Предлагаем еженедельный обзор абхазских СМИ, как всегда, подготовленный Торговым представительством России в Республике Абхазия. 

АП Абахзии

Кабинет министров Абхазии одобрил проект протокола, который планируют подписать Государственный таможенный комитет (ГТК) республики и Федеральная таможенная служба (ФТС) России, передает корреспондент ТАСС с заседания.

«Этот документ нацелен на ускорение и упрощение таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через российско-абхазскую границу. Каждая из сторон на основе взаимности признает результаты таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу, проведенного другой стороной», — пояснил представитель Кабмина Лаша Цаава. Речь идет о сведениях о наименовании товаров, коде, стоимости, количестве, весе, результатах сканирования.

«В случае выявления недействительных таможенных документов и средств таможенной идентификации такие документы и средства таможенной идентификации направляются другой стороне для принятия необходимых мер в соответствии с законодательством государства другой стороны», — отметил Цаава.

По его словам, протокол предусмотрен Договором о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года, Соглашением о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 16 октября 2010 года и соглашением между правительством Абхазии и правительством России о пунктах пропуска через российско-абхазскую госграницу от 17 сентября 2010 года.

Правительство поручило ГТК провести переговоры с ФТС и по достижении договоренности подписать протокол, разрешив вносить в проект изменения, не имеющие принципиального значения.

«Apsny.ru» со ссылкой на «ТАСС», 27.05.2016 г.

Собрание Гагрского района дало согласие на назначение Заура Бганба главой администрации района

Руководитель Администрации Президента Беслан Барциц и первый заместитель Руководителя Администрации Президента Дмитрий Шамба приняли участие в заседании Собрания Гагрского района, на котором рассматривался вопрос о даче согласия на назначение главой администрации района Заура Бганба.

Кандидатура Заура Бганба была представлена Президентом Республики Абхазия в соответствии с новой редакцией Закона «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия».

Председатель Гагрского районного Собрания Аслан Агрба проинформировал депутатов о том, что в Собрание поступило письмо от Президента Рауля Хаджимба с представлением на согласование кандидатуры Заура Рамшуховича Бганба.

Аслан Агрба отметил, что впервые назначение главы администрации Гагрского района происходит по новой схеме в соответствии с новым законом.

Члены Собрания открытым голосованием единогласно поддержали кандидатуру Заура Бганба на назначение главой администрации Гагрского района.

Заур Бганба поблагодарил депутатов за оказанное ему доверие и выразил надежду на дальнейшую плодотворную совместную работу.

Руководитель Администрации Президента Беслан Барциц обратился к депутатам Собрания Гагрского района и выразил благодарность за единогласную поддержку представленной Главой государства кандидатуры.   «Посыл Заура Рамшуховича настраивает на серьёзное взаимодействие с депутатским корпусом. Он опытный специалист. Я уверен в том, что ваше взаимодействие даст ощутимые результаты», — добавил Беслан Барциц.

Официальный сайт Президента РА, 27.05.2016 г.

Правительство одобрило «Концепцию развития культуры Республики Абхазия на период до 2025 года»

16 вопросов обсудили члены правительства на очередном заседании Кабинета министров под председательством премьер-министра Артура Миквабия.

Правительство одобрило «Концепцию развития культуры Республики Абхазия на период до 2025 года».

Представляя ее, министр культуры и охраны историко-культурного наследия Эльвира Арсалия отметила, что Концепция является программным документом, в котором нашли отражение основные принципы, задачи и направления государственной политики в области культуры.

К основным направлениям в области культуры отнесены: обеспечение повышения уровня эстетического и культурного образования населения; создание условий для сохранения и эффективного использования объектов историко-культурного наследия; обеспечение доступности культурных услуг и равных возможностей в удовлетворении культурных и духовных потребностей; обеспечение развития частных инициатив в сфере культурной индустрии; создание культурных программ совместно с туристическими и образовательными центрами и др. В концепции речь идет и об экономическом обеспечении развития культуры и искусства в Абхазии.

Глава правительства выразил удовлетворение представленной Концепцией. «Проделана важная и хорошая работа», — сказал он. С этим не согласился министр иностранных дел Вячеслав Чирикба. Он высказал ряд критических замечаний относительно основных задач и принципов государственной политики в области культуры и механизмов ее реализации. «Я ознакомился с Концепцией. Здесь нет ни одной строчки о проблеме развития абхазского языка. Это, на мой взгляд, очень существенный момент», — сказал он. По словам Арсалия, концепция развития культуры безусловно предусматривает развитие языка.

Министра этот ответ не удовлетворил. Министр культуры пообещала, что все замечания, высказанные по Концепции, будут учтены.

Члены Кабинета министров одобрили «Перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся на территории РА, необходимого для создания производства товаров, ввоз которых на таможенную территорию РА не подлежит налогообложению», а также «Перечень сырья и материалов, ввозимого производителем товаров, предназначенных для промышленного производства товаров, аналоги которых не производятся в РА, ввоз которых на таможенную территорию РА не подлежит налогообложению».

Правительство утвердило «Положение о порядке распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РА»; размер и порядок платы за получение ресурса нумерации; «Положение о лицензировании турагентской деятельности; «Положение о лицензировании туроператорской деятельности»; «Положение о порядке лицензирования деятельности по проведению лотерей в РА».

На заседании правительства по собственному желанию освобожден от должности заместитель министра культуры Алмасхан Кварацхелия. На должность заместителя председателя государственного комитета Абхазии по репатриации утверждена Гугуца Джикирба. Беслан Парулуа назначен заместителем министра внутренних дел Эдита Цвинария назначена статс-секретарем — заместителем министра внутренних дел Абхазии.

«Abkhazinform.com», 27.05.2016 г.

Кабмин предложил перечни товаров, освобожденных от НДС

Вице-премьер РА Дмитрий Сериков представил на утверждение Кабмину «Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РА, необходимого для создания производства товаров, ввоз которого на таможенную территорию РА не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения)», а также «Перечень сырья и материалов, ввозимого производителем товаров, предназначенных для промышленного производства товаров, аналоги которых не производятся в РА, ввоз которых на таможенную территорию РА не подлежит налогообложению». Соответствующие перечни были разработаны в соответствии с Законом об НДС.

Как объяснил вице-премьер, в перечнях определены коды товаров для однозначной трактовки их вида при ввозе через границу. «Во главу угла при составлении документов поставлены приоритеты развития экономики РА», — подчеркнул Сериков.

Таким образом, при ввозе в Абхазию от НДС предложено освободить сырье и товары агропромышленного комплекса, необходимые для производства продуктов питания, перерабатывающей, деревообрабатывающей и легкой промышленности.

Тем не менее, по словам Дмитрия Серикова, при освобождении от НДС этого перечня товаров бюджет страны потеряет более 100 млн. рублей. При обсуждении вопроса была приведена статистика. Так, при освобождении от НДС на стадии таможенного оформления продуктов питания из бюджета страны выпадает 206 млн. рублей, при оформлении автозапчастей — 60 млн. Общая сумма, выпадающая из бюджета, при освобождении от НДС на стадии таможенного оформления составляет около 400 млн. рублей.

Подытоживая обсуждение, премьер-министр РА Артур Миквабия отметил, что в понедельник тема замещения выпадающих средств из бюджета страны будет обсуждаться на специальном совещании.

«Апсныпресс», 27.05.2016 г.

Гарцкия: при угрозе жизни туристов туроператоры лишатся лицензий

Грубым нарушением правил лицензирования может стать возникновение угроз и причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда здоровью животных, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угроз возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, сказал министр по курортам и туризму республики Автандил Гарцкия на заседании Кабмина в пятницу 27 мая.

Автандил Гарцкия отметил, что порядок возобновления и приостановки лицензий претерпел изменения.

«Положение о лицензировании туроператорской деятельности» — это одна из форм государственного регулирования, которая предусматривает выдачу специального разрешения на осуществление, это выдача лицензий, оформление документов, осуществление контроля, приостановка и продление действующей лицензии. Цель — это обеспечение законных прав интересов государства и потребителей туристических услуг», — добавил он.

Приостановление и возобновление действия лицензий производится после проверки лицензируемого органа, сообщил Гарцкия.

«Sputnik-Abkhazia.ru», 27.05.2016 г.

В Чемпионате мира по футболу ConIFA 2016. Примут участие 12 команд

В субботу, 28 мая, в Абхазии стартует Чемпионат мира по футболу ConIFA 2016.

В чемпионате примут участие 12 команд. Команды разбиты на четыре группы, по три в каждой.

Согласно итогам жеребьевки, сборная Абхазии сыграет в группе «А» вместе с командами из Западной Армении и островом Чагос.

