Настоящий Закон устанавливает правовые основы и порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Республике Абхазия с целью их признания и защиты государством, а также упорядочения общественных отношений в сфере оборота недвижимого имущества на территории Республики Абхазия
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее – единый государственный реестр) – входящий в Единый кадастр объектов недвижимости систематизированный свод сведений и документов в отношении зарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Абхазия;
2) государственная регистрация прав на недвижимое имущество (далее – государственная регистрация) – обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременений прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в едином государственном реестре в порядке и сроки, установленные настоящим Законом;
3) государственный технический учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества – определение технических, идентификационных характеристик зданий, сооружений и их составляющих, необходимых для ведения единого государственного реестра, путем обследования указанных объектов в натуре;
4) заявитель – лицо, в интересах которого осуществляется государственная регистрация;
5) идентификационные характеристики объекта недвижимости – сведения об объекте недвижимого имущества, включая местонахождение, вид недвижимости, кадастровый номер, форму собственности, категорию земель, целевое назначение, этажность, площадь и (или) другие размеры объекта недвижимости, а также иные сведения, необходимые для целей ведения единого государственного реестра в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
6) изолированное помещение – внутренняя пространственная часть капитального строения, отделенная от других его смежных частей перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничной площадки, лифтового холла и т.п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т.п.) непосредственно или через другие помещения, территорию путем установления сервитута;
7) кадастровый номер – индивидуальный, не повторяющийся на территории Республики Абхазия номер объекта недвижимости, который присваивается в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия;
8) капитальное строение (здание, сооружение) – объект строительства, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Абхазия, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно;
9) недвижимое имущество (недвижимость) – в значении, определенном Гражданским кодексом Республики Абхазия;
10) незавершенное (законсервированное) капитальное строение – законсервированный объект строительства, создание которого в качестве капитального строения разрешено в соответствии с законодательством Республики Абхазия, но не завершено, имеющий прочную связь с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
11) обременение права на недвижимое имущество – любое ограничение права на недвижимое имущество, возникшее в порядке, предусмотренном законами или соглашением сторон и выражающееся в ограничении правомочия правообладателя на владение, пользование и (или) распоряжение недвижимым имуществом.
12) преимущественные интересы – права (обременения прав) на недвижимое имущество, которые в соответствии с настоящим Законом и иными законами не подлежат обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре и признаются действительными без государственной регистрации.
13) правоустанавливающие документы – документы, на основании которых возникают, изменяются и (или) прекращаются права (обременения прав) на недвижимое имущество.
14) ранее возникшее право (обременение права) – право (обременение права) на недвижимое имущество, которое возникло до вступления настоящего Закона в силу и действительно при условии его соответствия законодательству Республики Абхазия, действовавшему на момент возникновения соответствующего права;
15) регистрационное дело – часть единого государственного реестра, в котором по объектному принципу осуществляется хранение копий документов, представленных на государственную регистрацию;
16) регистрирующий орган – центральный орган государственного управления, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с настоящим Законом, а также реализацию государственной политики и государственное регулирование в указанной сфере, и (или) государственная некоммерческая организация в случае, если функции (часть функций) по регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с настоящим Законом будут делегированы такой организации решением Кабинета Министров Республики Абхазия;
17) сервитут – в значении, определенном Гражданским кодексом Республики Абхазия;
18) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости – сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей.
19) систематическая регистрация в едином государственном реестре – учетная регистрация прав (обременении прав) на недвижимое имущество, которые возникли до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и действительные, если они соответствуют законодательству Республики Абхазия, действовавшему в момент их возникновения;
20) технический паспорт – составленный по результатам государственного технического учета и технической инвентаризации недвижимого имущества документ установленной формы, содержащий технические и идентификационные характеристики объекта недвижимости, необходимые для ведения единого государственного реестра.
21) уполномоченный представитель заявителя – лицо, которое от имени заявителя подает заявление и осуществляет иные действия, связанные с государственной регистрацией, в силу полномочия, основанного на доверенности, законе, решении суда либо правовом акте;
22) учетная регистрация – регистрация прав (обременении прав) на недвижимое имущество с целью учета прав (обременении прав) на недвижимое имущество, действительных без государственной регистрации в едином государственном реестре, в том числе ранее возникших прав;
23) юридические притязания – юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании прав на недвижимое имущество третьими лицами.
Статья 2. Законодательство Республики Абхазия о государственной регистрации
Законодательство Республики Абхазия о государственной регистрации основывается на Конституции Республики Абхазия и состоит из Гражданского кодекса Республики Абхазия, настоящего Закона, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними других нормативных правовых актов Республики Абхазия.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон применяется к отношениям по государственной регистрации прав на следующие виды недвижимого имущества:
1) земельные участки;
2) капитальные строения (здания, сооружения);
3) незавершенные (законсервированные) капитальные строения;
4) изолированные помещения, в том числе жилые;
5) предприятия как имущественные комплексы;
6) другие виды недвижимого имущества в случаях, установленных законодательством Республики Абхазия.
2. Порядок государственной регистрацииправ на воздушные суда, морские суда и другие объекты гражданских прав, на которые в соответствии с законодательством Республики Абхазия распространяется правовой режим недвижимого имущества,определяется Кабинетом Министров Республики Абхазия, если иное не определено законом.
Статья 4. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации
1. Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации, являются заявители – собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него (правообладатели), а также лица, претендующие на приобретение прав в отношении недвижимого имущества (приобретатели), другие заинтересованные лица, с одной стороны, и регистрирующий орган, – с другой.
2. Заявители могут участвовать в отношениях, регулируемых настоящим Законом, через своих уполномоченных представителей, если законодательством Республики Абхазия не определено иное.
Статья 5. Объекты государственной регистрации
1. Государственной регистрации в едином государственном реестре подлежат возникновение, изменение и прекращение прав (обременений прав) на недвижимое имущество, а также юридические притязания.
2. Изменение и прекращение права, а также обременение права на недвижимое имущество не могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре, пока такое право не будет зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением случаев, предусмотренных главой 6 настоящего Закона.
Статья 6. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Государственной регистрации в едином государственном реестре подлежат следующие права на недвижимое имущество:
1) право собственности;
2) право хозяйственного ведения;
3) право оперативного управления;
4)право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
5) право землепользования;
6) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее одного года.
Иные права могут быть зарегистрированы по желанию правообладателей.
Статья 7. Государственная регистрация обременений прав на недвижимое имущество
Государственной регистрации в едином государственном реестре подлежат следующие обременения прав на недвижимое имущество:
1) право пользования на срок не менее одного года, в том числе аренда, безвозмездное пользование, сервитуты, право пожизненного содержания с иждивением;
2) право доверительного управления, в том числе при опеке, попечительстве, в наследственных правоотношениях, банкротстве;
3) залог;
4) арест;
5) ограничения (запрещения) на пользование, распоряжение недвижимым имуществом или на выполнение определенных работ, налагаемые органами государственной власти в пределах их компетенции;
6) иные обременения прав на недвижимое имущество, предусмотренные законами, за исключением преимущественных интересов.
