Закон Республики Абхазия «Об особых экономических зонах» был принят осенью 2015 года. Ожидалось, что этот закон даст дополнительный толчок для прихода иностранных инвестиций в абхазскую экономику. Но все оказалось с особыми экономическими зонами (ОЭЗ) в Абхазии не так однозначно. В этой статье рассказываем о том, какие перспективы есть у особых экономических зон в Абхазии, что такое вообще ОЭЗ и как с ними обстоят дела по состоянию на начало 2025 года.
В Абхазии была только одна ОЭЗ и та на бумаге
В Абхазии была попытка создать особую экономическую зону, но существовала она лишь на бумаге в виде проекта. В октябре 2016 года глава администрации Галского района Темур Надарая заявил, что есть обращение к президенту Абхазии с предложением создать в Нижней зоне Галского района особую экономическую зону общей площадью 7 000 гектаров. По его словам, для этого уже были проведены геодезические и картографические работы.
Следующих новостей пришлось ждать до марта 2019 года. Тогда в Сухуме прошел «круглый стол», на котором представитель Минэкономики Абхазии сообщил о подписании договора между его ведомством и компанией «Р-АСТИКО» о функционировании особой экономической зоны смешанного типа «Амра» в Галском районе. В соответствии с договором инвестор был обязан до 31 декабря 2019 года предоставить генеральный план развития, а с 1 января 2020 года начать благоустройство территории, так как никакой инфраструктуры на месте будущей ОЭЗ вообще нет.
Планы были очень серьезные. Пятьсот гектаров земли под ОЭЗ, строительство современной инфраструктуры, включая порт и многое другое. Однако, что-то пошло не так. Сперва были одни выборы, потом январские события 2020 года и уход тогдашнего президента, потом начался коронавирус и новые выборы со сменой власти на всех уровнях. Сайт ОЭЗ «Амра» новой информации по реализации проекта не содержал, а потом и вовсе исчез. В 2021 году про ОЭЗ в Галском районе и про закон «Об особых экономических зонах» вспомнили лишь в связи с заявлением главы президентской комиссии по конституционной реформе Нателла Акаба о необходимости создания другой модной фишки — территорий опережающего развития и строительства апартаментов для продажи иностранным гражданам, которая тоже давно забыта, а насчет строительства апартаментов страсти и сейчас не утихли.
В декабре 2024 года исполняющий обязанности президента Абхазии Бадра Гунба своим указом досрочно прекратил существование особой экономической зоны «Амра», задолжавшей более 70 млн рублей по земельному налогу. В феврале 2025 года во время дебатов кандидатов в президенты Абхазии — одному из кандидатов, министру экономики в 2015-2020 годах Адгуру Ардзинбе предъявили претензию по поводу якобы продажи этих самых 700 гектаров земли. Продажи, конечно, не было, это совсем другая история, подробности можно узнать из моего поста в телеграм канале «Базилевский PRO Абхазию». Почему же особые экономические зоны в Абхазии пока не прижились?
Быстрой отдачи от закона "Об особых экономических зонах" ждать не стоило
Последние 20 лет абхазские власти активно декларировали необходимость привлечения внешних инвестиций в экономику Абхазии. Задача эта оказалась очень непростая, в первую очередь, из-за непризнанного статуса Абхазии. В 2008 году Российская Федерация признала Абхазию и российские предприниматели получили стимулы для инвестиций в местную экономику. Необходимо было также принять современное законодательство в сфере защиты бизнеса и инвестиций в Абхазии. Активная работа по реформе законодательства Абхазии в сфере инвестиционной деятельности началась в начале десятых годов, результатом которой стало принятие абхазским парламентом закона «Об инвестиционной деятельности» осенью 2014 года. Это вполне добротный закон, но его эффективность на практике до сих пор не слишком высокая.
Спустя год был принят закон «Об особых экономических зонах», после чего можно было предполагать улучшение инвестиционного климата и приход инвесторов в наиболее интересные отрасли абхазской экономики. Однако, этого не произошло в том объеме, в котором это могло произойти. Виною тому как объективные, так и субъективные факторы. Подзаконные акты, необходимые для того, чтобы закон стал рабочим, были приняты лишь спустя 2 года. Процесс создания ОЭЗ, зафиксированный в настоящем законе, представляется несколько сложным для Абхазии, что подтверждается отсутствием на сегодняшний день положительных примеров создания ОЭЗ в Абхазии. Так что, обойдемся без слишком подробного разбора закона, отметив лишь основные моменты, а больше обсудим, возможно ли создание действующей особой экономической зоны в Абхазии в ближайшем будущем.

В 2016 году тогдашний министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба заявил, что ожидать быстрого эффекта от принятия закона «Об особых экономических зонах» не стоит.
- Во-первых, Абхазия в силу политических факторов отсечена от ресурсов международных корпораций, чье участие в создании российских особых экономических зон было весьма весомым.
- Во-вторых, ключевая роль в вопросе привлечения инвестиций, на ряду с преференциями, заключается в нормализации делового климата, который в свою очередь складывается из большого количества факторов.
