В Сухуме, как мы уже сообщали, 16 декабря 2015 года в рамках Международного форума «Стратегия развития Абхазии в контексте евразийских интеграционных процессов», в котором участвовали официальные лица, и представители научных и экспертных сообществ Абхазии и России, была представлена «Стратегия социально экономического развития Республики Абхазия до 2025 года».  Полностью текст «Стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия до 2015 года» можно прочесть здесь. Пожалуй, это первая попытка   разработать на основе анализа социально-экономических процессов, происходящих в Абхазии в последнее десятилетие, прогнозные сценарии развития и комплекс мер, необходимых для их позитивной реализации. Стратегия серьезный документ на 275 страниц, содержащий множество интересной информации, таблицы, графики.

Как заявил президент Абхазии Рауль Хаджимба: «Стратегия социально-экономического развития Абхазии»- это не панацея, это возможность выхода из сложившейся ситуации навстречу экономической стабильности и независимости Республики. Предыдущие годы показали, что деятельность наших чиновников не опиралась ни на стратегические исследования, ни на соответствующие концептуальные документы».

Специалисты Центра поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара» в ближайшее время проанализируют и дадут свою оценку данной Стратегии на страницах нашего сайта.  А пока журналисты издания «Сухум-Москва» подготовили что-то типа обзора основных идей, отраженных в этом документе. Его мы и предлагаем вашему вниманию.

«Стратегия  не гарантирует выполнения поставленных задач и получения ожидаемых результатов»

Вчера Центром Стратегических Исследований была представлена Стратегия социально-экономического развития Абхазии до 2025 года. Мы попробуем найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы концепция принесла практическую пользу стране. Но для начала решили прочесть этот очень объемный документ до конца. Самые важные тезисы Стратегии для вас обобщила в этом материале наш корреспондент.

Основные направления развития социально-инновационного комплексаПереход к оптимальному сценарию развития республики требует проведения активной и целенаправленной социально-экономической политики, способствующей реализации комплекса взаимодополняющих мероприятий. Решающую роль в переходе к оптимальному сценарию развития должна играть система власти и управления. Однако система, сложившаяся в стране в послевоенное время, не смогла эффективно решать стратегические задачи переходного процесса. Этим вызвана необходимость реформирования функционирующей системы власти и органов управления. Целью реформирования системы власти и управления является повышение эффективности ее функционирования в обеспечении безопасного и стабильного развития общества. Ожидаемый результат: создание эффективной системы власти и управления, способной регулировать социально-экономические процессы в интересах общества.

О национальной безопасности

В стратегии национальная безопасность Абхазии структурируется следующим образом: безопасность от внешних угроз;  безопасность государственного суверенитета;  культурная безопасность; демографическая безопасность; правовая безопасность; экономическая безопасность;  экологическая безопасность;  информационная безопасность и другие. При всей сложности и неоднозначности геополитической ситуации, в условиях которой Абхазии приходится решать стоящие перед нею непростые задачи, определенные возможности и ресурсы для защиты своих национальных интересов у республики все же имеются. Главными из них являются:  институт национальной государственности, признанный de facto и частично de jure, межгосударственные договорные взаимоотношения Абхазии и России и другие. Ожидаемые результаты:  повышение эффективности государственных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности страны.

О культуре

Переживаемый современным обществом кризис культуры – это не одни только разрушения, но и поиск путей ее реконструкции. Чтобы остановить разрушительный процесс и перейти к этапу реконструкции культуры, необходим проект, реализация которого может вывести ее на определенные перспективы развития. В таком проекте должны быть определены и основные направления развития культуры, главными из которых являются: Реконструкция основ культуры базовой личности и социальных отношений. Развитие культуры семьи и быта. Развитие культуры обрядов, празднеств и других массовых мероприятий. Реконструкция традиционной национальной одежды и ее массовое производство.  Развитие абхазской культуры.  Формирование сельской и городской инфраструктуры, отвечающей экологическим требованиям. Улучшение эстетического оформления населенных пунктов (памятников культурного наследия, скульптурных произведений, парков, скверов, заповедников, информационных надписей). Проведение активной политики, направленной на укрепление в жизни людей приоритета духовных ценностей над материальными.  Государственная поддержка развития структурных составляющих культуры (литературы, искусства, науки и др.) и формирования творческой элиты.

Об образовании

Цель развития образования – это формирование физически здорового и высоконравственного подрастающего поколения, обладающего разносторонними научными и художественными знаниями, креативными способностями, и готового конструктивно участвовать в развитии современного абхазского общества. Ожидаемые результаты:  укрепление в сознании общества приоритетного значения образования в развитии страны; укрепление нормативно-правовой базы эффективного функционирования образовательной системы; оптимизация управления образованием и придание формированию подрастающего поколения целенаправленного характера; создание условий, позволяющих объективно оценивать эффективность деятельности образовательного ведомства по выполнению государственной программы развития образования;  повышение престижа семьи и семейного воспитания, усиление ответственности и роли родителей в воспитании детей, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей и многое другое.

