) имя (наименование) покупателя.
Статья 13. Документы, представляемые претендентами на приватизацию республиканской и муниципальной собственности
1. Претенденты представляют следующие документы:
1) заявку;
2) платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим Законом случаях.
2. Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.
3. Юридические лица дополнительно представляют следующие документы:
1) нотариально заверенные копии учредительных документов;
2) решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);
3) сведения о доле Республики Абхазия, административно-территориальной единицы в уставном капитале юридического лица;
4) иные документы, требование к представлению которых может быть установлено законодательством Республики Абхазия;
5) опись представленных документов.
4. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется надлежащим образом оформленная доверенность.
5. Обязанность доказать свое право на приобретение республиканской и муниципальной собственности возлагается на претендента.
6. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель республиканского или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.
Статья 14. Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
1. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.
2. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган открытого акционерного общества могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.
3. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе, как в соответствии с законодательством Республики Абхазия о труде.
4. В случае, если руководитель унитарного предприятия осуществлял свою деятельность на основе гражданско-правового договора, отношения с ним регулируются в соответствии с гражданским законодательством и указанным договором.
Глава 3. Способы приватизации республиканской и муниципальной собственности
Статья 15. Продажа республиканской и муниципальной собственности на аукционе
1. На аукционе продается республиканская и муниципальная собственность в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
2. Аукцион является открытым по составу участников.
3. Предложения о цене республиканской и муниципальной собственности подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене республиканской и муниципальной собственности определяется решением об условиях приватизации.
Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
При равенстве двух и более предложений о цене республиканской и муниципальной собственности на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.
4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.
5. При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене республиканского или муниципального имущества, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 12 настоящего Закона, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»).
6. Задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации республиканской и муниципальной собственности.
7. При закрытой форме подачи предложений о цене республиканской и муниципальной собственности они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанной собственности может быть подан при подаче заявки.
8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
2) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене республиканского или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Республики Абхазия;
3) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
4) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
9. До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее пяти дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене республиканского или муниципального имущества — только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.
11. Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
12. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, и он утрачивает право на заключение указанного договора.
13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
14. В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
15. Передача республиканского или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Республики Абхазия и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
16. Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия и местными органами государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления.
Статья 16. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе
1. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.
2. Специализированный аукцион является открытым по составу участников.
Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
3. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона.
Прием заявок осуществляется в течение двадцати пяти дней.
Форма бланка заявки утверждается в порядке, определенном Кабинетом Министров Республики Абхазия.
4. До даты окончания приема заявок на участие в специализированном аукционе претендент имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В этом случае поступившие от претендента денежные средства подлежат возврату в течение пяти дней со дня получения уведомления об отзыве заявки.
5. Претендент не допускается к участию в специализированном аукционе по следующим основаниям:
1) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
2) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
3) представлены не все документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона, или они оформлены не в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
4) денежные средства поступили на счета, указанные в информационном сообщении, не в полном объеме, указанном в заявке, или позднее установленного срока;
5) поступившие денежные средства меньше начальной цены акции открытого акционерного общества;
6) внесение претендентом денежных средств осуществлено с нарушением условий, опубликованных в информационном сообщении.
Перечень оснований отказа претенденту в участии в специализированном аукционе является исчерпывающим.
6. Документами, подтверждающими поступление денежных средств на счета, указанные в информационном сообщении о приватизации, являются выписки с указанных счетов.
7. При расчете единой цены за одну акцию учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе.
Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через тридцать дней с даты подведения итогов специализированного аукциона в соответствии с законодательством Республики Абхазия и условиями специализированного аукциона.
Статья 17. Продажа республиканской и муниципальной собственности на конкурсе
1. Ha конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
2. Право приобретения республиканской и муниципальной собственности принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
3. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене республиканской и муниципальной собственности подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах.
Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
При равенстве двух и более предложений о цене республиканской и муниципальной собственности победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.
4. Продолжительность приема заявок на участие в конкурсе должна быть не менее чем двадцать пять дней.
