В последние дни Абхазия взбудоражена новостью о проекте строительства скоростной трассы Северный Кавказ-Абхазия. «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» уже писали о плюсах и минусах таких планов в материале «Будет ли трасса «Абхазия-Северный Кавказ». Сегодня предлагаем статью  портала «Сухум-Москва» на ту же тему «Не хочется, чтобы Псху замусорили». Свои комментарии журналистам издания дала и генеральный директор Центра поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»  Анна Калягина.

"Не хочется, чтобы Псху замусорили"

Может быть, лет через десять, на Северный Кавказ из Абхазии можно будет ездить на автомобиле.  Но пока непонятно, каким маршрутом. Самый очевидный, это по Военно-Сухумской дороге, но буквально днях был предложен маршрут через Ачандару и Псху. Наш корреспондент погрузилась в тему.
То, что мы сегодня называем Военно-Сухумской дорогой, как известно из истории, одно из ответвлений Великого Шелкового пути. Чужестранцы, не зная абхазской географии, пробили дорогу вдоль спускающихся к морю горных рек. Путь очень длинный.
Предложенный абхазскими географами путь через Ачандару и Псху, это так сказать, абхазская дорога на Северный Кавказ. Древние тропы были знакомы нашим предкам с незапамятных времен. Поэтому, этот путь, разумеется, намного короче. Но есть ряд «но», и о них ниже.
В сентябре текущего года абхазским географическим обществом под руководством Леварда Барциц была проведена экспедиция, целью которой стало  изучение возможностей сооружения Кавказской транспортной магистрали, а также исследование рекреационных возможностей Горной Абхазии. Уже 200 лет обсуждается вопрос о сооружении дороги, которая соединила бы Северный Кавказ с Абхазией. «Классическим» путем к берегу моря считается дорога через Клухорский перевал.

Но есть более  удобный и доступный, а также более выгодный экономически маршрут. Географы предлагают путь через Ачандару на Псху, и далее через перевалы Главного хребта до местечка Пхия на Северном Кавказе. По мнению главного метеоролога Абхазии Леварда Барциц, багодаря его проекту можно сократить длину дороги на Северный Кавказ.

«Можно сократить протяженность пути почти до 40 километров, через Клухорский перевал дорога намного длиннее. В Кодорском ущелье активно выражены оползневые участки, да и в геологическом плане этот район очень сложный. Кроме того, Абхазия относится к активной сейсмологической зоне, а это значит, что все строящиеся сооружения на территории Абхазии проектируются с учетом девятибальной зоны. Что касается Восточной Абхазии, то это район  в эпицентре сейсмологической активности. К тому же Абхазия и Грузия находятся в состоянии войны, и строить дорогу в приграничной зоне не стоит. Тот маршрут, который мы предложили, пройдет по центру Абхазии. Если мы проложим эту дорогу с выходом на Псху, а Псху является жилым населенным пунктом, то можно будет развивать и горно-рекреационные образования. Оттуда же можно вывести дорогу и на Красную поляну. Что касается дороги на Северный Кавказ, то мы предлагаем провести ее под землей. Это необходимо для обеспечения экологической безопасности. Протяженность дороги, о которой мы говорим, составляет порядка 60 километров», — рассказал Барциц.

Но Леварду Барциц оппонирует автор и руководитель проекта «Горная Абхазия» Тенгиз Тарба. Он считает, что дорогу ни в коем случае нельзя строить через Псху. «Оба проекта очень затратны. Но если делать дорогу через Псху, то там нужно строить все с нуля, потому что там происходит смена рельефов, горы, спуски и так далее. Я, как человек, который там часто бывал, могу сказать, что лучше проложить дорогу через Кодорское ущелье, так как там дорога уже есть, просто ее нужно улучшить. И потом эту дорогу можно выводить в сторону Очамчиры и в тот же Ткуарчал. У Сухума в экономическом плане все нормально, это столица, и таких проблем, как в Восточной Абхазии, в центре нет. Поэтому нужно подумать о том, что более целесообразно для нас. У нас есть дороги, которые проложены, и экология там уже  нарушена, но зачем делать еще одну дорогу и создавать новые экологические проблемы. Горы, это наша ценность. И с ними  нужно очень аккуратно обращаться,  чтобы наша деятельность не отразилась на нашей безопасности», — сказал Тенгиз Тарба.