Статья 8. Государственная регистрация изменений прав (обременений прав) на недвижимое имущество
1. Государственной регистрации в едином государственном реестре подлежит:
1) изменение идентификационных характеристик объекта недвижимости, необходимых для ведения единого государственного реестра, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;
2) изменение сведений о правообладателе, содержащихся в регистрационном листе единого государственного реестра;
3) изменение вида права на недвижимое имущество;
4) изменение условий договоров, если они касаются сведений, содержащихся в регистрационном листе, влияют на объем прав, устанавливаемых на объект недвижимости, или если они должны быть зарегистрированы по соглашению сторон;
5) иные изменения подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре, если это предусмотрено настоящим Законом, иными законами или соглашением сторон.
2. В тех случаях, когда изменение идентификационных характеристик недвижимого имущества происходит по решению органов государственной власти или местного самоуправления, регистрация таких изменений не может быть возложена на правообладателя, в том числе при изменении наименования населенных пунктов, названия улиц, а также порядкового номера зданий и иных строений (адреса) или при изменении кадастровых номеров в связи с реформированием административно-территориального устройства Республики Абхазия.
Статья 9. Правовое значение государственной регистрации
1. Права (обременения прав) на недвижимое имущество, подлежащие обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре в соответствии со статьями 6-8 настоящего Закона, возникают с момента их государственной регистрации, если иное не установлено настоящим Законом и иными законами.
Если в регистрации не будет отказано, моментом государственной регистрации признается момент подачи заявления о государственной регистрации.
2. Права (обременения прав) на недвижимое имущество, не подлежащие обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре, возникают в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Абхазия, регулирующими соответствующие отношения, или соглашением сторон.
3. Ранее возникшие права подлежат учетной регистрации в едином государственном реестре в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Закона.
4. При установлении приоритетов между несколькими правами (обременениями прав) на один и тот же объект недвижимого имущества необходимо исходить из следующих положений:
зарегистрированные в едином государственном реестре права (обременения прав) на недвижимое имущество, которые в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Закона подлежат государственной регистрации, имеют приоритет над незарегистрированными;
приоритет ранее возникших прав (обременений прав) на недвижимое имущество устанавливается по дате возникновения права в соответствии с гражданским законодательством.
5. С момента введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество единый государственный реестр и правоустанавливающий документ являются единственными источниками информации, подтверждающими зарегистрированные права (обременения прав) на недвижимое имущество.
В случае расхождения сведений, содержащихся в едином государственном реестре и правоустанавливающем документе, приоритет, с учетом существа расхождения, определяется в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 10. Преимущественные интересы
Преимущественными интересами, не подлежащими обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре, являются:
1) обременения, выступающие как общие правила и запреты, установленные законодательством Республики Абхазия;
2) права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на не закрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичные сервитуты;
3) право доступа людей и проезда транспорта к линиям электропередач, телефонным и телеграфным линиям и столбам, трубопроводам и другим коммуникационным линиям, обусловленные общественными нуждами;
4) право пользования чужим недвижимым имуществом на срок менее одного года, в том числе право аренды, безвозмездного пользования, сервитуты;
5) право пользования жилыми помещениями государственного жилищного фонда.
Статья 11. Сроки подачи документов на государственную регистрацию
1. Заинтересованное лицо обязано обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации не позднее одного месяца с момента наступления юридического факта, являющегося основанием для возникновения права (обременения права), в том числе нотариального удостоверения договора, вступления в силу решения суда, выдачи иных правоустанавливающих документов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
2. Нарушение физическими и (или) юридическими лицами сроков, установленных частью 1 настоящей статьи, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Абхазия.
3. Заявления о государственной регистрации обременений прав, налагаемых государственными органами, и в других случаях, когда такие обременения прав устанавливаются не по волеизъявлению самого правообладателя, а также заявления о регистрации юридических притязаний должны быть поданы в регистрирующий орган незамедлительно.
Статья 12. Государственная пошлина за государственную регистрацию
За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном законом.
Глава 2. Единый государственный реестр
Статья 13. Ведение единого государственного реестра
1. Единый государственный реестр ведется регистрирующим органом и содержит информацию о существующих и прекращенных правах на недвижимое имущество и иных объектах регистрации, идентификационных характеристиках недвижимого имущества, сведения о правообладателях, а также информацию об имеющихся запросах сведений из единого государственного реестра.
2. Все записи о государственной регистрации прав (обременений прав) на недвижимое имущество заносятся регистрирующим органом в электронную информационную систему единого государственного реестра.
Электронная информационная система единого государственного реестра формируется регистрирующим органом.
3. Регистрирующий орган обеспечивает достоверность информации, содержащейся в едином государственном реестре, ее защиту от несанкционированного доступа, обновление, архивирование и восстановление данных, их оперативный поиск и документальное воспроизведение процедуры государственной регистрации, оперативное предоставление выписок о зарегистрированных правах и (или) их обременениях из единого государственного реестра.
4. Порядок ведения единого государственного реестра определяется Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Статья 14. Состав единого государственного реестра
Единый государственный реестр состоит из:
1) книги учета документов, поступающих на регистрацию;
2) регистрационной книги;
3) регистрационных дел;
4) книги учета запросов на предоставление сведений из единого государственного реестра;
5) электронной информационной системы.
Статья 15. Книга учета документов, поступающих на государственную регистрацию
1. Книга учета документов, поступающих на государственную регистрацию, ведется регистрирующим органом в целях учета и установления приоритета между заявлениями, поданными на государственную регистрацию возникновения, изменения или прекращения прав (обременений прав) на недвижимое имущество и иных объектов регистрации.
2. Приоритет между заявлениями, внесенными в книгу учета документов, поступающих на государственную регистрацию, устанавливается по дате, часу и минуте подачи заявления на государственную регистрацию.
Статья 16. Регистрационная книга
1. Регистрационная книга состоит из регистрационных листов, заполняемых на объекты недвижимости. Отдельные регистрационные листы могут быть заполнены на следующие объекты недвижимого имущества:
1) земельный участок;
2) капитальное строение, включая незавершенное (законсервированное) капитальное строение;
3) изолированное помещение;
4) земельный участок вместе с расположенными на нем капитальными строениями;
5) другие виды недвижимого имущества в случаях, установленных законодательством Республики Абхазия.
2. Регистрационные листы располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Регистрационные листы, содержащие информацию о капитальных строениях и об иных объектах недвижимого имущества, располагаются непосредственно за регистрационным листом, содержащим информацию о земельном участке, на котором они расположены. Регистрационные листы, содержащие информацию об изолированных помещениях, входящих в состав капитального строения, располагаются непосредственно за соответствующим регистрационным листом, относящимся к данному капитальному строению.
3. Регистрационный лист состоит из четырех частей:
1) идентификационные характеристики недвижимого имущества, указанного в части 1 настоящей статьи;
2) права на недвижимое имущество с выделением сервитутов, устанавливаемых в пользу господствующего земельного участка или другого объекта недвижимости;
3) обременения прав на недвижимое имущество с выделением залога, а также обязательств, следующих за недвижимым имуществом;
4) юридические притязания и сделки, не влекущие возникновение прав или обременений прав на недвижимое имущество.
