ЗАКОН
«О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства
в Республике Абхазия»
Статья 1. Предмет регулирования, цели и принципы настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Республики Абхазия, юридическими и физическими лицами в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
2. Основными целями настоящего Закона являются:
— создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;
— оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на рынок Республики Абхазия и рынки иностранных государств;
— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
— увеличение объема производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
— увеличение числа занятых в малых и средних предприятиях.
3. Основными принципами настоящего Закона являются:
— обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством Республики Абхазия, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;
— вовлечение представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формирование государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отвечающие требованиям и условиям, установленным настоящим Законом;
2) государственная программа поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Программа) – утвержденный в установленном порядке нормативный правовой акт, в котором определяется перечень мероприятий, в том числе организационно-технических, а также меры административного регулирования, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственного управления Республики Абхазия, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
3) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти Республики Абхазия и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой;
4) уполномоченный орган по малому и среднему предпринимательству (далее – уполномоченный орган по предпринимательству) – центральный орган государственного управления, осуществляющее разработку государственной политики и руководство в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – комплекс создаваемых или действующих организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие в организации собственного дела, обеспечение информацией в области права, маркетинга, инжиниринга и менеджмента, поддержку в обеспечении материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами на коммерческой основе;
6) бизнес-инкубатор – юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпринимательства на этапе их становления и приобретения финансовой самостоятельности путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых, информационных и иных услуг;
7) центр поддержки малого и среднего предпринимательства – юридическое лицо, осуществляющее обучение, информационное обеспечение, оказание консультационных и маркетинговых услуг, проведение экономической и технологической экспертизы проектов субъектов малого предпринимательства.
Статья 3. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия
1. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия основывается на Конституции Республики Абхазия и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
2. В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия законодательством могут предусматриваться:
— особые режимы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, а в предусмотренных законом случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
— упрощенный порядок представления субъектами малого и среднего предпринимательства государственной статистической отчетности;
— меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;
— упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;
— особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
— меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
— иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий), физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц:
– суммарная доля участия Республики Абхазия, административно-территориальных единиц Республики Абхазия, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
— доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
— до 15 человек для субъектов малого предпринимательства;
— до 30 человек для субъектов среднего предпринимательства;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать за финансовый год:
— для субъектов малого предпринимательства – 10 000 000 рублей;
— для субъектов среднего предпринимательства – 25 000 000 рублей.
Предельный размер выручки в обязательном порядке пересматривается один раз в три года на основе данных сплошных статистических исследований.
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных впунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух финансовых лет, следующих один за другим.
5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того финансового года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные впунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
6. Средняя численность работников субъектов малого или среднего предпринимательства за финансовый год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за финансовый год определяется в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Абхазия.
8. Для целей государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом субъектами малого и среднего предпринимательства не могут быть признаны организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:
1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
3) деятельность по добыче, переработке и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных и гидроминеральных полезных ископаемых;
4) реализация горюче-смазочных материалов;
5) проведение лотереи;
6) деятельность в рамках концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством Республики Абхазия;
7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
8) аудиторскую деятельность;
9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
10) деятельность кредитных бюро;
11) охранную деятельность;
12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
13) деятельность ломбардов;
14) деятельность по предоставлению услуг связи;
15) оценочную деятельность;
16) посредническую деятельность, за исключением связанной с внешнеэкономической деятельностью;
17) аукционную деятельность.
Статья 5. Основные направления и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия
1. Основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:
— приоритет развития малого и среднего предпринимательства;
— комплексность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
— доступность инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
— международное сотрудничество в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Программой, разрабатываемой уполномоченным органом по предпринимательству совместно с иными органами государственного управления Республики Абхазия, а также территориальными программами, разрабатываемыми местными органами государственного управления.
Программы разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Абхазия, а территориальные программы – также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.
Финансовое обеспечение Программы и территориальных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
3. Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства может осуществляться путем:
1) оказания прямой финансовой поддержки в случае выполнения перечня условий, определяемых Кабинетом Министров Республики Абхазия;
2) организации центров поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) организации деятельности бизнес-инкубаторов;
4) анализа и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты на предмет создания благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и снижения количества административных барьеров.
4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг);
2) субсидирования части процентной ставки по кредитным платежам по перечню приоритетных направлений деятельности, определяемых Кабинетом Министров Республики Абхазия;
3) предоставления частичных государственных гарантий по выдаваемым кредитам по приоритетным направлениям, определяемым Кабинетом Министров Республики Абхазия;
4) льготного кредитования проектов по приоритетным направлениям, определяемым Кабинетом Министров Республики Абхазия;
5) обеспечения условий для приобретения по договору лизинга основных фондов, необходимых в хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
6) субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты суммы вознаграждения лизингодателя по приоритетным направлениям, определяемым Кабинетом Министров Республики Абхазия;
7) субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
8) других методов прямого финансового стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на:
— информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг);
— консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
В целях обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) законодательством могут предусматриваться:
— резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 25% процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
— привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).