В группе «В» команды Курдистана, Секейского края, Объединенных Корейцев.

В группе «С» будут бороться Северный Кипр, Цыгане и Реция. А в группе «D» — сборные Пенджаба, Лапландии и Сомалиленда.

Церемония открытия состоится в Сухуме на стадионе «Динамо» в 21:00.

29 мая начнутся матчи первого группового этапа, а уже 5-го июня состоится финальный матч.

Все игры будут проходить в г. Сухум на стадионе «Динамо» и в г. Гагра на стадионе имени Даура Ахвледиани.

«Abkhazinform.com», 27.05.2016 г.

Российские пограничники отметили профессиональный праздник

Сотрудники Пограничного управления ФСБ России в Абхазии отпраздновали 98 годовщину учреждения Пограничной службы, сообщил корреспондент Sputnik.

По словам начальника Пограничного управления ФСБ России в Абхазии Дмитрия Юдина, в этот день на аллее пограничников в Сухуме была установлена мемориальная доска в память о подполковнике Эдуарде Нерсесяне, погибшего во время спецоперации в Галском районе. Он добавил, что эти два события всегда будут неразрывно связаны.

«Героическая летопись пограничных войск сформировала многовековые традиции служения делу защиты рубежей государства. Верой и правдой служили своему народу многие поколения пограничников, надежно отстаивавшие интересы Отечества», — сказал Юдин.

Начальника Пограничного управления ФСБ России в Абхазии рассказал, что 28 мая 1918 года Совет народных комиссаров утвердил декрет об учреждении пограничных войск, «с этого дня и начался отсчет славной истории пограничных войск».

Президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба поздравил российских пограничников с профессиональным днем.

«Поздравляю вас с 98 годовщиной образования пограничных войск России. Годы, прошедшие с момента образования погрануправления ФСБ России в Абхазии, показали, что вы достойно выполняете возложенные на вас функции по совместной с абхазскими пограничниками защите рубежей Республики Абхазия», — сказал президент.

Хаджимба добавил, что мир и безопасность на абхазской земле во многом результат усилий российских пограничников.

«Однако, как мы видим, угрозы безопасности сохраняются и сегодня делу защиты наших рубежей, к сожалению, отдают свои жизни военнослужащие и Абхазии и России. В минувшем году мы потеряли опытного профессионала и подполковника центра специального назначения СГБ Абхазии Эдуарда Нерсесяна, погибшего во время спецоперации в Галском районе вместе с военнослужащим погрануправления РФ в Абхазии Андреем Удальцовым», — сказал Хаджимба.

30 апреля 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал с президентом Абхазии Сергеем Багапшем соглашение “О совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия”, направленное на укрепление государственной границы Абхазии с Грузией. В тот же день на территорию Абхазии были введены подразделения Пограничной службы ФСБ России.  Таким образом, 30 апреля 2009 года считается днем образования Пограничного управления ФСБ России в Республике Абхазия.

В общей сложности протяженность государственной границы Республики Абхазия составляет более 360 километров, из них с Грузией — около 160 км. Протяженность морского участка государственной границы Республики Абхазия составляет более 210 километров.

«Sputnik-Abkhazia.ru», 28.05.2016 г.

Возложение цветов к могиле Сергея Багапш

Президент Абхазии Рауль Хаджимба возложил цветы к могиле Сергея Багапш в его родовом селе Джгярда Очамчырского района.

В церемонии возложения цветов приняли участие Руководитель Администрации Президента Беслан Барциц, первый Вице-премьер Шамиль Адзынба, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Абхазии Семён Григорьев.

По завершении церемонии состоялся траурный митинг, посвящённый памяти Сергея Багапш.

Официальный сайт Президента РА, 29.05.2016 г.

Недвижимость и сделки с ней должны регистрироваться

В Парламент РА внесен законопроект «О государственной регистрации недвижимости».

Депутатская группа в Народном Собрании — Парламенте РА Республиканской общественной организации «Апсадгьыл» вышла с инициативой и зарегистрировала разработанный организацией проект Закона «О государственной регистрации недвижимости».

Как разъяснил руководитель РОО «Апсадгьыл» Беслан Эшба: «Основная идея законопроекта — это создание единой системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, соответствующей современной международной практике развития предоставления услуг в этих сферах».

По словам Эшба, законопроект устанавливает, что «орган, который будет осуществлять такую регистрацию недвижимости, должен определяться Правительством РА». Предлагается сделать таким органом Министерство юстиции или создать отдельную регистрационную службу.

Подчеркивается, что проект Закона «О государственной регистрации недвижимости» разработан во исполнение положений Гражданского кодекса РА, в соответствии с которым «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней».

«Апсныпресс», 30.05.2016 г.

Малый бизнес в Абхазии: государство поможет рискнуть

В рубрике ОК, Sputnik корреспонденты Sputnik Абхазия продолжают отвечать на вопросы, присланные читателями.

Алик из Сухума: Здравствуйте! Есть живой пример, молодые люди хотят открыть небольшое, но, на их взгляд, стоящее дело, и нужна на это относительно масштабов государства небольшая сумма в 100 000 рублей! Куда могут обратиться они за помощью?

Как рассказал Sputnik заместитель министра экономики Абхазии Батал Тарба, на 2016 год запланирован ряд мероприятий, направленных на поддержку, в том числе финансовую, малого и среднего предпринимательства. Тарба пояснил, что готовится государственная программа предоставления бюджетных инвестиций и льготного кредитования.

«Более подробная информация о том, как и куда обращаться, будет доступна после того как работа над программой будет завершена», — отметил замминистра.

Он пояснил, что с учетом того, что объем средств будет ограничен, и всем желающим вряд ли удастся помочь, приоритет будет отдаваться проектам в сфере сельского хозяйства, промышленного производства и туризма, реализуемым в слаборазвитых в экономическом плане районах: Очамчырском, Ткуарчалском и Гудаутском.

«Это, конечно же, не означает, что во всех остальных случаях в предоставлении государственной поддержки будет отказано, просто при прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться именно таким проектам», — добавил Тарба.

Он сказал, что в текущем году необходимо завершить все процедуры, связанные с отбором проектов, и освоить выделенные средства в установленном прядке.

«Более конкретно о сроках я, к сожалению, пока сказать не могу», — отметил замминистра экономики.

Батал Тарба подчеркнул, что каких-либо других возможностей получить финансовую поддержку в реализации своих бизнес идей по государственной линии у начинающих предпринимателей сегодня нет.

«Мы понимаем, что это плохо, и активно работаем над тем, чтобы такие возможности создать и расширить. Пока ситуация такова. С другой стороны, любой бизнес — это прежде всего риск и поиск путей преодоления трудностей. Если проект действительно стоящий, можно попробовать обратиться за получением кредита в банк или изыскать деньги другим способом. В противном случае, остается только ждать старта программы и пройти соответствующий отбор», — добавил Тарба.

«Sputnik-Abkhazia.ru», 30.05.2016 г.

Эшба предложил отменить двойное налогообложение между Абхазией и РФ

Новый проект Соглашения между Абхазией и Россией об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов предложил на рассмотрение президенту Абхазии руководитель Республиканской общественной организации “Апсадгьыл” Беслан Эшба.

“Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды платить налоги с одного и того же имущества и дохода в своем государстве и государстве-партнере”, — отметил Эшба.

Руководитель организации подчеркнул, что Соглашение будет устанавливать принципы недопущения налоговой дискриминации и способствовать двустороннему привлечению инвестиций на взаимовыгодных началах, а также развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между странами.

Беслан Эшба обратил внимание на то, что условия договора предусматривают обмен информацией между налоговыми органами обоих государств. Это, уверен он, позволит контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов от осуществления деятельности, как на территории Абхазии, так и в России, что в свою очередь будет способствовать выявлению дополнительных источников поступлений в бюджет.

«Apsny.ru», 30.05.2016 г.

Представители абхазской и российской молодежи посадили символическое дерево дружбы — березу

Сегодня в Сухуме у памятника Неизвестному Солдату представители абхазской и российской молодежи посадили символическое дерево дружбы – березу.

Акция приурочена к 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Замглавы Администрации Сухума Леон Кварчия в беседе с корр. «Абхазия-Информ» сказал, что «эта патриотическая акция направлена на укрепление дружбы и взаимоотношений между российской и абхазской молодёжью, воспитание молодого поколения в патриотическом духе».

«Инициатором проведения этой акции является Краснодарское отделение молодежного движения «Россия молодая». Мы поддержали эту идею, так как она направлена на укрепление дружбы между нашими двумя народами», — сказал он.