Статья 17. Регистрационное дело
1. За исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, регистрационное дело ведется на каждый земельный участок и содержит копии правоустанавливающих и других документов, прилагаемых к заявлению, поданному на регистрацию, в том числе копии идентификационного документа на земельный участок, технических паспортов на объекты недвижимости, расположенные на нем, а также документы регистрирующего органа, относящиеся к данному объекту недвижимости или его правообладателям.
2. На каждый объект недвижимости, в отношение которого в регистрационной книге заполняется отдельный регистрационный лист, открывается отдельный раздел в рамках регистрационного дела на земельный участок, на котором расположен данный объект.
3. При необходимости, на земельный участок, на котором находятся несколько капитальных строений, регистрационное дело ведется в нескольких томах.
4. Каждое регистрационное дело содержит опись содержащихся в нем заявлений и документов (копий документов). Опись ведется по принципу последовательных записей. Исправления в описи осуществляются путем внесения в нее новой записи.
Статья 18. Книга учета запросов на предоставление информации из единого государственного реестра
Книга учета запросов на предоставление информации из единого государственного реестра ведется регистрирующим органом в целях учета поступивших запросов и предоставленной информации из единого государственного реестра.
Статья 19.Предоставление сведений из единого государственного реестра
1. Копии документов, находящиеся в регистрационном деле единого государственного реестра, предоставляются по мотивированным запросам судебных, правоохранительных и других органов государственной власти в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Республики Абхазия. Иным лицам указанная информация выдается с согласия правообладателя.
2. Обобщенные данные о правах физического или юридического лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, заверенные регистрирующим органом, выдаются бесплатно по запросам правообладателя (уполномоченного представителя правообладателя), адвокатов, правоохранительных, судебных органов, судебных исполнителей по находящимся в производстве уголовным, гражданским, административным делам, налоговых органов, нотариусов, наследников, конкурсных управляющих в процедурах банкротства, органов опеки и попечительства.
За выдачу указанной информации иным лицам взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном законом.
3. Информация из единого государственного реестра, а также копии документов, находящиеся в регистрационном деле единого государственного реестра, должны быть предоставлены регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней со дня подачи запроса на получение информации.
4. Порядок предоставления информации из единого государственного реестра определяется регистрирующим органом.
Глава 3. Государственный технический учет и техническая инвентаризация зданий, сооружений и (или) их составляющих
Статья 20. Значение и виды государственного технического учета и технической инвентаризации зданий, сооружений и (или) их составляющих
1. Необходимым условием государственной регистрации прав на недвижимое имущество является государственный технический учет и техническая инвентаризация зданий, сооружений и (или) их составляющих.
2. Государственный технический учет и техническая инвентаризация зданий, сооружений и (или) их составляющих осуществляют специально уполномоченные государственные организации, подведомственные местным органам государственного управления Республики Абхазия, по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
3. Государственный технический учет и техническая инвентаризация включают в себя первичное и последующее обследование, а также присвоение кадастрового номера зданиям, сооружениям или их составляющим.
Первичное обследование проводится на вновь созданное недвижимое имущество. По результатам первичного обследования объекта недвижимости составляется технический паспорт.
Последующее обследование проводится при изменении технических и (или) идентификационных характеристик зданий, сооружений или их составляющих в результате их реконструкции, перепланировки, переоборудования, за исключением случаев, когда изменения таких характеристик могут быть отражены в техническом паспорте без проведения последующего обследования, в том числе при изменении кадастрового номера или адреса.
По результатам последующего обследования оформляется новый технический паспорт, в котором отражаются выявленные изменения.
4. Порядок проведения государственного технического учета и технической инвентаризации, а также форма технического паспорта определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Статья 21. Плата за государственный технический учет и техническую инвентаризацию зданий, сооружений и (или) их составляющих
Плата за государственный технический учет и техническую инвентаризацию зданий, сооружений и (или) их составляющих взимается государственными организациями, осуществляющими государственный технический учет и техническую инвентаризацию зданий, сооружений или их составляющих в соответствии с законодательством Республики Абхазия о государственном регулировании цен.
Глава 4. Порядок государственной регистрации
Статья 22. Порядок проведения государственной регистрации
Государственная регистрация проводится в следующем порядке:
1) прием документов, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, для государственной регистрации;
2) проверка документов, представленных на государственную регистрацию, включая проверку законности совершаемой сделки и (или) иных юридических фактов (юридических составов), являющихся основаниями возникновения, изменения, прекращения прав (обременений прав) на недвижимое имущество или иных объектов государственной регистрации на соответствие законодательству Республики Абхазия;
3) установление отсутствия противоречий между заявленными правами (обременениями прав) и уже зарегистрированными правами (обременениями прав) на данный объект недвижимости, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации;
4) внесение записей в регистрационный лист о произведенной регистрации либо отказ или приостановление государственной регистрации в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
5) совершение надписи на правоустанавливающем документе о произведенной государственной регистрации;
6) выдача правоустанавливающего документа с отметкой о произведенной регистрации, либо документа об отказе или приостановлении государственной регистрации по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, а также выдача свидетельства о государственной регистрации в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законами.
Статья 23. Прием документов для государственной регистрации
1. Государственная регистрация осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон (участников) сделки, органа государственной власти или иных уполномоченных лиц, поданного в регистрирующий орган.
2. Для государственной регистрации заявитель (уполномоченный представитель заявителя) должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, и представить следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации установленного образца;
2) правоустанавливающие и иные документы, подтверждающие объект регистрации, с приложением технического паспорта недвижимости и (или) идентификационного документа на земельный участок;
3) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (физического лица) и уполномоченного представителя заявителя;
4) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за государственную регистрацию;
5) иные документы, предусмотренные настоящим Законом.
3. Помимо документов, указанных в части 2 настоящей статьи, заявителем – юридическим лицом предоставляются протоколы собраний (выписки из них) учредителей (участников, совета директоров, совета акционеров) о приобретении или отчуждении объектов недвижимости в случаях, когда законодательством Республики Абхазия либо учредительными документами юридического лица решение соответствующих вопросов отнесено к компетенции учредителей.
Иностранные юридические лица представляют легализованную выписку из торгового реестра или другой легализованный документ, подтверждающий правоспособность иностранного юридического лица.
4. Если сделка нотариально не удостоверена, то регистрирующий орган обязан проверить подлинность подписи лиц, совершивших сделку (их уполномоченных представителей), их дееспособность, а также соответствие их воли волеизъявлению.
Данное требование не распространяется на договоры залога, заключенные в обеспечение кредитного договора.
5. При наличии нескольких заявлений на государственную регистрацию одного и того же права (обременения права) в отношении одного и того же объекта недвижимости приоритет заявления определяется в соответствии с настоящим Законом и иными законами.
Статья 24. Подача заявления о государственной регистрации
1. В тех случаях, когда права (обременения прав) возникают на основании сделки, удостоверенной в нотариальном порядке, регистрация осуществляется по заявлению любой стороны (участника) сделки.