О науке

Цель развития науки – это формирование системы научных знаний, раскрывающих закономерности социальных и природных процессов, происходящих в Абхазии и вокруг нее, и позволяющих предвидеть возможные сценарии их развития. Лишь на основе таких знаний можно проектировать социальное развитие страны. В условиях современной Абхазии в первую очередь следует развивать исследовательские направления, тесно связанные с развитием республики. Главными из них являются:  абхазоведение;  педагогика;  национальная экономика, курортология и экология. Ожидаемые результаты: прекращение дальнейшего снижение научного потенциала и усиление роли науки в решении задач социально-экономического развития страны; повышение авторитета ученого и усиление его ответственности перед обществом.

О здравоохранении

Цель развития здравоохранения — увеличение средней продолжительности жизни граждан и последовательное укрепление здоровья населения. Предполагается создать закон «О здравоохранении», создание Центра по оказанию медицинских услуг в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; создание лечебно-реабилитационных и психотерапевтических центров для оказания квалифицированной помощи пациентам с ограниченными возможностями, наркозависимым; расширение сети пунктов в сельской местности по оказанию первой медицинской помощи больным и многое другое. Ожидаемый результат: величение средней продолжительности жизни и улучшение работы медицинских учреждений по предупреждению и лечению заболеваний.

О демографии

Сегодня Абхазия располагает ресурсом, дающим возможность выхода на оптимальный сценарий демографического развития, — это доля населения в активном репродуктивном и трудоспособном возрасте (56,2%). Этим ресурсом можно будет воспользоваться в условиях ограниченного времени, еще в течение 3-4 лет, после чего начнут все сильнее сказываться последствия «пост военной демографической ямы». Тем не менее, за 3-4 года можно успеть вывести Абхазию на оптимальный сценарий демографического развития при помощи масштабной, эффективной и «концентрированной» демографической политики. Стратегические цели демографической политики: стабилизация численности населения Абхазии и создание условий для ее роста к 2025 году, а также улучшение качества и увеличение продолжительности жизни. Ожидаемые результаты: выполнение задач демографической политики позволит к концу прогнозного периода увеличить численность населения на 6632 человека или на 2,7%; увеличить уровень рождаемости до 9,5‰;  снизить уровень смертности до 6,3‰, в особенности ликвидировать сверхвысокую предотвратимую смертность мужчин в трудоспособном возрасте; снизить уровень младенческой смертности до 4 – 4,5‰; увеличить естественный прирост до 3,2%.

О рынке труда и социальной защите

В предлагаемой модели социально-экономического развития Абхазии приоритетное значение отводится формированию социально-инновационного комплекса, который обеспечивает создание динамичных условий для благополучной и безопасной жизни, работы, творчества и отдыха человека. Развитие рынка труда является одним из механизмов устойчивого роста социально-инновационного комплекса. Актуальной задачей в области занятости населения является поиск с учетом международного опыта новых подходов к управлению рынком труда, повышению ответственности всех сторон социального партнерства за счет обеспечения эффективной занятости населения и содействия трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Основными направлениями государственной политики в сфере труда являются: содействие росту занятости населения и заработной платы работников, в том числе,  работников бюджетной сферы, развитие многоуровневой системы социального партнерства как механизма достижения одной из основных задач трудового законодательства – создания необходимых правовых условий оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения неформальной занятости, улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности использования труда, в том числе, за счет роста территориальной мобильности трудовых ресурсов, создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, создание условий для привлечения иностранной рабочей силы.  Ожидаемые результаты: снижение численности населения, находящегося за чертой бедности; внедрение системы мониторинга потребности в услугах в сфере социальной защиты населения с учётом показателей в других отраслях социальной сферы; достижение правовой и организационной сбалансированности системы социального обслуживания населения; обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг, эффективности социального обслуживания населения; рационализация инфраструктуры социального обслуживания населения;  широкое применение инноваций в системе социальных служб.

О национальной экономике

Стратегия предполагает поэтапную модернизацию агропромышленного комплекса. Целью на восстановительном этапе является возрождение села. Под возрождением в наших условиях понимается выполнение селом своих социокультурных функций, когда сельское население воспроизводит себя с присущим ему менталитетом, ментальными особенностями и создает условия, при которых ему будет удобно и комфортно жить. Основные задачи развития АПК на восстановительном этапе — повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и товаропроизводителей. Ожидаемые результаты: восстановление сельскохозяйственного производства и формирование экономики сельского хозяйства.