Председатель комитета по вопросам молодежи и спорта Администрации г. Сухум Джон Атумава отметил, что столичный комитет по вопросам молодежи и спорта уже второй год тесно сотрудничает с российскими коллегами. «Мы обмениваемся опытом, проводим конференции, различные акции. Вот сегодня мы решии посадить березку в знак нашей дружбы», — сказал Атумава.

Председатель совета Краснодарского регионального отделения общероссийского общественного движения «Россия молодая» Роман Марченко в свою очередь отметил, что эта акция проводится в рамках пятого всероссийского молодежного форума «Школа молодого патриота», который в эти дни проходит в г. Адлер (Россия).

По словам Марченко, в Абхазию приехали ребята из пяти регионов России. Все они авторы лучших докладов и научно-исследовательских работ, представленных на форуме.

В состав российской делегации — активисты молодежных организаций, поисковики и молодые ученые. «Мы приехали и почтили память советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, возложили цветы, посадили символическое дерево дружбы — березу, совместно с абхазской молодежью. Береза издревле символизирует русский дух, и поэтому мы выбрали именно это дерево», — сказал Марченко.

Сегодня же состоялся круглый стол «Россия — Абхазия: роль молодежи в укреплении добрососедских отношений».

«Abkhazinform.com», 30.05.2016 г.     

Встреча с Александром Прохановым

Президент Рауль Хаджимба принял известного российского писателя, журналиста, общественного деятеля Александра Проханова.

Обсуждались различные аспекты социально-экономической и общественно-политической жизни Абхазии, а также развитие абхазо-российских отношений.

Александр Проханов поблагодарил Рауля Хаджимба за приём и подчеркнул своё самое тёплое отношение к Абхазии и к её народу.

Писатель отметил, что в России сформировалось понимание того, какими должны быть отношения между двумя странами. «Мы хотим видеть Абхазию независимым, процветающим государством, дружелюбно настроенным к России. Это и есть ключевая концепция, исходящая от руководства нашей страны и реализуемая на всех уровнях, но самое главное, что основой этой концепции является отношение российского народа к вашей стране», — подчеркнул Александр Проханов.

Писатель выразил убеждение в том, что абхазо-российские отношения будут крепнуть и развиваться.

Президент отметил, что в Абхазии ценят помощь России. Подчеркнув большое значение оказываемой Россией помощи, Рауль Хаджимба отметил, что усилия руководства страны направлены на достижение экономической самодостаточности.

Во встрече также принял участие Советник Президента Владимир Зантария.

Официальный сайт Президента РА, 30.05.2016 г.

ЦИК передал президенту Абхазии протокол о проведении референдума

Итоговый протокол Центральной избирательной комиссии требования инициативной группы о проведении референдума по досрочным выборам президента республики был направлен главе государства, об этом корреспонденту Sputnik сообщил председатель ЦИК Батал Табагуа.

“Как известно, функции Центральной комиссии референдума  исполняет ЦИК. Согласно закону, требование инициативной группы было рассмотрено менее чем за отведенные на это 30 дней. 19 мая избирательная комиссия направила  на имя президента республики Абхазия итоговый протокол о требовании проведения референдума”, — сказал Табагуа.

Как отметил председатель Центризбиркома, в ходе заседания комиссии по референдуму, нарушений в представленном инициативной группой требовании выявлено не было.

“Мы провели заседание, в котором приняли соответствующий документ, что все представленные документы проверены, и они соответствуют закону. Нам было представлено более 19 тысяч подписей”, — подчеркнул он.

Табагуа также сказал, что в соответствии со статьей 15 закона “О референдуме”, президент Абхазии в двухнедельный срок рассматривает требование о проведении референдума со дня получения документов от Центральной комиссии референдума.

“Он вправе принять одно из следующих решений: о назначении референдума, это пункт “а”, дате его проведения и мерах по его обеспечению; пункт “б” — предложить Парламенту принять закон или иное решение, предлагаемое в требовании о проведении референдума, без последующего проведения референдума; “в” — принять решение, предлагаемое в требовании о проведении референдума, в пределах своей компетенции, без последующего проведения референдума; ну и “г” — об отклонении требования о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами референдума”, — перечислил Табагуа.

Председатель ЦИК при этом подчеркнул, что референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении.

В начале марта 2016 года инициативная группа в составе 46 человек подала заявление в ЦИК Абхазии о проведении референдума о досрочных выборах президента республики. В ходе пресс-конференции, состоявшейся 2 марта 2016 года, члены инициативной группы заявили, что необходимость проведения референдума связана с ухудшением общественно-политической ситуации в стране.

«Sputnik-Abkhazia.ru», 30.05.2016 г.

Сухумское городское Собрание дало согласие на назначение Адгура Харазия главой администрации города

Руководитель Администрации Президента Беслан Барциц принял участие в заседании Сухумского городского Собрания, на котором рассматривался вопрос о даче согласия на назначение главой администрации города Сухум Адгура Харазия.

Кандидатура Адгура Харазия была представлена Президентом Республики Абхазия в соответствии с новой редакцией Закона «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия».

Председатель Сухумского городского Собрания Константин Пилия проинформировал депутатов о том, что в Собрание поступило письмо от Президента Рауля Хаджимба с представлением на согласование кандидатуры Адгура Рафетовича Харазия.

В ходе тайного голосования члены Собрания большинством голосов поддержали кандидатуру Адгура Харазия на назначение главой администрации г. Сухум.

Адгур Харазия поблагодарил депутатов за оказанное ему доверие. «Глава администрации в одиночку не справится со всеми задачами по улучшению облика города и жизни жителей Сухума, поэтому выражаю надежду на нашу совместную плодотворную работу», — сказал он.

Руководитель Администрации Президента Беслан Барциц поблагодарил депутатов Сухумского городского Собрания за поддержку представленной Главой государства кандидатуры. «Уверен в том, что взаимодействие с Собранием будет проходить на самом высоком уровне. Всё, что вы сделаете, пойдет на благо жителей нашей столицы», — заключил Беслан Барциц.

Официальный сайт Президента РА, 31.05.2016 г.

В Кабинете Министров прошло заседание энергетической комиссии

В Кабинете Министров прошло заседание энергетической комиссии под председательством Вице-премьера Республики Абхазия Дмитрия Серикова.

В повестку дня были включены следующие вопросы:

  1. Обсуждение проекта Закона «О реструктуризации задолженности за потребленную электроэнергию и мерах по повышению платежной дисциплины в энергетической сфере»;
  2. Рассмотрение тарифов на электроэнергию для государственных органов;
  3. Внесение изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия № 29 от 06.03.2009 г. «Об утверждении Положения по технологическому присоединению к электрическим сетям энергосистемы Республики Абхазия» и « тарифов за технологическое присоединение электроустановок потребителей к электрическим сетям».

По итогам заседания энергетической комиссии было принято следующее решение:

— одобрить проект Закона «О реструктуризации задолженности за потребленную электроэнергию и мерах по повышению платежной дисциплины в энергетической сфере», представленный администрацией президента, с учетом расширения перечня льготной категории социально незащищенных слоев населения. При этом дополнить перечень ограничений в отношении злостных неплательщиков;

— рекомендовать повышение нынедействующих тарифов за потребляемую электроэнергию для государственных органов власти республиканского уровня;

— одобрить внесение изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия №29 от 06.03.2009 г. в части расширения льготного технического присоединения к электрическим мощностям.

Энергетической комиссии было сделано ряд рекомендаций по подготовки, изменений и дополнений в ряд нормативно — правовых актов.

В состав энергетической комиссии входят: Вице-премьер Д. Н. Сериков, Б. Д. Тарба — заместитель министра экономики; А. Г. Басария — генеральный директор РУП «Черноморэнерго»; Т. И. Джинджолия — директор МУП «СУЭС»; Л. Б. Цаава — начальник правового управления аппарата КМ; И. З. Лакербая — начальник управления экономики аппарата КМ; И. А. Барциц — референт управления экономики аппарата КМ; Г. Д. Пилия — заместитель руководителя департамента по энергетическому надзору Госкомитета по стандартам, потребительскому и техническому надзору.

Основными задачами энергетической комиссии является:

— содействие государственному регулированию тарифов на электроэнергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям Республики Абхазия;

— содействие достижению баланса энергетических интересов производителей и потребителей энергоресурсов;

— выработка рекомендации под целевое направление единовременных средств для поддержки энергетической отрасли;

— выработка предложений по регулированию льготных тарифов на электроэнергию для категории потребителей, установленных в соответствии с законодательством Республики Абхазия;

— осуществление иных функций, в том числе и по случаям взаимных претензий по установленным тарифам для поставляющей и получающей электроэнергию сторон.