2. В тех случаях, когда права (обременения прав) возникают на основании договора или иной сделки при отсутствии их нотариального удостоверения, заявление в установленном порядке должно быть подано всеми участниками сделки.
Заявление на регистрацию возникновения и изменения залога, предоставленного в обеспечение кредитного договора, подается залогодателем и (или) залогодержателем. В случае подачи заявления залогодержателем требуется нотариально удостоверенное согласие залогодателя на такую регистрацию.
3. При государственной регистрации возникновения, изменения или прекращения права общей совместной собственности заявление о регистрации может быть подано всеми участниками либо одним из них с представлением согласия остальных участников, удостоверенного в нотариальном порядке.
Заявление о государственной регистрации может быть подано также одним из правообладателей без согласия остальных в случае, предусмотренном абзацем вторым части 4 настоящей статьи.
4. При государственной регистрации возникновения, изменения, прекращения права общей долевой собственности заявление о государственной регистрации должно быть подано всеми участниками (их уполномоченными представителями).
При изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения физического лица или наименования, регистрационного номера юридического лица заявление о регистрации изменений может быть подано правообладателем, к которому относятся такие изменения.
5. Для обеспечения прав другого супруга, данные о котором не содержатся в правоустанавливающем документе, участник сделки, достигший брачного возраста в соответствии с законодательством Республики Абхазия, в заявлении на регистрацию должен указать сведения об отсутствии факта состояния в брачных отношениях либо сведения о своем супруге с приложением копии документа, подтверждающего наличие брачных отношений.
6. В тех случаях, когда один правоустанавливающий документ содержит два или более объектов государственной регистрации, заявителю необходимо в заявлении указать все объекты регистрации или на регистрацию каждого объекта государственной регистрации заинтересованными лицами должны быть поданы отдельные заявления.
В тех случаях, когда при наличии в правоустанавливающем документе нескольких объектов государственной регистрации в заявлении будет указан только один из них, регистрирующий орган вправе указать заявителю на необходимость государственной регистрации оставшихся объектов.
7. Государственная регистрация обременений, налагаемых органами государственной власти и иными уполномоченными лицами, осуществляется по заявлению указанных лиц, если законодательством Республики Абхазия не определено иное. Обременение, налагаемое в интересах третьих лиц в соответствии с актами правоохранительных, судебных и иных органов государственной власти, может быть зарегистрировано на основании заявления третьего лица.
8. Форма и содержание заявления о регистрации прав на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Статья 25. Сроки проведения государственной регистрации
1. Государственная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество должна быть произведена в течение десяти рабочих дней с момента поступления заявления в регистрирующий орган, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Регистрация обременений, налагаемых органами государственной власти и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний должна быть произведена незамедлительно после поступления заявления в регистрирующий орган.
Статья 26. Требования к документам, предъявляемым для государственной регистрации
1. Правоустанавливающие и другие документы, подтверждающие права (обременения прав) на недвижимое имущество и иные объекты государственной регистрации, должны соответствовать требованиям законодательства Республики Абхазия, предъявляемым к ним на момент регистрации, за исключением ранее возникших прав.
2. Документы, подтверждающие возникновение, изменение или прекращение прав (обременений прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, в случаях, установленных законодательством Республики Абхазия, скреплены печатью, выполнены на специальных бланках, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Документы, исходящие от судов, правоохранительных и иных государственных органов, должны быть выполнены в форме, предъявляемой для соответствующих документов.
В случаях, установленных законом, правоустанавливающие и иные документы должны быть удостоверены в нотариальном порядке.
3. Не принимаются документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
4. Правоустанавливающие документы должны содержать сведения о правообладателях, вносимые в регистрационный лист, о виде регистрируемого права (обременения права), а также необходимые для целей ведения единого государственного реестра данные об объекте недвижимости.
5. Форма уведомления для внесения в регистрационные документы соответствующих записей (о невыполнении обязательства, о намерении оспорить производимую регистрацию или зарегистрированное право и т. д.) должна соответствовать требованиям, установленным регистрирующим органом.
6. Документы, подтверждающие возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимое имущество и иные объекты государственной регистрации, представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах, один из которых является подлинником или нотариально удостоверенной копией.
В тех случаях, когда правоустанавливающим документом является судебный акт и в иных случаях, когда правообладателю не выдается подлинник документа, для регистрации представляется удостоверенная копия такого документа.
7. Подлинник документа либо удостоверенная копия в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, после регистрации возвращается заявителю (уполномоченному представителю заявителя).
8. В тех случаях, когда регистрация осуществляется на основании доверенности, в регистрирующий орган представляются два экземпляра доверенности, один из которых является подлинником или нотариально удостоверенной копией. Подлинник доверенности после регистрации возвращается заявителю (уполномоченному представителю заявителя).
9. При регистрации прав (обременений прав), устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом и другие) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права).
В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права (обременения права).
Статья 27. Отказ в приеме документов, поступающих на государственную регистрацию
1. Отказ в приеме документов, поступающих на государственную регистрацию, допускается по следующим основаниям:
1) обращение ненадлежащего лица либо в связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность заявителя или его уполномоченного представителя;
2) наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
3) неправильное заполнение форм заявлений, подаваемых на регистрацию;
4) представление заявителем неполного пакета документов, необходимых для государственной регистрации в соответствии с требованиями, установленными частями 2 и 3 статьи 23 настоящего Закона;
5) представление документов, форма и содержание которых не соответствуют законодательству Республики Абхазия;
2. В случае отказа в приеме документов в книге учета документов, поступающих на регистрацию, запись о приеме документов не производится. Регистрирующим органом заявителю выдается уведомление с указанием причин отказа. Копии такого уведомления, заявления о регистрации и прилагаемых к нему документов подлежат хранению в порядке, установленном регистрирующим органом.
3. Отказ в приеме документов на регистрацию может быть обжалован в судебном порядке.
При устранении оснований для отказа в приеме документов документы на регистрацию подаются в общем порядке.
Статья 28. Указание точного времени представления документов
1. При приеме документов на регистрацию в книгу учета документов, поступающих на регистрацию, вносятся сведения о дате, часе, минуте представления документов.
2. Заявителю выдается расписка с указанием даты, часа и минуты поступления документов на регистрацию, фамилии, имени, отчества ответственного работника, принявшего документы, а также перечня документов, представленных на регистрацию.
Статья 29. Основания для приостановления государственной регистрации
1. Государственная регистрация приостанавливается в следующих случаях:
1) по постановлению (определению) суда на основании исковых и иных заявлений (жалоб), поданных в суд;
2) в соответствии с актами прокурорского надзора до устранения нарушения закона;
3) для представления заявителем документов, необходимых для государственной регистрации в соответствии со статьей 23 настоящего Закона, если у заявителя имеется возможность представить указанные документы в разумный срок;
4) для получения разъяснений или истребования от органов государственной власти и местного самоуправления необходимой информации в связи с ее отсутствием в документах, исходящих от таких органов, или наличием противоречий в таких документах, если указанные обстоятельства не явились основаниями для отказа в приеме документов на регистрацию;
5) при несоответствии объекта регистрации, устанавливаемого на основании правоустанавливающих документов, и объекта регистрации, указанного в заявлении, для устранения противоречия между ними.