6. Государственная финансовая поддержка не оказывается субъекту малого и среднего предпринимательства в случае, если:
— данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
— им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;
— ранее в отношении этого субъекта было принято решение об оказании аналогичного вида государственной финансовой поддержки и срок ее оказания не истек;
— со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;
— у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
— у него имеются убытки по итогам прошедшего календарного года либо просроченная задолженность по банковским кредитам;
— у него отсутствует контрольно-кассовая техника, за исключением индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйств;
— у индивидуальных предпринимателей отсутствует расчетный счет.
Статья 6. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в целях повышения их профессионального уровня, позволяющего производить конкурентоспособные товары (работы, услуги).
2. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
— организации учебных семинаров-тренингов и научно-практических конференций по вопросам ведения малого и среднего предпринимательства и его популяризации;
— распространения методических пособий, информационных бюллетеней о практике осуществления малого и среднего предпринимательства, рынке новых технологий;
— содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— реализации международных программ и проектов по обмену опытом в сфере малого и среднего предпринимательства.
3. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Абхазия.
Статья 7. Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.
Уполномоченный орган по предпринимательству, иные государственные органы и организации обеспечивают доступность информации, необходимой субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
2. Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства могут являться:
— освещение в средствах массовой информации, сети «Интернет» различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
— оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
— создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
— организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
— создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
3. Уполномоченный орган по предпринимательству обязан создать интернет-ресурс и обеспечить его непрерывную работу для распространения на бесплатной основе информации и материалов, не ограниченных к распространению, и обеспечить его рекламу, а также обновлять данную информацию в связи с вносимыми изменениями и дополнениями в нормативные правовые акты, затрагивающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 8. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти может осуществляться в виде:
1) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) содействия в продвижении на рынки иностранных государств абхазских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для абхазских участников внешнеэкономической деятельности;
3) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;
4) организации деловых встреч и переговоров представителей абхазских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами;
5) создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности;
6) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа по предпринимательству
Уполномоченный орган по предпринимательству:
1) осуществляет проведение государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
2) организует и координирует выполнение государственных мер поддержки и развития малого предпринимательства;
3) разрабатывает предложения о совершенствовании мер по финансированию и кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) проводит анализ предпринимательской среды, инвестиционного климата и инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства;
5) разрабатывает и представляет проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе Программу;
6) способствует формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
7) осуществляет контроль в области поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) создает условия для инвесторов, международных организаций в вопросах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
9) организует методологическую помощь субъектам малого и среднего предпринимательства;
10) создает условия для выхода субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки товаров (работ, услуг);
11) осуществляет международное сотрудничество в области развития малого и среднего предпринимательства;
12) пропагандирует государственную политику по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
13) информирует Президента Республики Абхазия и Кабинет министров Республики Абхазия о нарушениях законодательства Республики Абхазия, регламентирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, допускаемых государственными органами и их должностными лицами;
14) организует ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
15) формирует и публикует отчетность об использовании финансовых средств на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия;
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Абхазия и Кабинета Министров Республики Абхазия.
Статья 10. Бизнес-инкубаторы
1. Задачами бизнес-инкубатора являются:
1) отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе;
2) создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных, консультационных, маркетинговых услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, проведение обучающих курсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач бизнес-инкубатора.
2. Помещения и имущество предоставляются бизнес-инкубатором субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более трех лет.
Бизнес-инкубаторы ежегодно, в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству, предоставляют ему отчет о своей деятельности.
Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве бизнес-инкубаторов, особенности их деятельности определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Статья 11. Центры поддержки малого и среднего предпринимательства
1. Центры поддержки малого и среднего предпринимательства создаются в целях вовлечения населения в частное предпринимательство, создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Задачами центра поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
1) анализ предпринимательского климата, отечественного и международных рынков, отраслей и секторов экономики;
2) оказание комплекса услуг в области маркетинга и менеджмента;
3) оказание услуг по разработке инвестиционных и бизнес-проектов, консультационных и других услуг;
4) содействие повышению инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) содействие профессиональному росту субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам;
7) проведение семинаров, тренингов;
8) формирование базы данных субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) анализ и обобщение информации по развитию малого и среднего предпринимательства и проблемных вопросов его развития.
Статья 12. Меры по реализации положений настоящего Закона
Кабинету Министров Республики Абхазия в двухмесячный срок:
— привести в соответствие с настоящим Законом изданные им нормативные правовые акты;
— организовать разработку и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона;
— принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.
Принят Народным Собранием —
Парламентом Республики Абхазия
«__» _________ 2015 года
ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ Р. ХАДЖИМБА
г. Сухум
«___» _________ 2015 года
№ ____