Официальный сайт Кабинета Министров РА, 31.05.2016 г.

Лев Кузнецов оценил ход реализации инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия

Сегодня, 31 мая, Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов и заместитель Министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников в ходе рабочей поездки в Республику Абхазия посетили ряд объектов, реконструируемых в рамках инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия. От Правительства Республики Абхазия в работе принял участие Премьер-министр Артур Миквабия.

Делегация осмотрела объекты мелиоративной системы мыса Пицунда. В ее состав входит 6 шлюзов, 3 насосных станции и каналы общей протяженностью свыше 25 км. Осушительная система имеет важное значение для полуострова. Когда она вышла из строя, пониженные участки Пицунды стали заболачиваться. К началу 2016 года общая площадь подтопленных земель в пределах Пицундской низменности составила 3,1 км2 (20,6%). На данный момент проведены гидрологические изыскания, проводится экспертиза полученной документации. В этом году начнутся строительно-монтажные работы на сумму в 130,6 млн. рублей. C учетом значимости мелиоративной системы для республики Лев Кузнецов обратил внимание на необходимость тщательного выбора подрядчика: «Объект не простой, нужны специалисты, которые обеспечат высокое качество, чтобы система работала долгие годы».

Правительственная делегация также оценила ход реконструкции детского сада, рассчитанного на 120 человек. Ознакомившись с планом, Лев Кузнецов сказал, что необходимо пересмотреть смету и заменить ряд материалов на более экологичные и безопасные для детей. «Также необходимо разместить план-график работ с указанием срока сдачи объекта и подрядчика, для того чтобы граждане тоже могли контролировать ход реконструкции», — отметил Министр. Детский сад должен быть сдан в конце декабря этого года. Всего будет выполнено работ на сумму в 75 млн. рублей.

Следующим объектом посещения стал тепличный комплекс, построенный в основном на средства частного инвестора. Ежемесячно в тепличном комплексе выращивается до 350 тонн помидоров. С одного корня собирают около 30 кг. Обеспечивают работу комплекса 67 человек со средним окладом в 20-25 тыс. рублей. Как отметил Премьер-министр Республики Абхазия Артур Миквабия, это значительно выше среднереспубликанской заработной платы. Лев Кузнецов в свою очередь отметил, что производство осуществляется с применением новейших технологий и при этом с использованием ручного труда. «Такие сельхозобъекты способствуют и развитию экономики региона, и решению вопроса занятости населения», — подчеркнул Министр.

Итоговым объектом рабочей программы стала подстанция «Пицунда», которая на данный момент не включена в инвестпрограмму, но планируется к включению в 2017 году. Устаревшее оборудование уже не может обеспечивать бесперебойное электроснабжение, особенно в период курортного сезона, когда электрическая нагрузка существенно увеличивается. В связи с этим обсуждается вопрос о полной замене большой части оборудования подстанции.

«Apsny.ru» со ссылкой на пресс-службу Министерства РФ по делам Северного Кавказа, 31.05.2016 г.

Глава Минкавказа: российские деньги должны работать на Абхазию

Важно, чтобы деньги, которые выделяются Российской Федерацией, максимально работали на Абхазию, сказал министр по делам Северного Кавказа России Лев Кузнецов.

Кузнецов пояснил, что в России достаточно сложный бюджет.

«Несмотря на это, понимая значимость сотрудничества наших государств, статья финансирования республики остается защищенной, но, если мы не будем эффективно осваивать денежные средства, в таком случае появится законное право поставить вопрос о перераспределении этих денежных средств», — рассказал министр.

По его словам, все строящиеся и ремонтирующиеся объекты должны соответствовать современным стандартам.

«Мы не можем строить объекты по проектам вчерашнего дня и сегодняшнего, мы должны строить объекты завтрашнего дня, и это ключевое мое требование», — сказал он.

Он рассказал, что визит состоялся в рамках программы взаимоотношений Абхазии и России по реализации Соглашения о сотрудничестве и партнерстве.

«Кроме поддержки по финансированию прямых социальных расходов, связанных с выплатой зарплат, пенсий, медицинского обеспечения, критично важным является Инвестиционная программа, на которую выделяются основные денежные средства, программа, через которую мы должны решить и социальные, и инфраструктурные, а самое главное, экономические задачи», — отметил министр.

Он рассказал, что в ходе визита делегация посетила объекты, которые строятся и ремонтируются в рамках проекта.

Кузнецов добавил, что целью визита было посмотреть на то, как реализуется программа, какие сложности возникают, насколько эффективны принимаемые решения и процесс их воплощения в жизнь.

«Мы видели сегодня гидромелиоративную систему, которая критично важна для Пицунды, и от ее работы зависит вопрос экологии, вопросы сохранения и развития туристической инфраструктуры, просто качество жизни людей на этой территории. Мы смотрели строительство детского садика, который важен для будущего поколения республики», — рассказал Лев Кузнецов.

Делегация также посетила теплицу в Пицунде, в которой выращиваются помидоры.

«Это экономический проект, в котором есть доля российской помощи, но очень отрадно, что основные инвестиции были сделаны уже частным инвестором. То, что мы увидели, если это действительно так, заслуживают уважения», — добавил он.

По его словам, одним из ключевых вопросов, на решение которого нацелена реализация проектов, стал вопрос занятости населения.

«Вопрос занятности — ключевой. Через реализацию проектов мы должны достичь то, чтобы и казна пополнялась не напрямую, а через косвенные налоги. Социальная защищенность через реальную заработную плату повышалась бы, и самое главное, формировался экономический облик республики», — отметил он.

Лев Кузнецов пояснил, что в ходе визита возникло много вопросов, которые будут решаться в рабочем порядке.

«Sputnik-Abkhazia.ru», 31.05.2016 г.

Президент встретится с общественностью

1 июня в 12.00 в актовом зале Кабинета Министров (на первом этаже) состоится расширенная встреча Президента Республики Абхазия Рауля Хаджимба с общественностью.

Напомним, что 30 мая итоговый протокол Центральной избирательной комиссии о требования инициативной группы о проведении референдума был направлен главе государства.

Газета «Нужная», 31.05.2016 г.

Таможенники РФ: Абхазию в этом году посетят более 15 млн. человек

Двадцать тысяч человек и четыре тысячи автомобилей в день — столько сейчас людей въезжают в Абхазию, по данным Южного таможенного управления России.

Всего же в мае российскоо-абхазскую границу пересекли почти полмиллиона человек и 125 тысяч автомобилей. По прогнозам российских таможенников, за 2016 год людской поток через границу в абхазскую сторону составит девять миллионов человек и три миллиона транспортных средств. Если посчитать, что в каждом автомобиле будет водитель и только один пассажир, то цифра людей, посетящих Абхазию, получится шестнадцать миллионов человек.

Во время пиковых нагрузок, по словам начальника таможенного поста МАПП Адлер Дениса Воронина, таможенники используют реверсивное движение для экскурсионных автобусов, досмотр пассажиров легковых автомобилей производится выборочно, чтобы не создавать пробки. Кроме того используется принцип «одного окна», когда один инспектор регистрирует декларацию на транспортное средство, и осуществляет транспортный контроль.

По данным официального сайта Южного таможенного управления РФ, с июня на адлерском пункте пропуска была введена дополнительная полоса для автомобилей.

«Sputnik-Abkhazia.ru», 31.05.2016 г.

Президент Абхазии Рауль Хаджимба провел встречу с Министром Российской Федерации по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым

Президент Абхазии Рауль Хаджимба принял Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, который находится в Абхазии с рабочим визитом.

В ходе встречи обсуждались актуальные вопросы двусторонних абхазо-российских отношений, в частности, ход реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2015-2017 гг.

Стороны выразили уверенность в том, что все запланированные мероприятия будут реализованы в полной мере.

Лев Кузнецов подчеркнул важность реконструкции таких ключевых инфраструктурных объектов, как дороги.

Рауль Хаджимба отметил, что ремонт трассы Сухум-Очамчыра, проводящийся в рамках Инвестпрограммы, будет завершен к намеченным срокам.

Также была подчеркнута необходимость обеспечения высокого качества подготовки проектно-сметной документации для строительства объектов в рамках реализации Инвестиционной программы.

Официальный сайт Президента РА, 01.06.2016 г.

 Электропоезд между Сочи и Гагрой возобновит работу

Пригородное железнодорожное сообщение возобновится между Россией и Абхазией, в среду начнет работу электропоезд между Сочи и Гагрой, сообщают «Российские железные дороги» (РЖД).