2. Решение о приостановлении государственной регистрации может быть принято регистрирующим органом с момента приема документов на государственную регистрацию до момента выдачи документа в соответствии с пунктом 6 статьи 22 настоящего Закона, но не позднее истечения срока государственной регистрации, указанного в статье 25 настоящего Закона.
3. Если иное не установлено настоящим Законом или судебным актом о приостановлении регистрации, регистрация приостанавливается до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления регистрации, но не более чем на один месяц. Если в течение одного месяца не будут устранены обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления регистрации, в государственной регистрации должно быть отказано.
Сведения о приостановлении регистрации вносятся в книгу учета документов, поступающих на регистрацию.
4. При приостановлении государственной регистрации регистрирующий орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать от заявителя (уполномоченного представителя заявителя), иных физических или юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления информацию, разъяснения и документы, если это необходимо для принятия решения.
5. При приостановлении регистрации регистрирующий орган должен направить заявителю (уполномоченному представителю заявителя) письменное уведомление с указанием причин и сроков приостановления. В уведомлении должны быть указаны последующие действия заявителя для устранения причин приостановления регистрации и необходимые для этого сроки.
6. При приостановлении регистрации заявление может быть отозвано заявителем (уполномоченным представителем заявителя) в любое время. Приоритет отозванного заявления при этом утрачивается.
Статья 30. Приостановление регистрации для установления подлинности документов и достоверности указанных в них сведений
1. Государственная регистрация приостанавливается регистрирующим органом при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Для устранения таких сомнений регистрирующий орган обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Заявитель (уполномоченный представитель заявителя) вправе представить дополнительные доказательства подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
2. В необходимых случаях для установления подлинности документов или достоверности указанных в них сведений документы могут быть направлены регистрирующим органом для проведения экспертизы.
Статья 31. Проверка документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
1. Проверка документов осуществляется в целях установления соответствия представленных на регистрацию документов, а также субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество, оснований их возникновения, изменения, прекращения требованиям законодательства.
2. По результатам проверки регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, приостановлении либо отказе в государственной регистрации и делает соответствующую отметку на заявлении с указанием фамилии, имени (отчества) ответственного работника регистрирующего органа, проводившего проверку, а также даты ее проведения.
Статья 32. Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество
1. Регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации в следующих случаях:
1) при несоответствии субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество и иных объектов регистрации либо оснований их возникновения, изменения или прекращения требованиям законодательства Республики Абхазия;
2) при представлении заявителем неполного пакета документов, необходимых для государственной регистрации в соответствии со статьей 23 настоящего Закона, если отсутствие необходимых документов не явилось основанием для приостановления регистрации;
3) при представлении на регистрацию документов, по форме и содержанию не соответствующих требованиям законодательства Республики Абхазия;
4) при наличии обременений, которые исключают государственную регистрацию;
5) на основании судебного акта, вступившего в законную силу;
6) если в течение сроков приостановления регистрации не были устранены обстоятельства, явившиеся основаниями для приостановления;
7) при несоответствии ранее возникшего права законодательству, действовавшему в момент его возникновения, если объектом регистрации являются переход, изменение, прекращение или установление обременения в отношении такого права.
2. При отказе в регистрации по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, в книге учета документов, поступающих на регистрацию, делается соответствующая отметка об отказе с указанием причин.
3. При отказе в государственной регистрации регистрирующий орган должен направить заявителю уведомление с указанием причин отказа не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления.
4. Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество может быть обжалован в установленном порядке в суд.
При устранении обстоятельств, явившихся основаниями для отказа в регистрации, заявление на регистрацию может быть подано повторно.
Статья 33. Исправление ошибок, допущенных при государственной регистрации
1. Ошибки, допущенные при государственной регистрации, могут быть исправлены по инициативе регистрирующего органа или по заявлению заинтересованного лица в порядке, установленном регистрирующим органом с учетом правил, установленных настоящей статьей.
2. Ошибки, допущенные при регистрации, не изменяющие принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права (обременения прав), могут быть исправлены регистрирующим органом по собственной инициативе с письменным уведомлением всех заинтересованных сторон. Отметка об уведомлении ставится в регистрационном листе. Копии уведомлений подлежат хранению в регистрационном деле.
Любое лицо, интересы которого нарушаются в результате допущенных при государственной регистрации ошибок, при отказе регистрирующего органа внести соответствующие исправления в регистрационные документы может обратиться в суд с заявлением о внесении исправлений на основании решения суда.
3. Если исправление ошибок влияет на принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права (обременения права и иных объектов государственной регистрации), заинтересованные лица должны быть уведомлены о необходимости внесения таких исправлений. Внесение исправлений в указанных случаях допускается только при наличии письменного согласия всех заинтересованных лиц, удостоверенных нотариально или поданных в регистрирующий орган лично. В тех случаях, когда заинтересованные лица отказали в даче согласия на внесение исправлений или не дали ответ в течение одного месяца с момента получения уведомления, регистрирующий орган должен обратиться в суд для вынесения решения о внесении исправлений.
4. Если регистрация была произведена на основании документа, выданного органом государственной власти, и исправления касаются сведений, указанных в этом документе, исправление ошибок допускается при условии внесения этим органом соответствующих изменений в такой документ. Внесение изменений в указанном случае осуществляется регистрирующим органом с соблюдением правил, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
5. Порядок внесения записей в целях исправления ошибок, допущенных в регистрационных документах, устанавливается регистрирующим органом.
Статья 34. Аннулирование записей в регистрационном листе единого государственного реестра
1. Аннулирование записей в регистрационном листе единого государственного реестра осуществляется регистрирующим органом на основании судебных актов, вступивших в законную силу.
2. Порядок аннулирования записей в регистрационном листе единого государственного реестра устанавливается регистрирующим органом.
Статья 35. Удостоверение произведенной государственной регистрации
1. Регистрирующий орган обязан удостоверить произведенную регистрацию путем совершения надписи на правоустанавливающем документе, представленном на регистрацию.
Произведенная государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется также свидетельством о государственной регистрации.
2. Форма свидетельства о государственной регистрации и специальной надписи устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Статья 36. Полномочия регистрирующего органа при утрате (повреждении) правоустанавливающих или иных документов, находящихся в регистрационном деле, и уничтожении (повреждении) регистрационных записей
1. Если правоустанавливающие или другие документы, хранящиеся в регистрационном деле, были повреждены или уничтожены, регистрирующий орган может восстановить указанные документы всеми допустимыми способами, в том числе путем востребования необходимых документов от правообладателя, органов государственной власти и местного самоуправления, от которых они исходят. Допускается получение утраченных документов с электронной информационной системы единого государственного реестра.
2. При утрате (порче) регистрационных листов, заполняемых на бумажных носителях, сведения по утраченному листу могут быть восстановлены с электронной информационной системы единого государственного реестра и (или) материалов, хранящихся в регистрационном деле.