- В-третьих, для прихода инвесторов нужна инфраструктура. которой в Абхазии на данный момент практически нет.
Что такое особая экономическая зона в Абхазии
Что же такое ОЭЗ? В соответствии с обсуждаемым законом, особая экономическая зона – часть территории Республики Абхазия, которая определяется Президентом Республики Абхазия и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.То есть это территория, которая должна быть привлекательна для бизнеса в плане налогообложения и иных льгот. Примеров создания особых экономических зон много, но далеко не везде появление ОЭЗ приводили к серьезным экономическим успехам. А в Абхазии для положительной динамики в этом вопросе, тем более, нужно решить ряд проблем, косвенно ОЭЗ касающихся.
Как особые экономические зоны работают в других странах
Рассмотрим, как ОЭЗ работают в других странах.
В США существует более 50 зон внешней торговли, через которые проходит 3 % национального импорта и 2,5 % экспорта. Во многом, не слишком высокие процентные показатели объясняются достаточно высоким уровнем развития общей инфраструктуры на всей территории США, а также и без того значительным размером инвестиционных вливаний в экономику страны.
В Белоруссии еще в 90-е годы в каждой из административных областей создано по одной свободной экономической зоне, но чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 8 % от общего объёма прямых инвестиций в страну. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Белоруссии.
Китай, безусловно добился впечатляющих успехов в плане внедрения в свою экономику моделей специальных экономических зон, но все же Китай это особый случай, его людские и иные резервы просто не сопоставимы не то, что с Абхазией, но даже с Россией. Кстати, первые специальные экономические зоны добились наибольшего успеха из-за своей интеграции с экономиками уже развитых Гонконга и Тайваня.
А вот России в этом плане похвастаться особо нечем. Некоторые особые экономические зоны находятся не в самом оптимистичном положении из-за слабой активности инвесторов. Хотя есть и позитив. На сайте проекта «РОСОЭЗ» можно посмотреть конкретные экономические зоны.
Каждую особую экономическую зону российское государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а так же гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже общероссийских показателей. Пример туристического кластера можно изучить на примере Алтайского парка развлечений «Бирюзовая Катунь». Такой вариант, в принципе, подойдет и для Абхазии.
Какие ОЭЗ могут быть созданы в Абхазии и их особенности
Теперь все же перейдем непосредственно к абхазскому закону. В соответствии со статьей 5 возможно создание четырех видов зон, которые можно определить так:
- производства,
- инновации,
- туризм,
- порты.
Зоны могут находиться, как на территории одного района, так и нескольких. Впрочем, возможны и зоны смешанного характера (кластеры). Вполне приемлемо выглядит объединение промышленно-производственного и портового типов зон. Разумеется, при определении территории под особые экономические зоны есть и свои ограничения.
В частности, портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, аэропорта, но не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
Консультации по вопросам приобретения земли и недвижимости в Абхазии
+7 916 181-0919 (Viber, Whatsapp)!
Во всех зонах, кроме туристической запрещено нахождение жилых зданий. Соответственно, создание таких зон в границах населенных пунктов представляется невозможным. Кроме того, на территории любой ОЭЗ не допускается разработка и добыча полезных ископаемых за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов. Вот тут сразу возникает вопрос. На территории Кындыга сероводородные источники используют как в лечебных целях, так и для нужд сельского хозяйства. Подпадает ли промышленное использование горячих источников под данный запрет, или же нет?
Согласно статьи 6 Закона, особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках как находящихся в аренде, так и предоставленных во владение, пользование или аренду гражданам или юридическим лицам. Категории участков может быть при этом разными. Закон допускает включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения. А вот предоставление земельного участка уже непосредственно резиденту ОЭЗ возможно только по договору аренды.
Механизм создания особой экономической зоны в Абхазии
Механизм создании особой экономической зоны достаточно не прост. Заявка может быть подана Президенту или местными органами государственного управления или юридическим лицом с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны был утвержден Кабинетом Министров Республики Абхазия в мае 2016 года.
У президента есть месячный срок на то, чтобы одобрить или отклонить заявку. В соответствии со статьей 27, организация деятельности и управление особой экономической зоной осуществляется юридическим лицом, которая впоследствии становится управляющей компанией (далее — УК). Уполномоченный орган (далее — УО) осуществляет координацию взаимодействия между управляющей компанией и органами исполнительной власти при решении вопросов, касающихся обеспечения особого правового режима особой экономической зоны.