Отмечается, что осуществлять перевозки между Сочи и Гагрой будет Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания. Ежедневно между двумя курортами будут курсировать две пары пригородных поездов на тепловозной тяге, состоящих из межобластных вагонов.

«С 1 июня 2016 года возобновится пригородное сообщение между Адлером и Гагрой. Поезда будут отправляться в утренние и дневные часы. В этом году расписание их движения синхронизировано с расписанием движения поездов дальнего следования таким образом, чтобы у максимального количества пассажиров была возможность сделать комфортную пересадку», — говорится в сообщении.

Компания-перевозчик обращает внимание пассажиров на необходимость соблюдения определенных требований по пересечению пограничной зоны. Дополнительно сверить наличие всех необходимых документов пассажиры смогут на железнодорожном вокзале Адлер, где в районе пригородных касс размещена информация об условиях пересечения границы России и Абхазии, а также перечень необходимых документов. Как сообщили в СКЖД, на пограничный контроль, который будет проходить на станции Веселое (Сочи), отведено 30 минут. Проезд в одном направлении будет стоить 250 рублей.

— Утренняя электричка отправляется из Адлера в 7:47 и прибывает в Гагру в 9:41, дневная же уходит из Адлера в 14:21 и прибывает в Гагру в 16:15. В обратном направлении из Гагры утренний поезд отправляется в 10:52, а дневной — в 17:46, — рассказали в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги.

«Sputnik-Abkhazia.ru», 01.06.2016 г.

 Расширенная встреча с общественностью

В конференц-зале Кабинета Министров состоялась расширенная встреча Президента Рауля Хаджимба с общественностью страны.

Стенограмма:

*     *     *

Рауль Хаджимба: Уважаемые граждане!

Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами своими мыслями и соображениями об общественно-политической обстановке в стране, наших достижениях, планах и перспективах.

В целом, общественно-политическую ситуацию в стране можно охарактеризовать как достаточно стабильную, и мы должны беречь эту стабильность, так как, только в таких условиях возможно как экономическое развитие, так и обеспечение широкой безопасности граждан. Абхазия должна оставаться «тихой заводью» в Кавказском регионе, который, как известно, остается ареной острейшей геополитической борьбы и потенциальным местом возникновения новых угроз безопасности.

В стране идёт активный процесс политического строительства: возникают новые партии и общественные объединения, образуются блоки и коалиции, идёт конкурентная борьба за формирование политической повестки дня. Абхазские СМИ отражают разные точки зрения, их деятельности никто не препятствует, в стране существует свобода слова. Полноценно работают институты гражданского общества, существуют условия для широких общественных дискуссий. Всё это говорит о том, что Республика Абхазия отвечает основным требованиям демократического государства — как это и записано в нашей Конституции.

При этом ввиду особенностей нашей политической культуры, разногласия по некоторым аспектам государственного строительства нередко ведут к социальному напряжению, нарастанию вражды и межличностных конфликтов, проходят границей даже во внутрисемейных отношениях.

Перерастание политической борьбы в острые социальные и групповые противоречия — это самое большое препятствие к поступательному развитию во всех сферах нашей жизни. Именно поэтому, с первых дней пребывания в должности Президента говорю о необходимости консолидации общества как основы созидательного развития.

В ежегодном Послании Народному Собранию-Парламенту мною были сформулированы основные составляющие такой повестки дня: сбережение страны, развитие, самодостаточность, патриотизм и прозрачность. Фактически это ценностные, я бы даже сказал идеологические ориентиры нашей работы, на основе которых могло бы объединиться всё общество. И мы планомерно следуем этим ориентирам.

Когда кто-то утверждает, что за последние полтора года «ничего не сделано», то возникают серьёзные сомнения в честности и справедливости этих людей. Хотелось бы оправдать такие заявления плохой информированностью.

Главное, что мы сделали — и это никому не удастся оспорить — доказали самим себе, что мы в состоянии самостоятельно формировать доходы бюджета и в перспективе выйти на приемлемый уровень самофинансирования. И это на фоне недопоступления российских финансовых средств, предусмотренных на реализацию Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии, следовательно, без планируемого мультипликативного эффекта от их использования.

Мы начали выявлять и использовать внутренние резервы пополнения бюджета, и это уже на первых порах дало серьезный результат.

В 2015 году рост доходов республиканского бюджета составил 18,8 %. В абсолютных цифрах собственные доходы государственного бюджета 2015 года по сравнению с 2014 годом увеличились на 686 млн. руб. и составили 3 млрд. 674 млн. руб.

Сокращается общая сумма государственного внешнего долга оставленного нам в наследство. И всё это, вновь подчеркиваю, в условиях кризисных явлений в мировой экономике и финансовой системе России, с которой мы непосредственно связаны.

На 2016 год поставлена задача увеличения собственной доходной части бюджета. Как я уже многократно говорил, без прочной экономической и финансовой основы невозможен полноценный политический суверенитет. Задача создания этой основы поставлена, и мы работаем, чтобы достичь её в обозримой перспективе.

Приведу еще ряд цифр, свидетельствующих о позитивных процессах в экономике. За 2015 год товарооборот от внешнеторговых операций вырос на 1 млрд. 643 млн. руб. (рост составил 109 %). Впервые за 10 лет отрицательное сальдо платежного баланса стало сокращаться. За I квартал 2016 года внешнеторговый оборот Республики Абхазия составил 5 млрд. 720,2 млн. руб., что на 22 % больше, чем за аналогичный период 2015 года. В целом, рост экономики в 2015 году составил 7,8 %.

Мною поставлена задача максимального учёта в туристической сфере. В результате, за 2015 год мы имеем многократный рост доходов по основным туристическим объектам страны. Это и есть внутренние резервы, которые раньше отражались не в государственном бюджете, а в личных доходах отдельных лиц.

В 2015 году мы начали выплачивать повышенные заработные платы работникам бюджетных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. Мы не получили ожидаемой финансовой помощи России по соответствующему соглашению, поэтому и сегодня проводим эту работу за счёт собственных средств. Также существенно увеличили финансирование судебной системы. Судьи судов общей юрисдикции и арбитражного суда получают сегодня достойную заработную плату.

Теперь к вопросу о реформах, которые проводятся, как бы не утверждали обратное наши оппоненты.

В рамках работы по повышению прозрачности и учёта движения финансовых средств реализуется масштабная реформа по внедрению казначейской системы исполнения бюджета. За 2015 год на казначейское обслуживание переведены 15 бюджетных учреждений. В 2016 году планируется завершить данный процесс, позволяющий наладить полный и надёжный контроль над всеми государственными расходами. Теперь ни одна копейка государственных денег не уйдет на сторону или в чей-то карман.

Проведена реформа бюджетного устройства, введен программно-целевой метод планирования бюджета, подготавливается переход на новый план счетов.

Повышается прозрачность и в банковской сфере, активно развиваем систему безналичного расчета, выросли доходы и сократились убытки кредитных организаций. Увеличилась сумма выданных кредитов юридическим и физическим лицам и на 1 января 2016 года составила 3,2 млрд. рублей.

Эффективное управление финансовыми ресурсами позволило Нацбанку Абхазии удвоить операционную прибыль. Впервые за многие годы существенная часть прибыли Нацбанка перечислена в доход бюджета республики.

Активно реализуется программа кредитования с льготными условиями субъектов малого предпринимательства занятых в сфере сельского хозяйства и производства, на которую направленно 200 млн. рублей собственных средств государства.

Развивается национальная платежная система «Апра». В 77 организациях внедрены зарплатные карточные проекты, держателям карт выдано более 2 тысяч кредитов. Многократно возросло число держателей пластиковых карт, в том числе пенсионеров. Выплата пенсий стала производится регулярно, без задержек, строго по графику, прекратились многочасовые очереди в отделениях Сбербанка.

В 2015 году начался долгожданный процесс, который требовало наше общество — возврат кредитов государству, которые щедро выдавались в предыдущие годы и казались безнадежными. Возвращено более 600 млн. рублей. Кто бы мог ещё год назад подумать, что такое возможно? При этом банки не прекращали, как это было ранее, выдачу кредитов. Качество вновь выданных кредитов выросло, так как были ужесточены требования и налажен должный контроль в банковской системе.

Проводятся мероприятия по оптимизации системы здравоохранения. Внедрены и продолжают разрабатываться современные стандарты лечения больных. Утверждены значительные средства для завершения обучения более 100 студентов и ординаторов, а также повышения квалификации врачей. Для граждан Абхазии, нуждающихся в получении высокотехнологичной медицинской помощи за пределами страны в бюджете мы заложили — 50 млн. рублей.