Статья 37. Восстановление правоустанавливающего документа
1. В случаях утраты или повреждения подлинника (удостоверенной копии) правоустанавливающего документа на недвижимое имущество, на основании которого была произведена регистрация в едином государственном реестре, восстановление правоустанавливающего документа производится путем выдачи дубликата с копии указанного документа, который хранится в регистрационном деле.
2. Выдача дубликата и аннулирование подлинника (удостоверенной копии) утраченного или поврежденного правоустанавливающего документа в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном регистрирующим органом.
Глава 5. Особенности государственной регистрации отдельных видов прав
Статья 38. Государственная регистрация изменения, прекращения или установления обременения в отношении ранее возникших прав, признаваемых без государственной регистрации
1. В государственной регистрации изменения, прекращения ранее возникших прав на недвижимое имущество (обременений прав), признаваемых возникшими без государственной регистрации в едином государственном реестре, или установления обременения в отношении ранее возникших прав не может быть отказано в связи с отсутствием регистрации такого права (обременения права).
2. При переходе ранее возникшего права в результате его отчуждения или наступления иных юридических фактов запись о возникновении ранее возникшего права и его прекращении осуществляется одновременно с регистрацией возникновения права у приобретателя.
3. Для государственной регистрации в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, заявитель (уполномоченный представитель заявителя), кроме случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, должен представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие ранее возникшее право (обременение права) на недвижимое имущество. Указанные документы должны соответствовать требованиям законодательства Республики Абхазия, действовавшим на момент возникновения права (обременения права).
4. Правообладатель ранее возникшего права (его уполномоченный представитель) должен в письменном виде представить в регистрирующий орган сведения о ранее возникших обременениях такого права, признаваемых без государственной регистрации.
При наличии документов, подтверждающих такие обременения, запись о них в регистрационном листе осуществляется в таком же порядке, что и запись о ранее возникших правах.
5. Для целей государственной регистрации обременений, устанавливаемых в отношении ранее возникших прав на недвижимое имущество по решению судов, правоохранительных органов, иных органов государственной власти и в других случаях, когда обременение налагается не по волеизъявлению правообладателя, регистрирующий орган заводит информационную базу по субъектному признаку в тех случаях, когда в едином государственном реестре отсутствует какая-либо информация об объекте недвижимости, его правообладателе, а заявитель не имеет возможности представить документы, подтверждающие ранее возникшее право.
Статья 39. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на незарегистрированном земельном участке
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, право на которое не зарегистрировано, не допускается без регистрации прав на земельный участок, если право на такой участок возникло после введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не признается возникшим без государственной регистрации. Государственная регистрация прав на земельный участок и указанные объекты недвижимости может быть осуществлена одновременно.
2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, право на который не зарегистрировано в едином государственном реестре и действительно без государственной регистрации как ранее возникшее право, допускается в тех случаях, когда одновременно производится учетная регистрация права на земельный участок по правилам, установленным в главе 6 настоящего Закона для систематической регистрации ранее возникших прав.
Статья 40. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в многоквартирных домах
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Законом и Жилищным кодексом Республики Абхазия.
2. Каждое изолированное помещение в многоквартирном доме, находящееся в индивидуальной (раздельной) собственности (или ином вещном праве), рассматривается как отдельный объект недвижимости, которому для целей государственной регистрации в порядке, установленном уполномоченным органом, присваивается самостоятельный кадастровый номер.
Для государственной регистрации прав на указанные помещения, правоустанавливающий и идентификационный документы на земельный участок не требуются.
3. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на изолированное помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Статья 41. Государственная регистрация права общей собственности на недвижимое имущество
1. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу к заявлению о государственной регистрации прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
К заявлению о государственной регистрации могут прилагаться подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли документы, нотариально заверенные или оформленные непосредственно в регистрирующем органе. В этом случае государственная регистрация права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с момента извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.
В случае, если к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, регистрирующий орган обязан приостановить государственную регистрацию до истечения месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности, если на день подачи заявления о государственной регистрации такой срок не истек.
Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.
2. В случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности необходимым условием государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками.
3. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством Республики Абхазия либо соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
Статья 42. Государственная регистрация сервитутов
1. Государственной регистрации подлежат сервитуты, за исключением сервитутов, которые в соответствии со статьей 10 настоящего Закона отнесены к преимущественным интересам.
2. Запись о регистрации сервитута, относящегося к земельному участку или иному объекту недвижимости, обремененному сервитутом, осуществляется на регистрационном листе.
В тех случаях, когда сервитуты устанавливаются в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости, регистрационная запись осуществляется также на регистрационном листе, относящемся к объекту недвижимости, в пользу которого возник сервитут.
3. При регистрации сервитутов, возникающих в отношении нескольких последовательно расположенных объектов недвижимости на основании одного или нескольких правоустанавливающих документов об установлении однородных сервитутов (для прохода людей, проезда транспортных средств, прокладки, технического обслуживания, ремонта и демонтажа инженерных коммуникаций системы жизнеобеспечения, включая воздушные, наземные и подземные сети), заявитель вправе подать на регистрацию одно заявление.
4. Сфера распространения сервитута определяется путем описания в правоустанавливающем документе либо в необходимых случаях к документам, предусмотренным частью 2 статьи 23 настоящего Закона, прилагается копия идентификационного документа на земельный участок и (или) технического паспорта объекта недвижимости, на котором показана сфера действия сервитута.
Если сфера действия сервитута не определена путем его описания или указания на копии идентификационного документа на земельный участок или технического паспорта объекта недвижимости, сервитут распространяется на весь объект недвижимости.
Статья 43. Государственная регистрация права государственной собственности
1. Регистрация права государственной собственности происходит одновременно с регистрацией права хозяйственного ведения, оперативного управления государственных юридических лиц или права землепользования государственных и негосударственных землепользователей.
2. Право государственной собственности на имущество, не закрепленное между государственными юридическими лицами, не требует государственной регистрации.
При заключении сделок о передаче объектов недвижимости, не распределенных между государственными юридическими лицами, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и в других случаях, когда заключение сделки не влечет за собой перехода такого имущества в частную собственность, в регистрационном листе единого государственного реестра прав на недвижимое имущество до внесения записи о регистрации обременения вносится запись о ранее возникшем праве государственной собственности. При наличии правоустанавливающих документов на ранее возникшее право государственной собственности сведения о возникновении такого права вносятся на основании указанных документов. При отсутствии таких документов запись о ранее возникшем праве государственной собственности вносится регистрирующим органом на основании документа уполномоченного органа государственного управления, подтверждающего нахождение такого имущества в государственной собственности.
3. Регистрирующий орган несет ответственность за сохранность сведений, относящихся к государственной тайне в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 44. Особенности государственной регистрации прав негосударственных учреждений
1. При государственной регистрации прав негосударственных учреждений на принадлежащее им недвижимое имущество одновременно считаются зарегистрированными соответствующие права учредителей на это же имущество.
2. Если иное не установлено законодательством Республики Абхазия, недвижимое имущество, зарегистрированное за негосударственным учреждением на праве оперативного управления, признается общей долевой собственностью учредителей соразмерно вкладам.