Особая экономическая зона создается сроком на сорок девять лет, с правом последующего продления. Отвод земли и закрепление участка для ОЭЗ посредством его передачи в аренду управляющей компании осуществляется сроком на те же сорок девять лет. Надо заметить, что Управляющая компания берет на себя достаточно серьезные обязательства. Статьи 29 и 30 Закона определяют функции и обязанности УК, среди которых:
- возведение ограды или стены вокруг территории особой экономической зоны,
- охрана территории,
- обеспечение материально-технического оборудования для хранения товаров,
- наличие погрузочно-разгрузочных и транспортных средств, оборудования, необходимого для складского хозяйства,
- наличие средств связи,
- наличие систем безопасности,
- возможности для первой медицинской помощи,
- бесперебойные водоснабжение и водоотвод, энергоснабжение, мусороудаление
Можно констатировать, что Управляющая ОЭЗ компания, должна иметь серьезные финансовые, кадровые, организационные ресурсы для осуществления своей деятельности, а ТЭО ОЭЗ должно быть хорошо подготовленным, серьезным документом. Скорее всего, только крупные бизнес-структуры с привлечением иностранного капитала могут рискнуть при определенных обстоятельствах взять на себя роль Управляющей компании особой экономической зоны в Абхазии.
Кто такие резиденты особой экономической зоны в Абхазии
Теперь подошла пора разобраться, что такое резидент особой экономической зоны, какими он обладает преференциями и какие несет обязанности. Согласно статье 31, резидентом специальной экономической зоны может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией соглашение о ведении деятельности в определенном функциональном секторе особой экономической зоны.
Резидент вправе осуществлять в особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении той или иной деятельности в зависимости от специфики зоны (ст. 14). В следующей статье 15 расшифровывается, какие направления бизнеса может выбрать резидент соответствующей ОЭЗ.
Например, резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе вести деятельность по таким видам как:
- строительство, реконструкция, эксплуатация объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан,
- туристская деятельность,
- деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов,
- деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации,
- организация отдыха граждан,
- промышленный розлив минеральных вод.
Чтобы получить возможность подписать соглашение потенциальный резидент обязан предоставить в УО заявку (ст.18), которая в себя включает, помимо прочего, сведения о предполагаемой деятельности заявителя в ОЭЗ, необходимой площади земельного участка, предполагаемом объеме инвестиций и величине необходимой присоединяемой мощности. Приложением к заявке идет бизнес-план. В общем, соискатель получения статуса резидента должен иметь определенные стимулы, чтобы подготовить заявку.
Преимущества ведения деятельности в ОЭЗ Абхазии
Какие же преимущества дает деятельность в особой экономической зоне?
Резиденты ОЭЗ на половину срока действия соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне освобождаются от всех видов налогов и иных налоговых платежей в отношении доходов от их деятельности в особой экономической зоне, за исключением подоходного налога с заработной платы работников и обязательных взносов и платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Абхазия. Аналогичные льготы имеет и Управляющая компания. В особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, регулируемый таможенным законодательством Республики Абхазия.
Можно сказать, что освобождение от налогов, особенно в условиях несовершенства абхазской налоговой системы, могло бы привлечь приличное число местных предпринимателей и компаний с иностранными инвестициями. Но, пока это не слишком реалистичный сценарий.
Что препятствует развитию ОЭЗ в Абхазии
Во-первых, выполнение функций управляющих компаний доступно только крупным структурам, желательно, имеющим серьезный опыт организации таких кластеров. Это немалые вложения и привлечение квалифицированных управленцев и специалистов, которых сейчас в Абхазии очень мало.
Во-вторых, кроме туристско-рекреационной особой экономической зоны, остальные направления не слишком перспективны на сегодняшний день.
- Деятельность портовой экономической зоны подразумевает серьезный объем грузов и высокую деловую активность в самих портах. Сейчас же морские порты загружены мало, а аэропорт не функционирует вовсе.
- Технико-внедренческие зоны тоже не актуальны, так как для их создания полностью отсутствует материально техническая база, нет специалистов и технологий. Рассматривать же вариант переноса в Абхазию какого-либо действующего российского предприятия или создания его филиала просто не серьезно на данный момент.
- Промышленно-производственная ОЭЗ теоретически возможна, но требует больших площадей, очень серьезных вложений в инфраструктуру, привлечения предпринимателей из России, обладающих опытом работы, оборудованием, технологиями, специалистами.
- Вот создание туристско-рекреационной зоны выглядит более реалистичным делом, но пока не слишком ясно, где она могла бы возникнуть.
В-третьих, несмотря на принятие современного законодательства в сфере защиты инвестиций, общий инвестиционный климат в Абхазии оставляет желать лучшего, что совсем не стимулирует как крупных инвесторов, так и возможных резидентов ОЭЗ всерьез рассматривать масштабные проекты в Абхазии, тем более, если они будут подробно проработаны и не подтверждены реальными гарантиями правительства Абхазии.
Напоминаю, что мы в рамках партнерства «Абхазские проекты» оказываем широкий спектр услуг по нескольким направлениям предпринимательской деятельности. В частности, мы с коллегами регистрируем ООО в Абхазии, «под ключ» подбираем, привозим с аукциона и оформляем автомобили на абхазском учете для россиян, оказываем услуги в сфере недвижимости в Абхазии и, конечно же, консультируем по вопросам налогообложения и берем на бухгалтерский аутсорсинг фирмы.
С уважением, координатор партнерства «Абхазские проекты» Базилевский Кирилл Анатольевич