На целевые ведомственные программы (кардиологическая, детская, гемодиализ, протезирование конечностей, лечение сахарного диабета и туберкулеза) в текущем году предусмотрено свыше 70 млн. рублей.

Активно проводится всеобщая диспансеризация населения, которая не проводилась последние 25 лет. На сегодняшнюю дату обследовано более 10 тыс. человек.

Республиканская больница, Гудаутская районная больница, Онкоцентр, Противотуберкулезный и Психиатрический диспансеры полностью оснащены медицинским оборудованием, инвентарем и инструментарием. Подготовлено техническое задание на реконструкцию Ткуарчалской районной больницы.

Теперь обратимся к еще одной реформе — конституционной. Она активно продвигается. В нынешнем году начнется процесс формирования конституционного суда, принят пакет законов по совершенствованию судебной системы. Реформа местного самоуправления уже работает: проведены выборы, Собрания наделены большими полномочиями. Во всех районах Собрания дали согласие на назначение Президентом глав районных администраций.

Конституционная реформа продолжается. Созданная нами Комиссия разрабатывает дальнейшие шаги, в частности, по оптимизации системы управления в стране.

Реформы идут и в других сферах — их направления, содержание, сроки реализации обозначены в моём Послании Народному Собранию-Парламенту. Фактически, это и есть программа реформ на ближайшую перспективу. Главное в нашей деятельности — это внедрение системного подхода в государственном управлении, поэтому целому ряду министерств и ведомств поручена разработка программ государственной политики в различных сферах.

Хочу сказать еще об одном системном изменении, которое положительно сказывается на перспективах развития нашей страны. Я говорю о беспрецедентной открытости власти. Те времена, когда решения принимались исключительно авторитарно и волюнтаристски, остались в недавнем прошлом. Сегодня ключевые идеи и проекты важных государственных решений обсуждаются открыто, совещания транслируются в эфире телевидения, публикуются их полные стенограммы. Убеждён, что только в такой обстановке и возможно эффективное развитие.

С таким конструктивным настроем мы неоднократно обращались к представителям оппозиции, призывая их к сотрудничеству во благо всего нашего общества. Мы предложили оппозиционным силам формат постоянного взаимодействия с Президентом для обсуждения важнейших государственных вопросов — Политический консультативный совет. От этой идеи оппозиция отказалась под надуманными предлогами, сознательно демонстрируя неготовность к диалогу и взаимодействию.

Мы приложили максимум усилий к реализации предвыборных договоренностей с кандидатами в Президенты. Двое из трех моих оппонентов на выборах Президента работают сегодня в ранге министров в правительстве страны. Разве это не показатель нашей готовности к диалогу и стремления к консолидации общества?

Теперь позвольте мне обратиться к причинам упомянутого мною нежелания оппозиции к сотрудничеству и диалогу. Обратите внимание: если на первых порах тональность реакции оппозиции на наши предложения была более лояльной, то после появления в публичном пространстве темы референдума о досрочной отставке Президента, тон и содержание заявлений оппозиции резко изменились. Появилась жёсткость и бескомпромиссность оценок, стали регулярными откровенно оскорбительные высказывания и заявления. Возникло впечатление, что оппозиция избрала курс на окончательный сознательный разрыв любых, даже потенциальных, связей сотрудничества с властью. На любые наши предложения стал следовать немотивированный отказ.

Видимо, взят курс на смещение законной власти в стране любой ценой. Для этого и была выдвинута инициатива о проведении референдума по вопросу досрочной отставки Президента.

Начнём с того, что ни в одном из заявлений оппозиционных организаций не озвучены реальные и весомые причины, обосновывающие необходимость проведения референдума. Полностью отсутствует предметная аргументация по этому вопросу — лишь высказывания о том, что якобы «сложилась критическая общественно-политическая ситуация» и «Хаджимба и его окружение неспособны управлять государством».

Интересно, что представители бывшей власти критикуют нас за якобы «отсутствие реформ», при этом еще в недавнем прошлом на любые реформы и системные изменения был наложен запрет теми, кто сегодня жаждет политического реванша. От нас требуют чудес в условиях, когда мы значительные силы тратим на исправление ошибок предыдущего руководства.

На самом деле, те задачи, которые нас сегодня волнуют, предыдущее руководство страны не ставило в принципе, понимая, что их достижение — сложный и всегда болезненный процесс. Куда проще было осваивать финансовую помощь, отгоняя от себя мысли о том, что без полноценной экономики страна не может быть сильной и суверенной. Что же касается реформ, то их особенностью является системный и кумулятивный эффект, отсроченный по времени. Это означает, что результаты предпринимаемых сегодня изменений будут в полной мере ощутимы в течение нескольких лет.

Самое главное, что требующая референдума оппозиция не предлагает выхода из ситуации, которую она называет «критической». Фактически оппозиция не предлагает народу перспективы. Это путь в никуда. Суть простая: лишь бы Хаджимба не было, а там — хоть трава не расти. Разве это ответственная позиция? Не задумываются ли инициаторы референдума, что, используя подобные методы для достижения краткосрочной политической выгоды и не предлагая альтернативной программы, можно запустить процесс перманентной политической нестабильности и ввергнуть общество в состояние неопределённости, лишив его перспектив развития?

Еще раз подчеркиваю: у оппозиции нет никаких аргументов, обосновывающих необходимость проведения досрочных выборов Президента. Они не могут предъявить мне ни одного обвинения, которое могло бы стать основанием для требования о досрочной отставке. Подчёркиваю — ни одного обвинения. И они это хорошо знают, так как проведение референдума для них не главная цель. Тут стоят другие задачи.

Во-первых, в условиях, когда нет реальных причин для проведения досрочных выборов Президента и не исчерпаны возможности действующих политических институтов, оппозиция планирует использовать голосование как способ «обойти систему», манипулируя общественным сознанием, как внепарламентский инструмент политической борьбы и предвыборной агитации. На политический процесс нужно влиять через партийную борьбу на выборах, путём конкуренции программ и лидеров.

Во-вторых, оппозиция намерена использовать инструмент референдума для подрыва позитивных процессов в экономике и социальном развитии страны в 2016 году и, следовательно, дискредитации руководства страны. Это очень безответственно с точки зрения интересов всех наших граждан. Учитывая, что на 2016 год поставлена задача двукратного увеличения собственной доходной части бюджета, должны быть реализованы многие непростые решения, направленные на улучшение жизни наших людей, оппозиция проведением референдума намерена «изъять» месяцы нормальной спокойной работы из жизни страны. В итоге, могут пострадать простые люди. Кроме того, проведение референдума в период курортного сезона может повлиять на ухудшение основных показателей курортной сферы и напрямую ударить по потенциальным доходам простых людей.

В-третьих, за возможным референдумом можно прогнозировать еще один политический референдум по аналогичному или иному вопросу, и так далее до бесконечности. В результате может произойти обессмысливание конституционных демократических процедур (в частности, выборов Президента), политические силы страны будут состязаться в риторике и популизме, в обществе могут нарастать радикальные настроения. Референдум может окончательно превратиться в инструмент для манипуляторов. В абхазской политической культуре политическое решение — это результат компромисса, в то время как референдум — это радикальная технология, которая не даст возможности объединить и сплотить общество.

Известно, что вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, при этом также исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Вопрос, сформулированный оппозицией («Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента Республики Абхазия?»), не отвечает этим требованиям.

Создаётся впечатление, что консультанты оппозиции либо некомпетентны, либо сознательно пошли на такой шаг. Кроме того, вызывает сомнение практическая реализуемость принятого решения с точки зрения Конституции, так как соответствующий порядок не предусмотрен Основным законом.

Конституция Абхазии, закрепляющая пятилетний срок полномочий Президента страны предусматривает, что порядок и сроки выборов Президента устанавливаются конституционным законом.

Статья 6 Конституционного закона «О выборах Президента» гласит, что Парламент назначает досрочные выборы только при досрочном прекращении Президентом исполнения своих полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Абхазия.

Исчерпывающими основаниями для проведения досрочных выборов Президента в соответствии с Конституцией являются:

1) отстранение (импичмент) Президента в случае нарушения данной им присяги, Конституции и законов страны. Решение об отстранении должен принять Парламент на основании заключения Верховного Суда;

2) добровольная отставка Президента. Решение по добровольной отставке Президента также принимает Парламент;

3) неспособность Президента осуществлять свои полномочия и обязанности;

4) смерть Президента.

На сегодняшний день не имеется ни одного из оснований, предусмотренных Конституцией, для проведения досрочных выборов Президента. И это хорошо известно инициаторам референдума и их консультантам — как внутри страны, так и за ее пределами.

