Уважаемые участники Первого съезда
Ассоциации предпринимателей Абхазии,
уважаемые коллеги!
От имени Союза промышленников и предпринимателей Абхазии выражаю благодарность организаторам сегодняшнего Первого съезда предпринимателей, а также уверенность в том, что такие масштабные мероприятия станут традицией общения и взаимодействия предпринимателей всех уровней нашей республики.
В своем небольшом выступлении хочу затронуть тему тех рисков, с которыми сталкивается сегодня предпринимательское сообщество, а также озвучить те действия, которые необходимо, как мы считаем, предпринять для того, чтобы положение бизнеса, как минимум, не ухудшалось.
Все мы понимаем, что время сегодня не простое. И только наивные люди могли бы полагать, что маленькую Абхазию не затронут процессы, в том числе негативные, которые сейчас происходят в мире, и особенно в Российской Федерации, являющейся основным, да можно сказать, и единственным партнером Республики Абхазия. Сложная политическая обстановка и экономический кризис в России уже значительно повлияли на абхазскую экономику, и нет сомнения в том, что положение будет только усугубляться в ближайшее время.
Именно в кризис проявляется дееспособность и эффективность как бизнеса, так и органов государственного управления, отвечающих за экономические процессы в стране. В благоприятных условиях легко и приятно составлять концепции развития, рисовать графики и планы на много лет вперед. В условиях же жесткого дефицита времени и ресурсов от власти требуется несколько большее, — например, быстрые и продуманные решения и действия по оздоровлению ситуации и поддержке тех, кто платит налоги и создает рабочие места. Пока нам приходится констатировать, что соответствовать этим требованиям у представителей исполнительной и законодательной властей Абхазии не слишком получается.
Напротив, мы видим, что деятельность государства в сфере реформирования налогообложения ставит предпринимателей в еще более тяжелые условия. Столь нашумевший закон «О налоге на добавленную стоимость» — тому яркий пример. Хочу сказать, что мне лично приходилось участвовать в составе рабочих групп по разработке проектов тех или иных законов. После пары-тройки заседаний, большинство участников которых представляли различные министерства и ведомства, работа групп затухала, а законопроекты глухо оседали в недрах министерства экономики. Когда же в законах, по тем или иным причинам, появлялась жесткая необходимость, законопроекты извлекались из небытия и срочно принимались парламентом. Со всеми несуразицами и пробелами, которые так и оставались недоработанными. Это нонсенс, что столь важный для бизнеса закон – Закон «О налоге на добавленную стоимость» — принимался в такой спешке, с многочисленными поправками. Мы даже не уверены, что он прошёл необходимые согласования. Что касается предпринимателей, то они не имели никакой возможности подготовиться к изменению правил игры, скорректировать свои планы, свои бизнес-схемы и свою деятельность в целом. Закон принят Парламентом 25 ноября 2015 года, подписан Президентом 30 ноября 2015 года, вступил в силу с 1 января 2016 года. Иначе как вредительством по отношению к абхазскому бизнесу такой подход назвать не получается.
Что касается других видов налогов. — Сегодня у бизнеса, не подпадающего под спецналог, надежда на принятие Закона «Об упрощенной системе налогообложения». Законопроект был опубликован еще в январе прошлого года, но никаких движений по нему до сих пор не наблюдается. В случае его принятия предприниматели получат возможность работать по понятной и прозрачной схеме налогообложения, без опасения придирок и давления со стороны соответствующих органов. Ведь единая ставка заменит собой имеющиеся сегодня налоги. Можно спорить по конкретным величинам ставок (от 3 до 9 процентов) по разным видам деятельности, но в целом такая система будет только во благо. Например, кафе и рестораны могут спокойно официально показывать прибыль, платя 9% от выручки.
Говоря об этом законопроекте в целом, нельзя не отметить и его недостатки. Например, 6 и 7 статьи 3, которые не дают возможность применять УСНО организациям и ИП, имеющим объекты налогообложения в двух и более административно-территориальных единицах, а также организациям, учредитель которых одновременно является учредителем другой организации, применяющей упрощенную систему налогообложения. Непонятна логика авторов законопроекта. Например, вопрос по пункту 6 — нет никаких проблем организовать обмен информацией между налоговыми органами разных районов с тем, чтобы отслеживать совокупные показатели того или иного налогоплательщика. Что же касается пункта 7, то этим ограничением закон будет наоборот снижать деловую активность. Причем, не только среди абхазского бизнеса, но и у российских инвесторов. Поэтому мы считаем, что данный законопроект требует дальнейшей доработки, и нельзя допускать, чтобы он выходил в жизнь сырым и нежизнеспособным.
Следующее. Нашим экономическим стратегам в условиях экономического кризиса лучше поскорее забыть о приходе в Абхазию крупного российского капитала в краткосрочной перспективе. По практике нашего Центра поддержки бизнеса видно, что основной сегмент инвесторов — это представители малого и среднего российского бизнеса. И получается, что человек с не крупными финансовыми возможностями становится соучредителем, например, кафе в Гудауте. А вот открыть такое же небольшое кафе в Очамчыре и работать по УСНО он не имеет права. Также, как и учредить фирму, занимающуюся, к примеру, клинингом или строительными подрядами. Этого сделать ему нельзя, так как он уже учредитель кафе. Вот такие меры и загоняют инвесторов в серые схемы, чем часто пользуются мошенники, жулики и аферисты.
Говорить на эту тему можно долго и много, поэтому ограничусь предложениями, которые, на наш взгляд, совместными усилиями предпринимательского сообщества необходимо продвигать уже сейчас.
Во-первых, предложить Министерству экономики Республики Абхазия — на стадии разработки, и Парламенту Республики Абхазия — на стадии обсуждения и принятия законов в сфере экономики, — создавать рабочие группы по подготовке законопроектов, с активным привлечением в них именно предпринимателей и практикующих экспертов в области права, а не только чиновников и депутатов, которые со многими реальными проблемами бизнеса знакомы очень удаленно.
Во-вторых, выйти с предложением к президенту республики Абхазия о приостановлении действия закона «О налоге на добавленную стоимость», для его дальнейшей проработки с участием бизнес-сообшества.
В-третьих, установить хотя бы частичные налоговые каникулы на деятельность кафе, ресторанов и иных видов деятельности, связанных с курортным сезоном, — на период с ноября по май. Со временем мы придем к тому, что туристы будут приезжать в Абхазию круглогодично, но для этого необходима соответствующая инфраструктура. Которую сложно создать в существующей сегодня неблагоприятной для бизнеса среде.
Будем надеяться, что у государства достаточно здравого смысла, чтобы понять очевидную вещь — чем лучше чувствует себя бизнес, тем больше налоговых поступлений от этого бизнеса и приходит.
Желаю всем предпринимателям стабильности и дальнейших успехов в деятельности.
Спасибо за внимание.
Анна Калягина, Генеральный директор ООО «Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара».
17.02.2016г.