5. Задаток для участия в конкурсе устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о проведении указанного конкурса.
6. Предложение о цене продаваемого на конкурсе имущества подается участником конкурса в день подведения итогов конкурса. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене продаваемого имущества может быть подан при подаче заявки.
7. Претендент не допускается к участию в конкурсе по следующим основаниям:
1) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
2) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о проведении указанного конкурса (за исключением предложения о цене продаваемого на конкурсе имущества), или они оформлены не в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
3) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
4) не подтверждено поступление задатка на счета, указанные в информационном сообщении о проведении указанного конкурса, в установленный срок.
Перечень указанных оснований отказа претенденту в участии в конкурсе является исчерпывающим.
8. До признания претендента участником конкурса он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в течение пяти дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников конкурса.
9. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а также только одно предложение о цене республиканского или муниципального имущества.
10. Уведомление о победе на конкурсе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов конкурса.
11. При уклонении или отказе победителя конкурса от заключения договора купли-продажи республиканского или муниципального имущества задаток ему не возвращается.
12. Суммы задатков, внесенные участниками конкурса, за исключением победителя, возвращаются участникам конкурса в течение пяти дней с даты подведения итогов конкурса.
13. В течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса с победителем конкурса заключается договор купли-продажи.
14. Договор купли-продажи республиканского или муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса.
Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств.
Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Абхазия.
15. Договор купли-продажи республиканского или муниципального имущества должен содержать:
1) условия конкурса, формы и сроки их выполнения;
2) порядок подтверждения победителем конкурса выполнения условий конкурса;
3) порядок осуществления контроля за выполнением победителем конкурса условий конкурса;
4) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи в виде неустойки за невыполнение победителем конкурса условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения, в размере цены республиканской и муниципальной собственности;
5) иные определяемые по соглашению сторон условия.
16. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса.
Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета, указанного в информационном сообщении о проведении конкурса, о поступлении денежных средств в размере и в сроки, которые указаны в договоре купли-продажи.
17. Победитель конкурса вправе до перехода к нему права собственности на республиканскую и муниципальную собственность осуществлять полномочия, установленные частью 18 настоящей статьи.
18. В случае если объектом продажи на конкурсе являются акции открытого акционерного общества, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции осуществляет голосование в органах управления этого общества по указанным акциям по своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам:
1) внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого акционерного общества;
2) отчуждение, залог, сдача в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества открытого акционерного общества действий, если стоимость такого имущества превышает 5 процентов уставного капитала открытого акционерного общества;
3) залог и отчуждение недвижимого имущества открытого акционерного общества;
4) получение кредита в размере более чем 5 процентов стоимости чистых активов открытого акционерного общества;
5) учреждение товариществ и хозяйственных обществ;
6) эмиссия ценных бумаг, не конвертируемых в акции открытого акционерного общества;
7) утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли и убытков открытого акционерного общества, а также распределение его прибыли и убытков.
Голосование по указанным вопросам победитель конкурса осуществляет в порядке, установленном соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия и местными органами государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления.
Победитель конкурса не вправе осуществлять голосование по вопросу реорганизации или ликвидации открытого акционерного общества.
Открытое акционерное общество, акции которого были проданы на конкурсе, до момента выполнения победителем конкурса его условий не вправе принимать решение об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных конвертируемых в акции указанного общества ценных бумаг.
19. Условия конкурса могут предусматривать:
1) сохранение определенного числа рабочих мест;
2) переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
3) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятияили назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
4) проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.
Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим.
20. Порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий устанавливаются соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия и местными органами государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления.
Меры по осуществлению контроля за исполнением условий конкурса должны предусматривать периодичность контроля не чаще одного раза в квартал.
21. В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи республиканского или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в республиканской или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
22. Не урегулированные настоящей статьей отношения, связанные с проведением конкурса и произведением расчетов за приобретаемое имущество, регулируются положением, которое утверждается Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Статья 18. Продажа за пределами территории Республики Абхазия находящихся в республиканской и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ
1. Продажа за пределами территории Республики Абхазия находящихся в республиканской и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории Республики Абхазия, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.
2. Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия и местными органами государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления. Указанное решение должно содержать следующие сведения:
1) количество находящихся в республиканской собственности и используемых для обеспечения выпуска ценных бумаг иностранным эмитентом акций открытых акционерных обществ;
2) наименование иностранного эмитента;
3) вид ценных бумаг иностранного эмитента;
4) максимальный размер вознаграждения иностранного эмитента и осуществляющих продажу ценных бумаг иностранного эмитента организаций, а также расходов, связанных с выпуском и продажей таких ценных бумаг и подлежащих возмещению за счет средств, полученных от продажи находящихся в республиканской собственности акций открытого акционерного общества;
5) период и способ ограничения распоряжения остающимися в республиканской собственности акциями открытого акционерного общества, акции которого продаются;
6) другие необходимые сведения.
3. Отношения, возникающие в процессе продажи акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, в том числе порядок их оплаты, определяются договором. Сведения, указанные в решении о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, являются существенными условиями договора.
4. Средства, полученные от продажи находящихся в республиканской и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, конвертируются в валюту Республики Абхазия — рубль Российской Федерации в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
5. Продажа за пределами территории Республики Абхазия находящихся в республиканской и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ может также осуществляться в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона, с учетом требований законодательства Республики Абхазия о рынке ценных бумаг и особенностей законодательства иностранного государства, в котором осуществляется такая продажа.
Статья 19. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг
1. Акции открытых акционерных обществ могут продаваться через организатора торговли на рынке ценных бумаг (далее — организатор торговли).
2. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли.
3. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Условия договоров с брокерами о продаже акций открытых акционерных обществ через организатора торговли должны предусматривать продажу указанных акций по цене, которая не может быть ниже начальной цены.
4. Информация о продаже акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг должна быть опубликована в соответствии с правилами, установленными организатором торговли.
Информация о результатах сделок купли-продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли подлежит ежемесячной публикации в официальных информационных бюллетенях и (или) других средствах массовой информации.
Раскрытие информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с акциями открытых акционерных обществ, осуществляется организатором торговли в установленном порядке.
5. Требования статьи 12 настоящего Закона, за исключением части 1, не распространяются на продажу акций открытых акционерных обществ через организатора торговли.
Статья 20. Внесение республиканской и муниципальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ
1. По решению соответственно Кабинета Министров Республики Абхазия и местных органов государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления республиканская и муниципальная собственность, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Республики Абхазия, административно-территориальной единицы и приобретаемых соответственно Республикой Абхазия, административно-территориальной единицей, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Республики Абхазия в отношении стратегических акционерных обществ.
2. Внесение республиканской и муниципальной собственности, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
1) при учреждении открытых акционерных обществ;
2) в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.
3. Внесение республиканской и муниципальной собственности, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
1)открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Республики Абхазия об акционерных обществахприняло решение об увеличении уставногокапитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе республиканским или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Республике Абхазия или административно-территориальной единице (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав);
2) дополнительные акции, в оплату которых вносятся республиканская и муниципальная собственность и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;
3) оценка республиканской и муниципальной собственности, вносимой в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Республики Абхазия об оценочной деятельности.
4. При внесении республиканской и муниципальной собственности, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность Республики Абхазия или административно-территориальной единицы, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость республиканской и муниципальной собственности, вносимой в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с законодательством Республики Абхазия об акционерных обществах и законодательствомРеспублики Абхазияоб оценочной деятельности.
Статья 21. Контроль за исполнением договора купли-продажи
1. Последующий контроль за надлежащим исполнением условий договора купли-продажи объекта приватизации осуществляется продавцом.
2. Контроль за исполнением условий договора проводится до момента окончания исполнения обязательств покупателем.
3. Для осуществления контроля продавец вправе знакомиться с документами, связанными с исполнением договора купли-продажи.
4. В случае неисполнения покупателем условий договора купли-продажи, а также ненадлежащего их исполнения договор купли-продажи республиканской и муниципальной собственности расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в республиканской или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
Глава 4. Особенности приватизации отдельных видов собственности
Статья 22. Особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия
1. Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Состав подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя.