Пользуясь случаем, обращаюсь к присутствующим в зале депутатам с просьбой дать парламентскую политико-правовую оценку вопросу, выносимому на голосование.

Неуклюжие попытки проводить параллели с досрочными выборами Президента 2014 года не выдерживают никакой критики, так как Парламент, принимая решение о назначении досрочных выборов Президента, основывался на Конституции.

Решение Народного Собрания от 31 мая 2014 года принято в целях урегулирования внутриполитической напряженности, непосредственно влиявшей на безопасность страны, её граждан и развития государства в целом.

Необходимо подчеркнуть, что конституционным основанием назначения Парламентом досрочных выборов в 2014 году явилось неспособность осуществлять А.Анкваб свои полномочия и обязанности в условиях острого политического кризиса. Покинув 27 мая 2014 года юрисдикционные пределы Республики Абхазия, А.Анкваб оставил без внятных на то объяснений государство без президентского управления, подразумевающего руководство исполнительной ветвью власти и функций Главнокомандующего Вооруженными Силами.

В этой связи, решение Парламента об отстранении Президента от должности полностью соответствует статье 66 Конституции Республики Абхазия.

Решение о проведении досрочных выборов Президента 24 августа 2014 года получило одобрение всех основных политических сил страны, и, в первую очередь, самого А.Анкваба, который на второй же день после принятия Парламентом Постановления заявил о сложении с себя полномочий Президента Республики Абхазия, а решение о проведении досрочных выборов охарактеризовал политически приемлемым и призвал к проведению новых выборов.

Понимая, что ничем объяснить инициативу проведения референдума они не могут, некоторые представители оппозиции продолжают приводить «убийственный» с их точки зрения аргумент о незаконности существующей власти, её неконституционности, нелегитимности и так далее.

Сегодня мы должны поставить окончательную точку в этих спекуляциях.

Давайте спросим у тех, кто делает такие заявления: не вы ли признали Президента Рауля Хаджимба законным и легитимным главой государства? Не вы ли приняли участие в президентских выборах в 2014 году, а затем поздравили избранного Президента с победой, признав, таким образом, законность проведения выборов?

Сегодня один из лидеров оппозиция заявляет, что в 2014 году был совершен насильственный захват власти. Тогда напрашивается вопрос, что вам, Аслан Георгиевич, как руководителю главной спецслужбы страны, помешало возбудить уголовное дело в отношении лиц, совершивших так называемый государственный переворот и привлечь их к ответственности? Как известно, эта категория дел как раз относится к подследственности органов государственной безопасности.

Ответ один — надежда самому занять освободившееся кресло Президента.

То, что Бжания в тот период не оспаривал законность исполнения Спикером Парламента обязанностей Президента, свидетельствует его рапорт на и.о. Президента В.Бганба от 16 июля 2014 года с просьбой освободить его от исполнения служебных обязанностей Председателя СГБ на время предвыборной кампании. Год спустя со дня выборов на встрече в Общественной палате г-н Бжания заявил, что он считает ошибкой свое участие в выборах Президента.

Извините, г-н Бжания, если Вы допускаете ошибки, то наш народ не должен за них расплачиваться.

Поэтому сегодня вы не имеете никакого права — ни морального, ни политического — оспаривать законность нахождения у власти нашей команды. И я бы очень хотел, чтобы эти безответственные разговоры прекратились.

К сожалению, всё это не останавливает инициаторов референдума, которые собрали необходимое число подписей и представили их в ЦИК. Да, все мы знаем, какие, мягко говоря, своеобразные методы использовались для сбора подписей. Были случаи, когда людей напрямую вводили в заблуждение, объявляя сбор подписей то акцией в поддержку Президента, то в пользу проведения выборов в органы местного самоуправления. Если посмотреть эти листы, то почти на каждой странице можно увидеть несколько пар практически идентичных подписей, один и тот же почерк, другие признаки подделки данных.

Да, мы могли бы оспорить подлинность собранных подписей, добиться отмены решения ЦИКа в судебном порядке и отказать в проведении голосования. Тем более Закон предоставляет нам такую возможность, оснований более чем достаточно. Но я не буду этого делать, так как прекрасно понимаю, что инициаторы проведения референдума рассчитывают не на положительный для них итог голосования, а именно на отказ в его назначении, надеясь использовать данное решение для дестабилизации обстановки и нагнетания внутриполитических страстей в стране.

Уважая референдум как форму прямой демократии, я, в то же время, являюсь противником такого голосования, которое предлагает оппозиция, считаю голосование по таким вопросам вредным для нашей государственности.

Однако, несмотря на это, хочу официально заявить, что учитывая сложность стоящих перед нашей страной задач на пути политического и социально-экономического развития, понимая необходимость консолидации всего народа Абхазии, а также свою ответственность как гаранта Конституции в целях сохранения общенационального согласия и стабильности в государстве, я назначаю референдум.

Уверен, что мудрый многонациональный народ Абхазии примет то решение, которое позволит двигаться дальше по пути повышения благосостояния наших граждан и укрепления Абхазского государства, стоившего жизней тысяч наших соотечественников.

Мы едины, и я не боюсь выбора своего народа и приму любое его решение.

Официальный сайт Президента РА, 01.06.2016 г.

 Президент Абхазии Рауль Хаджимба подписал Указ о назначении референдума

Указ

О назначении референдума в соответствии со статьями 6 и 15 Закона Республики Абхазия «О всенародном голосовании (референдуме)»

  1. Назначить проведение референдума на 10 июля 2016 года.
  2. Определить текст вопроса, поставленного на референдум: «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Республики Абхазия?».
  3. Министерству финансов Республики Абхазия изыскать бюджетные средства для осуществления финансирования организации и проведения референдума.
  4. Министерству внутренних дел Республики Абхазия организовать замену паспортов граждан Республики Абхазия, срок действия которых истек, без взимания платы.

ПРЕЗИДЕНТ Р. ХАДЖИМБА

г. Сухум 01 июня 2016 года № 133

Официальный сайт Президента РА, 01.06.2016 г.

Комментарий Пресс-службы Президента Республики Абхазия

Учитывая то, что в соответствии с избирательным законодательством единственным документом, дающим право на участие в выборах и референдумах, является внутренний паспорт гражданина Абхазии образца 2006 года, на странице 17 которого ставится подпись члена избирательной комиссии о выдаче бюллетеня и проставляется соответствующий штамп, Президент Рауль Хаджимба назначая референдум поручил Министерству внутренних дел организовать замену паспортов, срок действия которых истек, на паспорта образца 2006 года, без взимания платы.

Официальный сайт Президента РА, 01.06.2016 г.

 Тамаз Кецба: В рамках конституционного поля решение референдума реализовать невозможно

На встрече с общественностью, проходившей в Сухуме 1 июня, юрист Тамаз Кецба представил правовое заключение на инициативу по проведению референдума.

— Мне предоставлено право представить вам правовое заключение на инициативу граждан по проведению референдума. Хочу сразу сказать, что данное правовое заключение сделано по поручению ученого совета университета, по нему прошло обсуждение с участием заведующих кафедр юридического факультета и получено их одобрение.

В распоряжении экспертов находились следующие нормативно-правовые акты: Конституция Республики Абхазия, принятая в 1994 году и одобренная всенародным голосованием 3 октября 1999 года, с изменениями от 30 апреля 2014 года, Конституционный Закон Республики Абхазия «О выборах президента Республики Абхазия», Закон Республики Абхазия «О всенародном голосовании — референдуме» 1996 года и Закон Республики Абхазия «О президенте» 1999 года.

В данном правовом заключении рассматривались два аспекта, касающиеся выдвинутой инициативы. Первый вопрос, который необходимо подвергнуть анализу, — это определение вида предполагаемого референдума. В статье 1 Закона «О всенародном голосовании — референдуме», дается определение референдума, «как способа принятия гражданами Республики Абхазия всенародным голосованием законов Республики Абхазия и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни».

Мы никоим образом не ставим под сомнение право граждан на инициативу проведения референдума. Другое дело, что мы оказались в ситуации, когда закон устарел, и эта формулировка говорит о том, что речь идет только об императивном характере референдума. Ни в Конституции, ни в законодательстве Абхазии не содержаться упоминания о возможности проведения других видов референдума, которые известны в конституционной практике других стран. Между тем, их достаточно много, и по масштабам проведения их делят на общенациональные и местные, по содержанию — на конституционные и законодательные. Консультативные — по важному принципу или направлению деятельности государства. В качестве примера: в 1999 году в Абхазии был проведен конституционный референдум, в результате которого в действующую Конституцию были внесены изменения. Примерами конституционного референдума может служить принятие в конце 1993 года Конституции РФ. А примерами консультативного референдума — референдум в Великобритании в 1995 году по вопросу ее вступления в европейской сообщество, а так же референдум СССР, который мы с вами помним в январе 1991 года о сохранении Союза.  Есть еще и международно-правовые референдумы — если вопрос связан с участием в международных договорах или границах государства, либо об отношениях с международными организациями — например, референдум в Швейцарии по поводу вхождения в ООН. И совсем недавно мы видели, как в Нидерландах проходил референдум об отношении к Ассоциации Европейского Союза с Украиной, где был получен отрицательный ответ.

