Президент России на этой неделе публично поддержал проект скоростной дороги, которая свяжет Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию с черноморским побережьем Абхазии. Путин сделал это на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Ставрополе.
Проекту такой трассы уже не один год. Перспективы строительства современной трассы, которая связала бы российский северный Кавказ с черноморским побережьем Абхазии, что позволило бы создать единый туристический кластер, включающий в себя разнообразные по профилю курорты обсуждались еще в середине тучных «нулевых». В какой-то момент уже казалось, что проект близок к реализации, но перед сочинской олимпиадой добро на него так и не было получено. К тому же, абхазской стороной выражалась обеспокоенность состоянием экологии в случае столь масштабного строительства.
Тем удивительнее принятие положительного решения сейчас, когда Россию сотрясает мощный экономический кризис. Помимо скоростной трассы в проект также входит строительство аэропорта в районе города Баксан и морского порта в Очамчыре, что обойдется в 2,7 миллиарда долларов. Впрочем, как заявляют инициаторы проекта, вложения средств российского бюджета он не потребует. Все построят китайцы, а точнее компания China Railway. Меморандум об этом был подписан в ноябре 2015 года. Подробнее о China Railway и меморандуме можно прочесть в нашем материале «Будет ли трасса Абхазия-Северный Кавказ?».
Но тут все не так просто. Строительство строительством, но строить бесплатно китайцы не будут. Предполагалось, что финансирование в размере будет осуществлять «Внешэкономбанк» , но уже стали известны детали подготовленного в правительстве РФ антикризисного плана, который подразумевает поддержку самого «Внешэкономбанка» на сотни миллиардов рублей. Как в таких обстоятельствах будет осуществляться финансовая поддержка столь глобального проекта, пока что-то не очень понятно.
Пока по заброшенной Военно-Сухумской дороге лучше передвигаться вот так.
Возможно, что лет через несколько мы сможем воспользоваться комфортабельной горной дорогой, проходящей через живописнейшие места Кавказа. Но для этого должно совпасть несколько факторов. В первую очередь, экономических. Так что пока можно только пофантазировать и представить, что трасса будет выглядеть, как например, U.S. Route 550 в американском штате Колорадо.
Тем не менее, наш Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара» рекомендует предпринимателям не зацикливаться только на черноморском побережье Абхазии, а попытаться рассмотреть варианты строительства туристических объектов в предгорьях Восточной Абхазии, Вне зависимости от того, будет построена трасса в ближайшие годы или нет, спрос на активных отдых в горах и экотуризм будет только расти. И эта ниша в Абхазии практически не заполнена.
Наша организация в свою очередь, окажет вам необходимую правовую помощь, организует подбор участков, предложит сотрудничество в организации и продвижении туристического проекта. Так что, советуем подумать. Лучше опережать тенденции, чем пытаться их догнать.