2. После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Республика Абхазия, административно-территориальная единица ответственность не несут.
Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.
3. Право собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия переходит к покупателю в порядке, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 25 настоящего Закона, при условии погашения задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан.
4. Договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, передаточный акт, а также документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, является основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю.
Статья 23. Права на земельный участок при приватизации здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с передачей права постоянного или срочного пользования, в том числе аренды на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с земельным законодательством Республики Абхазия.
Статья 24. Обременения приватизируемой республиканской и муниципальной собственности
1. При отчуждении республиканской и муниципальной собственности в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Законом или иными законами, и публичным сервитутом.
2. Ограничениями могут являться:
1) обязанность использовать приобретенную в порядке приватизации республиканскую и муниципальную собственность по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
2) обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, — обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения;
3) иные обязанности, предусмотренные Законом или условиями приватизации.
3. Публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированной республиканской и муниципальной собственности иными лицами, а именно:
1) обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;
2) обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков;
3) обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.
4. Решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации республиканской и муниципальной собственности.
Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации республиканской и муниципальной собственности.
5. Переход прав на республиканскую и муниципальную собственность, обремененную публичным сервитутом, не влечет за собой прекращение публичного сервитута.
Предусмотренные настоящей статьей ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации республиканской и муниципальной собственности, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута).
6. В случае нарушения собственником имущества, приобретенного в порядке приватизации республиканской и муниципальной собственности, установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута, на основании решения суда:
1) указанное лицо может быть обязано исполнить в натуре условия обременения, в том числе публичного сервитута;
2) с указанного лица могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением условий обременения, в том числе публичного сервитута, в доход республиканского или местного бюджетов.
7. Обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте.
8. Прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их условий допускается на основании решения органа, принявшего решение об условиях приватизации, или иного уполномоченного органа либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.
Статья 25. Оформление сделок купли-продажи республиканской или муниципальной собственности
1. Продажа республиканской или муниципальной собственности оформляется договором купли-продажи.
2. Обязательными условиями договора купли-продажи республиканской или муниципальной собственности являются:
1) сведения о сторонах договора; наименование республиканской или муниципальной собственности; место ее нахождения; состав и цена республиканской или муниципальной собственности; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; в соответствии с настоящим Законом порядок и срок передачи республиканской или муниципальной собственности в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем;
2) порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество;
3) сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты;
4) иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Обязательства покупателя в отношении, приобретаемой республиканской или муниципальной собственности должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Республики Абхазия стоимостную оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче приобретаемой республиканской или муниципальной собственности, выполнением работ, уплатой денег.
3. Право собственности на приобретаемую республиканскую или муниципальную собственность переходит к покупателю в установленном порядке после полной ее оплаты с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
4. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.
Глава 5. Оплата и распределение денежных средств от продажи собственности
Статья 26. Средства платежа при продаже республиканской или муниципальной собственности
1. При продаже республиканской или муниципальной собственности законным средством платежа признается валюта Республики Абхазия — рубль Российской Федерации.
В случае продажи республиканской собственности за пределами территории Республики Абхазия в качестве средства платежа может использоваться валюта иностранных государств.
2. Передача кредиторам республиканского или муниципального имущества в зачет государственных внутренних заимствований Республики Абхазия, заимствований административно-территориальных единиц, а равно обмен республиканского или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество не допускается.
Статья 27. Порядок оплаты республиканской или муниципальной собственности
1. Оплата приобретаемой покупателем республиканской или муниципальной собственности производится единовременно или в рассрочку. При этом рассрочка не может превышать шести месяцев, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 30 процентов цены приобретаемой республиканской или муниципальной собственности.
2. Решение о предоставлении рассрочки может быть принято соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия или местными органами государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления.
3. В решении о предоставлении рассрочки указываются сроки ее предоставления и порядок внесения платежей. Срок предоставления рассрочки и порядок внесения платежей подлежат опубликованию посредством информационного сообщения о приватизации республиканской или муниципальной собственности.
4. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Национального банка Республики Абхазия (Банка Абхазии), действующей на дату публикации объявления о продаже. Покупатель вправе оплатить приобретаемую республиканскую или муниципальную собственность досрочно.
5. Право собственности на республиканскую или муниципальную собственность, приобретенную в рассрочку, переходит в установленном законодательством Республики Абхазия порядке, и на такие случаи требования части 3 статьи 25 настоящего Закона не распространяются.
Передача покупателю приобретенного в рассрочку имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия и договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора.
6. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество в силу настоящего Закона признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате приобретенной республиканской или муниципальной собственности.
В случае нарушения покупателем сроков и порядка внесения платежей обращается взыскание на заложенное имущество в судебном порядке.
С покупателя могут быть взысканы также убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи.
Статья 28. Распределение денежных средств, полученных от приватизации республиканской или муниципальной собственности
1. Денежные средства, полученные от приватизации республиканской или муниципальной собственности, зачисляются:
1) от приватизации республиканской собственности:
а) 50% — в республиканский бюджет;
б) 50% — в специальный внебюджетный фонд приватизации Республики Абхазия;
2) от приватизации муниципальной собственности:
а) 50% — в местный бюджет;
б) 50% — в специальный внебюджетный фонд приватизации Республики Абхазия.
2. Денежные средства, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд приватизации Республики Абхазия, полученные от приватизации республиканской или муниципальной собственности, направляются на финансирование отраслей экономики в рамках проводимой государством инвестиционной политики и предоставляются в виде кредитов физическим и юридическим лицам Республики Абхазия, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
3. Порядок использования денежных средств специального внебюджетного фонда приватизации Республики Абхазия определяется положением, утверждаемым Президентом Республики Абхазия.
Статья 29. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи республиканской или муниципальной собственности
Возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи республиканской или муниципальной собственности осуществляется на основании вступившего в силу решения суда за счет денежных средств специального внебюджетного фонда приватизации Республики Абхазия, поступивших по другим сделкам приватизации соответственно республиканской или муниципальной собственности.
Глава 6. Особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в Республиканской или муниципальной собственности
Статья 30. Особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия
1. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
2. В уставе открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, должны быть учтены требования законодательства Республики Абхазия об акционерных обществах и определенные настоящим Законом особенности.
3. В уставе открытого акционерного общества в обязательном порядке определяются цели и предмет деятельности создаваемого открытого акционерного общества.
4. Размер уставного капитала открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона.
5. До первого собрания акционеров руководитель унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) открытого акционерного общества.
6. Одновременно с утверждением устава открытого акционерного общества определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, а также члены ревизионной комиссии (ревизор) общества до первого общего собрания акционеров.
Статья 31. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»)
1. В целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Республики Абхазия Кабинет Министров Республики Абхазия и местные органы государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Республики Абхазия и административно-территориальных единиц в управлении открытыми акционерными обществами (далее — специальное право («золотая акция»). Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.
Республика Абхазия и административно-территориальные единицы не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право («золотую акцию»).
2. Кабинет Министров Республики Абхазия или местные органы государственного управленияпо согласованию с органами местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Республики Абхазия, административно-территориальной единицы в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Представителем Республики Абхазия, административно-территориальной единицы может назначаться сотрудник центрального или местного органа государственного управления, депутат местного самоуправления, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Кабинет Министров Республики Абхазия, местные органы государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии открытого акционерного общества.
3. Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Республики Абхазия, административно-территориальных единиц в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.
4. Представители Республики Абхазия, административно-территориальных единиц имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
5. Представители Республики Абхазия, административно-территориальных единиц, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
1) о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
2) о реорганизации открытого акционерного общества;
3) о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4) об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
5) о совершении открытым акционерным обществом в соответствии с законодательством Республики Абхазия об акционерных обществах крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
6. Представители Республики Абхазия, административно-территориальных единиц, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Республики Абхазия, административно-территориальных единиц в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.
7. Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из республиканской или муниципальной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества.
Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия и местными органами государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления, принявшими решение об использовании специального права («золотой акции»). Специальное право («золотая акция») действует до принятия решения о его прекращении.
8. Специальное право («золотая акция») не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
Статья 32. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Абхазия или административно-территориальных единиц
1. Права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Абхазия, от имени Республики Абхазия осуществляют Кабинет Министров Республики Абхазия и (или) уполномоченный центральный орган государственного управления.
Права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности административно-территориальных единиц, от имени административно-территориальных единиц осуществляют местные органы государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления.
Представителями интересов Республики Абхазия, административно-территориальных единиц в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ могут быть только сотрудники центральных или местныхорганов государственного управления, депутаты местного самоуправления.
Порядок управления находящимися в республиканской или муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, определяется Кабинетом Министров Республики Абхазия.
2. В случае, если в республиканской или муниципальной собственности находится 100 процентов акций открытого акционерного общества, полномочия высшего органа управления общества – общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном Кабинетом Министров Республики Абхазия. Предусмотренные законодательством Республики Абхазия об акционерных обществах процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.
3. Единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Кабинета Министров Республики Абхазия в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Кабинета Министров Республики Абхазия. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.
Статья 33. Сохранение доли Республики Абхазия или административно-территориальной единицы в уставном капитале открытых акционерных обществ
1. При наличии в республиканской или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли Республики Абхазия или административно-территориальной единицы в случае, если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента Республики Абхазия, Кабинета Министров Республики Абхазия или местных органов государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления, и обеспечивается внесением в уставный капитал указанного акционерного общества республиканской или муниципальной собственности, либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций.
2. При наличии в республиканской или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25 процентов, но не более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли Республики Абхазия или административно-территориальной единицы в случае принятия положительного решения Кабинетом Министров Республики Абхазия или местным органом государственного управления по согласованию с органом местного самоуправления и только при условии сохранения Республикой Абхазия или административно-территориальной единицей своей доли в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
3. При наличии в республиканской собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25 процентов, но не более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли Республики Абхазия в случае принятия положительного решения Президентом Республики Абхазия и только при условии сохранения доли Республики Абхазия в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
4. При наличии в республиканской или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли Республики Абхазия или административно-территориальной единицы в случае принятия положительного решения Кабинетом Министров Республики Абхазия или местным органом государственного управления по согласованию с органом местного самоуправления и только при условии сохранения Республикой Абхазия или административно-территориальной единицей своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
5. При наличии в республиканской собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли Республики Абхазия в случае принятия положительного решения Президентом Республики Абхазия и только при условии сохранения доли Республики Абхазия в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
Статья 34. Сохранение доли Республики Абхазия или административно-территориальной единицы в уставном капитале открытых акционерных обществ в случае размещения акций путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ за пределами Республики Абхазия, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций открытых акционерных обществ
В случае размещения акций открытых акционерных обществ путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ за пределами Республики Абхазия, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций открытых акционерных обществ:
1) увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, и определение размера доли Республики Абхазия в уставном капитале указанного акционерного общества осуществляются по решению Президента Республики Абхазия;
2) увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, которое создано в процессе приватизации и акции которого находятся в республиканской или муниципальной собственности и предоставляют более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, и определение размера доли Республики Абхазия в уставном капитале указанного общества осуществляются по решению Кабинета Министров Республики Абхазия или местного органа государственного управления по согласованию с органом местного самоуправления.
Статья 35. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
1. Государственная регистрация выпуска акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Абхазия о ценных бумагах.
2. В случае, если в соответствии с законодательством Республики Абхазия о ценных бумагах регистрация выпуска акций открытого акционерного общества сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, для регистрации выпуска акций открытого акционерного общества представляется проспект эмиссии, который должен удовлетворять требованиям законодательства Республики Абхазия о ценных бумагах.