В рассматриваемом нами случае можно утверждать, что речь идет о консультативном, совещательном референдуме. Об это свидетельствует и постановка вопроса, который сформулирован в форме выяснения мнения граждан, так как начинается словами «считаете ли вы необходимым…?»

Кроме того, данное утверждение еще и базируется на том, что по своим правовым последствиям — то есть реализации итогов референдума, в случае его проведения не представляется возможным, что не отрицает необходимости учета мнения граждан высказанного в ходе референдума.

Итак, формулировка вопроса выносимого на референдум «считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента?» предполагает два ответа — «да» или «нет».

В статье 28 Закона Республики Абхазия «О всенародном голосовании» говорится, что «Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании».

Кроме этого в статье 31 этого закона говорится, что «Решение, принятое путем референдума, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории Республики Абхазия и может быть отменено или изменено только путем референдума».

Конституционно-правовой статус президента Республики Абхазия закреплен в главе 4 Конституции и в Законе «О Президенте Республики Абхазия». В статье 48 Конституции исполнительная власть в Республике Абхазия предоставлена президенту страны. Президент является главой государства. Аналогично зафиксирован конституционно-правовой статус и полномочия президента в статьях пятой и второй Закона «О президенте Республики Абхазия». В статье 49 Конституции зафиксировано, что президент избирается на выборах, которые осуществляются на основе всеобщего, равного прямого избирательного права, тайным голосованием сроком на пять лет. В статье первой конституционного закона о выборах президента также зафиксирован срок полномочий президента — пять лет.

В вопросе, сформулированном инициаторами проведения, говорится о досрочных выборах. В статье 66 Конституции Республики Абхазия предусмотрены исчерпывающие основания для досрочного прекращения полномочий президента: отстранение от должности, смерть, отставка и неспособность осуществлять полномочия и обязанности президента. Лишь при наступлении какого-либо из перечисленных оснований и соблюдении законодательно прописанной процедуры, можно говорить о досрочном прекращении исполнений президентом  своих конституционных полномочий.

В соответствии со статьей 6 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Абхазия» выборы назначаются Народным Собранием — Парламентом Республики Абхазия не позднее, чем за 4 месяца и проводятся не ранее, чем за три и не позднее, чем за два месяца  до истечения срока полномочий президента.

Во второй части статьи 6 указанного закона подчеркивается необходимость наступления условий для досрочного прекращения полномочий. «В случае прекращения президентом Республики Абхазия своих обязанностей до истечения конституционного срока, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Народное Собрание не позднее, чем через 15 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы президента. Выборы должны быть проведены в трёхмесячный срок со дня досрочного проведения полномочий президента. В настоящее время избранный в 2014 году президент Хаджимба продолжает исполнять свои конституционные полномочия. В соответствии с Конституцией они истекают в 2019 году.

Соответственно, Народное Собрание в отсутствии указанных статей не может назначить досрочные выборы президента. Таким образом, даже в случае проведения референдума и положительного ответа на поставленный вопрос более половины принявших в нем участия граждан реализовать итоги, оставаясь в рамках конституционного поля, не представляется возможным.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что за все послевоенное время нами немало пройдено для обретения современной политической культуры, но, наверное, еще больше предстоит пройти. Я разделяю мнение, что тот уровень политического противостояния, который сохраняется между основными субъектами политического процесса в стране — это непозволительная роскошь для неокрепшего государства. В этой связи хочется всем нам пожелать — и власти, и оппозиции, и различным институтам гражданского общества большего конструктивизма и осознания личной ответственности.

Газета «Нужная», 01.06.2016 г.

Премьер-министр Республики Абхазия провел рабочую встречу с Министром Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Премьер-министр Республики Абхазия провел рабочую встречу с Министром по делам Северного Кавказа Российской Федерации Львом Кузнецовым. Во встрече также приняли участие Министр финансов РА Амра Кварандзия, Министр экономики РА Адгур Ардзинба, заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников и заместитель начальника Управления Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами — участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия Денис Травин. На встрече обсуждался ход реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики на 2015-2017 гг.

Особое внимание было уделено подготовке всей проектно-сметной документации. Участники встречи пришли к единому мнению, что все запланированные мероприятия будут реализованы в срок и в полном объеме.

После встречи Лев Кузнецов посетил два социально значимых объекта, также реконструируемых в рамках Инвестиционной программы: подстанцию «Синоп» и школу № 3 г. Сухум.

Подстанция снабжает электроэнергией восточную часть города-курорта, но делает это с перебоями: на подстанции работает только один старый трансформатор с мощностью 16 МВт. В рамках инвестпрограммы планируется практически полностью заменить ее оборудование и увеличить мощность до 32 МВт. Это должно обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии. Всего на реконструкцию предусмотрено 71,6 млн. рублей.

Оценив ход реконструкции школы, Лев Кузнецов выразил беспокойство, что объект может быть сдан с задержкой. «Мы не должны подвести жителей Сухума и обязаны сдать объект в срок, при этом качество работ не должно пострадать», — подчеркнул Министр. По плану все работы должно быть закончены в конце этого года.

Всего на реконструкцию школы предусмотрено 162 млн. рублей. Рассчитана школа на 200-250 учеников.

Официальный сайт Кабинета Министров РА, 01.06.2016 г.

Президент Рауль Хаджимба подписал Указы о назначении глав районных и городских администраций

Президент Рауль Хаджимба подписал Указы о назначении глав районных и городских администраций.

Адгур Рафетович Харазия назначен — главой администрации г. Сухум,

Заур Рамшухович Бганба — главой администрации Гагрского района,

Руслан Михайлович Ладария — лавой администрации Гудаутского района,

Беслан Шамониевич Авидзба — главой администрации Сухумского района,

Аслан Юрьевич Барателия — главой администрации Гулрыпшского района,

Хрипс Радионович Джопуа — лавой администрации Очамчырского района,

Аида Сергеевна Чачхалия — главой администрации Ткуарчалского района,

Феликс Тарасович Даутия — главой администрации г. Новый Афон.

Официальный сайт Президента РА, 02.06.2016 г.

 Обращение в суд единственный правовой и цивилизованный способ предъявления претензий Центризбиркому о несоответствии его работы закону, — ЦИК РА

«Есть единственный правовой и цивилизованный способ предъявления претензий Центральной избирательной комиссии Республики Абхазия о несоответствии ее работы закону. Это — обращение в суд, который призван подтверждать обоснованность любых претензий о нарушениях закона. Об этом говорится в заявлении ЦИК РА, принятом сегодня, 2 июня, на заседании Центризбиркома.

В противном случае, любые высказывания по поводу работы Центральной избирательной комиссии Республики Абхазия о нарушении норм Закона остаются лишь частным мнением.

***

Заявление

Центральная избирательная комиссия Республики Абхазия является государственным органом, призванным проводить и подводить итоги выборов Президента, депутатов Народного Собрания — Парламента и референдумов.

В основе деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Абхазия лежат Конституция Республики Абхазии и законы нашей страны в сфере избирательного права.

В своей деятельности Центральная избирательная комиссия Республики Абхазия придерживается строгого соблюдения норм и правил, прописанных в действующем законодательстве.

Любые выборы либо всенародный плебисцит всегда проходят в той или иной степени в атмосфере конфликта интересов как отдельных лиц, так и различных общественных и политических объединений.

В этой атмосфере взаимных претензий и недоверия, к сожалению, нередки случаи вольного либо невольного вовлечения Центральной избирательной комиссии Республики Абхазия в этот негатив.

 

Есть единственный правовой и цивилизованный способ предъявления претензий Центральной избирательной комиссии Республики Абхазия о несоответствии ее работы Закону. Это — обращение в суд, который призван подтверждать обоснованность любых претензий о нарушениях закона.

В иных случаях любые высказывания по поводу работы Центральной избирательной комиссии Республики Абхазия о нарушении норм Закона остаются лишь мнениями.

Принято на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Абхазия

02.06.2016 г. Председатель Б.И.Табагуа

«Abkhazinform.com», 02.06.2016 г.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Введите символы *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.