3. При регистрации прав негосударственного учреждения на недвижимое имущество вместе с другими документами, необходимыми для регистрации, при наличии нескольких учредителей должны быть представлены учредительный договор и сведения, подтверждающие размер доли каждого учредителя в общей собственности или ином общем праве. В регистрационный лист на основании таких документов вносятся сведения о составе учредителей, размерах их долей и иные необходимые данные.
4. При изменении состава учредителей в результате наследования, выхода, отчуждения доли, а также при залоге доли в имуществе негосударственного учреждения подлежат государственной регистрации соответствующие права приобретателей и залогодержателей или изменение долей.
Статья 45. Государственная регистрация на основании судебных актов
1. Право (обременение права) на недвижимое имущество, установленное судебным актом, подлежит государственной регистрации на общих основаниях с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. На основании судебных актов, не вступивших в законную силу, осуществляется государственная регистрация юридических притязаний.
3. В едином государственном реестре регистрации подлежат также факты обжалования или опротестования судебных актов, касающихся недвижимого имущества.
4. При отмене судебного акта по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Абхазия, запись в едином государственном реестре о государственной регистрации подлежит аннулированию в установленном порядке. В указанных случаях право (обременение права) на недвижимое имущество не считается возникшим.
Статья 46. Государственная регистрация при наследовании и признании гражданина безвестно отсутствующим, ограниченно дееспособным или недееспособным
1. При регистрации прав наследников на имущество наследодателя заявителем представляется свидетельство о праве на наследство либо иные документы, предусмотренные законодательством Республики Абхазия, а также документы, предусмотренные статьей 23 настоящего Закона.
2. В тех случаях, когда права наследодателя на недвижимое имущество не зарегистрированы в едином государственном реестре и права без регистрации не считаются возникшими, право на регистрацию переходит к наследникам. В указанном случае представляются правоустанавливающие и другие документы, предусмотренные статьей 23настоящего Закона, на имя наследодателя и документы, подтверждающие права наследников на наследование имущества наследодателя. Дата возникновения права наследодателя в указанных случаях определяется на основании правоустанавливающих документов, а в случае необходимости – по дате наступления юридического факта (юридического состава), предшествующего дню открытия наследства.
3. Регистрация опеки на недвижимое имущество лица, признанного безвестно отсутствующим, ограниченно дееспособным или недееспособным, осуществляется по заявлению опекуна (уполномоченного представителя опекуна) над имуществом безвестно отсутствующего лица при наличии соответствующего решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя).
Статья 47. Государственная регистрация при реорганизации юридического лица
1. При реорганизации юридического лица для осуществления регистрации прав за правопреемником представляются соответственно передаточный акт или разделительный баланс.
2. В тех случаях, когда права реорганизуемого юридического лица на недвижимое имущество не зарегистрированы и без регистрации не считаются возникшими, право на регистрацию переходит к правопреемнику. Для регистрации прав за правопреемником в указанных случаях истребуются правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, являющиеся основанием возникновения права у реорганизованного юридического лица.
3. При реорганизации юридического лица датой возникновения права на недвижимое имущество у правопреемника признается дата регистрации юридических лиц в целях удостоверения факта реорганизации.
Статья 48. Государственная регистрация прав (обременении прав) на недвижимое имущество в процедурах банкротства
1. В едином государственном реестре в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона, подлежит государственной регистрации переход права на управление имуществом должника арбитражному управляющему.
2. В тех случаях, когда права должника на недвижимое имущество не были зарегистрированы, к лицам, к которым перешло право на управление имуществом и делами должника, переходит также право на оформление прав на недвижимое имущество и подачу заявления на регистрацию на основании сделок, заключенных (подписанных) должником до введения процедур банкротства, и иных правоустанавливающих документов.
Отказ указанных лиц в подаче заявления на регистрацию на основании сделок, подписанных должником до введения процедур банкротства, может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.
Статья 49. Государственная регистрация залога недвижимого имущества (ипотеки)
1. Государственная регистрация залога (ипотеки) осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Законом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. При государственной регистрации залога (ипотеки) в едином государственном реестре указываются данные о залогодержателе, предмете ипотеки, стоимости обеспеченного ипотекой обязательства или данные о порядке и об условиях определения этой стоимости
3. Следующие изменения залога подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре:
1) замена предмета;
2) изменение состава участников и срока действия (исполнения) основного обязательства;
3) изменение размера основного обязательства. Другие изменения залога могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре по желанию участников.
4. Запись о государственной регистрации залога погашается:
1) при прекращении залога на основании заявления залогодержателя в связи с исполнением основного обязательства;
2) при обращении взыскания на предмет залога в порядке, предусмотренном законодательством Республики Абхазия;
3) при прекращении залога в связи с расторжением договора залога;
4) при прекращении залога по иным основаниям, предусмотренным статьей 341 Гражданского кодекса Республики Абхазия.
Статья 50. Государственная регистрация объединения и разделения объектов недвижимости
1. В едином государственном реестре подлежат регистрации объединение и разделение земельных участков и иных объектов недвижимости.
2. Государственная регистрация объединения или разделения объектов недвижимости не допускается:
1) если объединяемые объекты не являются смежными и (или) права на них не являются однородными;
2) если не было произведено объединение или разделение земельного участка путем составления идентификационных документов на вновь образованные объекты;
3) если при объединении или разделении объектов недвижимости не были соблюдены требования, предъявляемые градостроительным законодательством Республики Абхазия;
4) если при объединении или разделении объектов недвижимости не были соблюдены требования законодательства Республики Абхазия, обеспечивающие интересы лиц, являющихся обладателями ограниченных вещных и (или) иных прав на объект недвижимости, являющийся предметом объединения или разделения, в том числе залогодержателей, арендаторов, обладателей сервитутных прав или других пользователей.
3. При государственной регистрации объединения или разделения объекта недвижимости, обремененного залогом, арендой, сервитутом или иными обременениями, в регистрационные листы, заполняемые на вновь образуемые объекты недвижимости, переносятся записи об обременениях, действие которых сохраняется в отношении указанных объектов. Перенос других записей осуществляется, если они действительны и сохраняют свое значение.
4. Объект недвижимости считается объединенным или разделенным с момента регистрации объединения или разделения в едином государственном реестре.
Статья 51. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащих членам крестьянского (фермерского) хозяйства
1. При государственной регистрации прав на недвижимое имущество членов крестьянского (фермерского) хозяйства в правоустанавливающем документе должны быть указаны все члены такого хозяйства.
2. При изменении состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе в связи наследованием, выходом, включением новых членов, в едином государственном реестре государственной регистрации подлежит возникновение прав на недвижимое имущество у новых членов крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) изменение размеров долей.
Статья 52. Особенности государственной регистрации прав на подземные сооружения
При государственной регистрации прав на подземные сооружения, являющиеся недвижимым имуществом, представляются:
1) правоустанавливающий документ на подземное сооружение;
2) правоустанавливающий документ на земельный участок, необходимый для эксплуатации подземного сооружения, в случае, если регистрация прав на земельный участок ранее не была произведена;
3) другие документы, предусмотренные частью 2 статьи 23 настоящего Закона.