3. Владельцем акций открытого акционерного общества, принадлежащих на праве собственности Республике Абхазия или административно-территориальной единице, в реестре акционеров акционерного общества указывается соответственно Республика Абхазия, административно-территориальная единица в лице соответствующего уполномоченного органа.
4. Регистрация Республики Абхазия и административно-территориальной единицы в реестрах акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся соответственно в республиканской или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно.
5. В случае принятия решения об использовании специального права («золотой акции») на участие соответственно Республики Абхазия, административно-территориальной единицы в управлении открытым акционерным обществом в уставе открытого акционерного общества и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись.
Глава 7. Переходные и заключительные положения
Статья 36. Защита прав Республики Абхазия и административно-территориальных единиц как собственников имущества
1. Кабинет Министров Республики Абхазия и (или) уполномоченный им центральный орган государственного управления, а также местные органы государственного управления по согласованию с органами местного самоуправления обращаются в суды с исками и выступают в судах соответственно от имени Республики Абхазия, административно-территориальных единиц в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Республики Абхазия, административно-территориальных единиц.
2. Защита прав Республики Абхазия, административно-территориальных единиц как собственников имущества финансируется за счет средств соответствующих бюджетов.
3. Сделки приватизации республиканской и муниципальной собственности, совершенные лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок, признаются ничтожными.
4. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для публикации информационного сообщения сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, должностные лица открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 37. Переходные положения
1. С даты вступления в силу настоящего Закона приватизация республиканской и муниципальной собственности осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. С даты вступления в силу настоящего Закона Республика Абхазия, административно-территориальные единицы освобождаются от взимания платы за государственную регистрацию открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования унитарных предприятий.
3. С даты вступления в силу настоящего Закона принадлежащие Республике Абхазия, административно-территориальным единицам акции закрытых акционерных обществ, доли в обществах с ограниченной ответственностью, вклады в товариществах на вере могут быть отчуждены в порядке реализации преимущественного права их приобретения участниками по цене, определяемой в соответствии с законодательством Республики Абхазия об оценочной деятельности, а в случае отказа реализации преимущественного права — способами, установленными настоящим Законом.
4. В случае заключения договора аренды республиканской и муниципальной собственности с преимущественным правом приватизации арендуемого имущества до вступления в силу настоящего Закона приватизация республиканской и муниципальной собственности осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего Закона.
В случае если по истечении сроков, установленных настоящей частью, не поступит заявление арендатора, нереализованные положения таких договоров о преимущественном праве приватизации утрачивают силу.
5. При выявлении имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированной собственности, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такой собственности по рыночной цене. Не выкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 38. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
2. Пункты 3, 5, 6 части 1 статьи 10, статьи 16, 18, 19, 35 вступают в силу с момента вступления в силу Закона Республики Абхазия о рынке ценных бумаг.
3. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Республики Абхазия «О приватизации» от 22 июля 1997 года, № 350-с-XIII (Сборник законодательных актов Республики Абхазия 1997, № 7, ст.74);
2) Закон Республики Абхазия «О внесении изменений в Закон Республики Абхазия «О приватизации» от 3 апреля 1998 года, № 417-с-XIII (Сборник законодательных актов Республики Абхазия 1998, № 8, ст.102);
3) Закон Республики Абхазия «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О приватизации» от 29 ноября 2002 года, № 724-с-XIV (Сборник законодательных актов Республики Абхазия 2003, № 20, ст.8);
4) Закон Республики Абхазия «О внесении дополнения в Закон Республики Абхазия «О приватизации» от 6 февраля 2003 года, № 749-с-XIV (Сборник законодательных актов Республики Абхазия 2003, № 20, ст.71);
5) Закон Республики Абхазия «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О приватизации» от 29 мая 2009 года, № 2370-с-IV (Сборник законодательных актов Республики Абхазия 2009, № 39, ст.97).
4. Предложить Президенту Республики Абхазия и Кабинету Министров Республики Абхазия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Принят Народным Собранием –
Парламентом Республики Абхазия
20 июля 2016 года
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Р. ХАДЖИМБА
г. Сухум
5 августа 2016 года
№ 4219-с-V