О туристско-рекреационном комплексе

Цель развития ТРК: формирование современного конкурентного туристического рынка на основе углубления специализации и кооперации, стимулирующих экономический рост сопряженных с ним отраслей национальной экономики и способствующих улучшению уровня благосостояния народа. Приоритетные направления ТРК Абхазии:  развитие туристско-рекреационного комплекса с учетом регионального ресурсного потенциала Абхазии; продвижение туристского продукта Абхазии на внешний туристский рынок; повышение количества и качества предлагаемых туристских услуг. Ожидаемые результаты: рост объема туристско-экскурсионных услуг; рост объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;  рост объема инвестиций в ТРК;  увеличение доли ТРК в ВВП и доходных поступлений в бюджет.

О строительном комплексе

Цель развития строительного комплекса: эффективное и динамичное развитие высокотехнологичного, конкурентоспособного строительного комплекса и рынка строительных услуг для наилучшего удовлетворения потребностей национальной экономики и общества. Основные направления развития строительного комплекса: проведение государственной градостроительной политики с учетом социальных, экономических и экологических факторов; развитие рынка строительных услуг; формирование рынка доступного жилья и создание условий для развития жилищного строительства; совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства; развитие производства строительных материалов; оптимизация строительного и градостроительного контроля, надзора и экспертизы проектов. Ожидаемые результаты: рост инвестиций в основной капитал отрасли за счет различных источников финансирования.

О финансово-кредитном комплексе

Планируемый переход национальной экономики на современную модель социально-экономического развития предполагает проведение соответствующей финансовой политики. Основные направления финансовой политики государства: развитие бюджетной и налоговой политики; формирование современной финансовой инфраструктуры через развитие банковской системы; системы страхования; фондового и других организованных открытых рынков. Цель развития бюджетной системы – повышение ее эффективности и способности выполнять распределительную, контрольную, стимулирующую и фискальную функции государственного регулирования в процессе социально-экономического развития Абхазии. Основные задачи: формирование и исполнение бюджета на базе государственных программ с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования. Ожидаемые результаты: совершенствование нормативно-правовой базы формирования бюджета; создание модели бюджетной системы, способствующей достижению целей социально-экономической политики государства так далее.

Об инновационной политике

Цель инновационной политики – стимулирование инновационных процессов для достижения конкурентоспособности национальной экономики на внутренних и внешних рынках и устойчивого социально-экономического развития республики.  Данная цель связана с целями и задачами долгосрочного развития экономики республики и обусловлена ее социально-экономическими особенностями, а также спецификой формирования ее научно-технического (инновационного) потенциала. Задачи инновационной политики переходного (восстановительного) этапа: формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в республике; стимулирование инноваций, обеспечивающих рост производительности труда; повышение качества продукции и услуг, предложение новых, востребованных потребителем, свойств товаров; применение инновационных экономических методов, обеспечивающих вытеснение импортных товаров и услуг, прежде всего, продовольственных товаров, что позволит повысить уровень продовольственной безопасности республики и так далее. Ожидаемые результаты: выполнение задач инновационной политики обеспечит увеличение доли инновационной продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью; повышение инновационной активности предприятий и организаций республики; инновационное обновление основных фондов, и как следствие, повышение производительности труда; увеличение ВВП и так далее.
Финансово-ресурсное обеспечение реализации стратегических целей развития Абхазии определяет объемы и источники финансирования программ и мероприятий стратегического плана. Достижение поставленных целей и решение задач возможно при эффективном использовании финансовых ресурсов для реализации стратегий, направленных на развитие приоритетных направлений и получение результата. В качестве источников финансирования выступают: республиканский и местный бюджет; налоговое реформирование; детенизация экономики; приватизация и акционирование государственной собственности; собственные средства предприятий и организаций; средства финансовых и кредитных организаций; инвестиции и сбережения населения.
Представляя раздел «Управление реализацией Стратегии», научный сотрудник ЦСИ, доцент кафедры национальной экономики АГУ Илона Мирцхулаа, отметила, что стратегия имеет трехуровневую систему реализации. Это государственные программы социального и экономического развития на среднесрочный период 2016-2020 и 2021-2025 годов, комплексные программы развития отраслей и районов республики и целевые проекты. Также Мирцхулава отметила: «Минимально необходимый объем финансирования стратегии составлет один миллиадр долларов. Стратегия не гарантирует выполнение поставленных задач и получение ожидаемых результатов. Она не панацея, а средство достижения цели, преследуемой человеком. От его моральных и профессиональных качеств, политической воли и понимания ответственности за судьбу страны зависит,  будет ли реализована стратегия. Решающую роль в реализации стратегии может и должно сыграть политическое руководство республики. Справиться с этой задачей может руководство, в котором есть единая целеустремленная команда, способная и готовая организовать жизнь общества на основе верховенства закона и традиционных ценностей,» — подчеркнула Мирцхулава.

Концепцию развития прочла и обобщила Стелла Адлейба

Оригинал: http://www.sukhum-moscow.ru/index.php/povestka-dnya/item/3165-strategiya-ne-garantiruet-vypolnenie-postavlennykh-zadach-i-poluchenie-ozhidaemykh-rezultatov

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

admin

0
Комментарии: 6Публикации: 1047Регистрация: 08-09-2014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.