Строительство автомагистрали позволит ездить на Северный Кавказ прямым путем. Это разумеется, создаст новые стимулы для развития экономики. Строительство порта в Очамчире с привязкой к этой дороге, создаст еще больше внешнеэкономических возможностей. Абхазия нуждается в развитой транспортной коммуникации не только в прибрежных районах, но и в горных. Очевидно, что вместе с развитием существующих, необходимо сооружение новых автомобильных дорог, в особенности дорог, соединяющих Абхазию с Северным Кавказом, по которым могло бы осуществляться круглогодичное транспортное движение. В Абхазии отсутствуют судоходные артерии, вне прибрежной зоны из-за сложности рельефа крайне затруднено сооружение железнодорожных линий.

Предварительные расчеты показывают высокую экономическую эффективность строительства автомобильной дороги. Она станет кратчайшим путем, соединяющим развитые бальнеологические центры курортов Северного Кавказа с рекреационными территориями Абхазии.

24 ноября в Москве был подписан меморандум о строительстве дороги, которая свяжет Карачаево-Черкесию с Абхазией. Планируется, что горная часть автотрассы будет проложена от Поляны Азау в Кабардино-Балкарии через Кубанское ущелье в Карачаево-Черкесии в Кодорское ущелье в Абхазии.»На подписании меморандума Абхазия выступила в качестве наблюдателя, что не несет прямых обязательств, однако мы заинтересованы в проекте, поддерживаем и готовы принять участие в рабочей группе», — заявил вице-президент Абхазии Виталий Габния, — сообщает по этому поводу«Кавказский узел». 
Инфраструктурный проект будет реализован китайской строительной компанией China Railway и российской компанией «Региональные проекты». В рамках проекта также планируется строительство аэропорта, морского порта. Общая стоимость работ оценивается в 2,7 млрд. долларов США. Начало реализации программы запланировано на 2016 год, к 2025 году планируется осуществление всех ее этапов. «Проектом не предусматривается привлечение бюджетных денег, все программы реализуются за счет инвестиционных средств», —  подчеркнул председатель совета директоров компании «Региональные проекты. Финансовым оператором проекта станет «Внешэкономбанк», — сообщается в информации «Кавказского узла».

«Пока это всего лишь намерения. Для реализации такого проекта нужны большие инвестиции. Древняя мудрость гласит: «Дорога это жизнь». Конечно, дорога нужна, иначе экономику Восточной Абхазии будет сложно поднять. Мы получим альтернативу дороги через Джубгу, которая объективно перегружена в летний период — до 55 тысяч в сутки машин едут только в одну сторону — к морю. Опасения по поводу незаконной миграции или террористов должны снять наши спецслужбы, дав свое заключение — это их работа. Если дорога будет, то и развитие порта получит логику. Плюс мы получим до 10 тысяч туристов в день, которые увеличат экономический оборот на востоке страны как минимум на 4-5  миллиардов рублей в год», — сказал заместитель министра экономики Ахра Аристава.

Нам стало интересно, заинтересован ли абхазский бизнес в открытии новых горизонтов развития за счет горных регионов страны.

Директор гостиницы «Леон» сказал, что сначала необходимо поднять те гостиницы, которые уже есть, а потом строить новые в горах.  Директор центра поддержки российского бизнеса в Абхазии и компании «Ацетук Трэвел» Анна Калягина объясняет, что Абхазии не нужны элитные коттеджи в горах, важно сохранить естественную среду обитания.

«Для меня это два разных проекта. Один экономический и дающий толчок развитию инфраструктуры и торговли в целом, учитывая выход к морю и строительство порта. Это большой прорыв в развитии Восточной Абхазии в целом. Не зря древние пути проходили именно там. Шелковый путь — путь расцвета золотого века для Абхазии в древности, и сейчас ничего не меняется. Второй маршрут  больше интересен для горного туризма, а именно использование природного ландшафта в туристических целях. И очень аккуратно  надо распорядиться этим богатством, не нарушая природный и экологический баланс. Не хочется, чтобы Псху замусорили. Если интенсивно развивать инфраструктуру, можно потерять свою самобытность. Я против строительства элитных коттеджей и отелей. Зачем нам вторая Красная Поляна? Надо брать пример с других стран. К примеру, в Новой Зеландии строят хижины, которые вписываются в ландшафт, а внутри есть все, как в отеле 4*. Вот это будет цениться. Именно это сделает Абхазию знаменитой — нетронутая природа. Это все, что касается дороги через Псху. А Кодорское ущелье уже давно готовится стать второй Рицей. Только надо защищать наши интересы и нашу экологию. В принципе, согласно исследованиям, если делать хороший курорт, то на одного туриста должен быть один сервисмен. Значит надо делать так, чтобы  страну посетило 200 тысяч человек и чтобы все было бы по высшему разряду. И чтобы это всё окупилось, конечно же»,  — сказала Анна.

Материал подготовила Стелла Адлейба

 

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

0
Комментарии: 1Публикации: 1046Регистрация: 08-09-2014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.