Статья 53. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, входящих в состав имущественного комплекса
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, входящих в состав имущественного комплекса, может быть осуществлена на основании одного заявления, к которому прилагаются правоустанавливающий документ на имущественный комплекс или на каждый объект недвижимости, входящий в его состав.
2. При отчуждении одного или нескольких объектов недвижимого имущества, входящих в состав имущественного комплекса, в правоустанавливающем документе на имущественный комплекс делается соответствующая отметка о регистрации.
Статья 54. Государственная регистрация юридических притязаний
1. По заявлению заинтересованных лиц могут быть зарегистрированы юридические притязания, в том числе факт подачи искового заявления, обжалования или опротестования судебных актов, решение об изъятии земельного участка, соглашение (расписка) о задатке, предварительный договор и иные факты.
2. Для государственной регистрации заинтересованное лицо предъявляет регистрирующему органу документ, удостоверяющий личность, и представляет его копию, а также документ, подтверждающий юридическое притязание.
3. Государственная регистрация юридических притязаний является учетной и не влечет приостановления государственной регистрации или установления обременении прав на недвижимое имущество.
Статья 55. Государственная регистрация прекращения права в связи с гибелью (повреждением) недвижимого имущества или отказом от прав на него
1. Для государственной регистрации прекращения права в связи с гибелью имущества или таким его повреждением, что влечет за собой прекращение существования имущества как объекта недвижимости, заявитель (уполномоченный представитель заявителя) должен подать заявление о регистрации прекращения права с приложением документа соответствующего органа государственной власти, подтверждающего обстоятельства невозможности дальнейшего использования (эксплуатации) этого объекта, определенного по результатам обследования технического (физического) состояния.
При подаче заявления не позднее трех месяцев с момента наступления указанных обстоятельств права на недвижимое имущество считаются прекращенными с момента наступления обстоятельств, указанных в акте. В иных случаях права прекращаются с момента регистрации.
2. Государственная регистрация прекращения права собственности на недвижимое имущество в связи с отказом от него осуществляется в следующем порядке:
регистрирующий орган по заявлению правообладателя или местного органа государственного управления, на подведомственной территории которого оно выявлено, ставит недвижимое имущество на учет как бесхозяйное при условии, если в заявлении имеются сведения о том, что такое имущество не находится у физических лиц или негосударственных юридических лиц, которые владеют таким имуществом как своим собственным;
на основании решения суда, принятого в отношении бесхозяйного имущества, принятого на учет, регистрирующий орган вносит в регистрационный лист запись о прекращении права у правообладателя и возникновении права у лица, к которому переходят права на указанный объект.
В любое время до возникновения права третьих лиц правообладатель вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о снятии с учета, принадлежащего ему недвижимого имущества как бесхозяйного.
В случае снятия с учета недвижимого имущества как бесхозяйного регистрирующий орган должен уведомить об этом соответствующий местный орган государственного управления.
Глава 6. Систематическая регистрация в едином государственном реестре
Статья 56. Объекты и правовое значение систематической регистрации в едином государственном реестре
1. Систематическая регистрация осуществляется с целью пополнения единого государственного реестра сведениями о ранее возникших правах (обременениях прав) на недвижимое имущество и носит учетный характер.
2. Дата возникновения ранее возникшего права (обременения права) на недвижимое имущество при систематической регистрации определяется на основании правоустанавливающих документов в соответствии с законодательством Республики Абхазия, действовавшим на момент возникновения ранее возникшего права (обременения права).
Статья 57. Порядок осуществления систематической регистрации в едином государственном реестре
1. Сроки и порядок проведения систематической регистрации в Республике Абхазия определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия.
2. Систематическая регистрация ранее возникших прав (обременений прав) на недвижимое имущество может быть осуществлена путем подачи заявления правообладателем и (или) перевода действительных данных о ранее возникших правах (обременениях прав) из других государственных информационных систем.
3. При проведении систематической регистрации может быть осуществлен перевод в единый государственный реестр данных о ранее возникших правах и обременениях прав на недвижимое имущество, которые имеются в регистрирующем органе или в других органах государственной власти.
4. Перевод данных о ранее возникших правах и обременениях прав на недвижимое имущество в единый государственный реестр может быть осуществлен при условии действительности данных, содержащихся в регистрирующем органе или в других органах государственной власти.
5. Систематическая регистрация ранее возникших прав (обременений прав) на недвижимое имущество осуществляется безвозмездно.
Статья 58. Особенности осуществления систематической регистрации в отдельных случаях
1. Если у правообладателя, подавшего заявление о регистрации прав на объект недвижимости, отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок либо на актах старого образца или иных документах, подтверждающих возникновение прав на земельный участок в соответствии с ранее действовавшим законодательством, отсутствуют сведения, необходимые для целей ведения единого государственного реестра, то регистрирующий орган обязан произвести учетную регистрацию ранее возникшего права на заявленный объект недвижимости.
Учетная регистрация ранее возникшего права на земельный участок осуществляется после выдачи уполномоченным органом идентификационного документа на земельный участок на основании акта старого образца или иных документов, подтверждающих возникновение прав на земельный участок в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Для регистрации правообладатель представляет акт старого образца или иной документ, подтверждающий возникновение прав на земельный участок в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и идентификационный документ на земельный участок.
При отсутствии у правообладателя правоустанавливающего документа на земельный участок оформление прав на него осуществляется в установленном порядке.
2. При осуществлении учетной регистрации ранее возникших прав на объекты недвижимости регистрирующий орган не вправе требовать от правообладателя предоставления нового технического паспорта на объект недвижимости. При необходимости, изготовление нового технического паспорта при проведении систематической регистрации осуществляется безвозмездно уполномоченными государственными организациями, к компетенции которых отнесен государственный технический учет по месту нахождения объекта недвижимости.
Глава 7. Заключительные и переходные положения
Статья 59. Порядок разрешения споров
Споры, связанные с государственной регистрацией, разрешаются в судебном порядке.
Статья 60. Переходные положения
1. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу.
По правоотношениям, возникшим до вступления настоящего Закона в силу, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после его вступления в силу.
2. Ранее возникшие права признаются действительными при условии их соответствия законодательству Республики Абхазия, действовавшему на момент возникновения соответствующего права.
3. Физические и юридические лица, не зарегистрировавшие права на недвижимое имущество до вступления в силу настоящего Закона, обязаны зарегистрировать свои права в течение одного года со дня его вступления в силу.
4. Совершение сделок с недвижимым имуществом после вступления настоящего Закона в силу допускается только в отношении зарегистрированных объектов недвижимого имущества.
Статья 61. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
2. Кабинету Министров Республики Абхазия до вступления настоящего Закона в силу:
привести в соответствие с настоящим Законом изданные им нормативные правовые акты;
организовать разработку и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона.
Принят Народным Собранием —
Парламентом Республики Абхазия
«__» _________ 2014 года
ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ Р. ХАДЖИМБА
г. Сухум
«___» _________ 2014 года
№ ___