Что происходило в Абхазии в последнюю неделю. Уже привычный обзор СМИ, подготовленный Торговым представительством России в Абхазии.
Сегодня немного о таких темах, как перспективы работы МВД с приходом нового руководства, опять дискуссии вокруг разрешения приобретения жилой недвижимости в Абхазии россиянами, подписание президентом Закона «О свободных экономических зонах» и другие новости.
Владельцы банковской карты Апра смогут получать микро-кредиты
С 1 ноября Национальный банк Абхазии устанавливает процентную ставку по возобновляемым кредитным линиям с лимитом задолженности в целях реализации кредитования физических лиц, получающих заработную плату, пенсии и другие виды выплат на карты «Апра», предоставляемым Банком Абхазии кредитным организациям в размере 18% годовых. Решение об этом принято Правлением Нацбанка, сообщает официальный сайт НБ РА.
«Нацбанк будет осуществлять льготное кредитование коммерческих банков, а те, в свою очередь, станут выдавать микро-кредиты гражданам — бюджетникам, пенсионерам и другим физическим лицам, имеющим получающим зарплату и пенсии на банковскую карту «Апра» и которым нужны деньги на личные нужды.
Микро-кредит выдается в размере, не превышающем тройную зарплату или пенсию, сроком на полгода. Получатель кредита будет выплачивать ежемесячно половину своей зарплаты или пенсии плюс 2% за пользование кредитом», — уточнили корр. «Абхазия-Информ» в юридическом отделе Нацбанка РА.
Сегодня банковской картой «Апра» пользуется 19 тысяч граждан. Из них: 14 тысяч — пенсионеры, две тысячи — бюджетники, еще две тысячи — частные лица и сотрудники внебюджетных организаций и частных компаний.
«Abkhazinform.com», 26.10.2015 г.
В Кабмине прошло рабочее совещание по подготовке и проведению VI Российско-абхазского делового форума
Сегодня в Кабмине РА состоялось рабочее совещание по подготовке и проведению VI Российско-абхазского делового форума «Реализация потенциала двустороннего сотрудничества» под руководством Премьер-министра А. Миквабия, который пройдет 13 ноября в Абхазии.
Форум проводится для привлечения инвестиций для малого и среднего бизнеса, финансирования инвестиционных проектов в области строительства, промышленного производства, туризма, сельскохозяйственной продукции.
Работа круглых столов предусматривает обсуждение двустороннего сотрудничества между Министерством экономического развития РФ, Министерством РФ по делам Северного Кавказа, Министерством экономики Республики Татарстан, главами субъектов РФ с министерствами экономики РА, сельского хозяйства РА и Министерством по курортам и туризму РА.
Организатор форума Минэкономразвития России.
«Апсныпресс», 27.10.2015 г.
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ПОДПИСАЛА ДОГОВОРЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С МИНЮСТОМ РА И «ДОМОМ МОСКВЫ»
Сегодня в Московском культурно-деловом центре (МКДС) «Дом Москвы» были подписаны соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия и Министерством юстиции РА, а также между ТПП РА и «Домом Москвы».
«Министерство юстиции регистрирует предприятия и предпринимателей. Соглашение между нами не только придаст нашим отношениям официальный характер, но и позволит нам защищать интересы предпринимателей в законодательной сфере и тем самым способствовать развитию экономики Абхазии», — сказал, предваряя подписание соглашений, президент ТПП РА Геннадий Гагулия.
Он подчеркнул, что ТПП намеренно объединила два подписания.
«Дом Москвы» — это частичка России, государства оказывающего нам постоянную помощь и поддержку. Надеюсь, что наши соглашения наполнятся конкретными делами», — сказал Гагулия.
«Мы с большим удовольствием приняли предложение руководства Торгово-промышленной палаты подписать с ними соглашение. Уверена, что это будет весьма полезное сотрудничество. ТПП РА как никто другой имеет связи с предпринимателями Абхазии и знает, что им необходимо в законодательном плане. С помощью ТПП мы также будем в курсе всего того, что связано с предпринимательством и, проводя экспертизу законов и нормативных актов, будем защищать и их интересы», — считает министр юстиции Марина Пилия.
По ее мнению, соответствующие предложения Торгово-промышленной палаты будут способствовать усовершенствованию законодательства в этой сфере.
Марина Пилия также считает, что подписание соглашения полезно для обеих сторон: оно позволит обмениваться информацией, проводить совместные семинары и конференции с целью правового просвещения наших граждан.
«Юридическая помощь нужна всегда и всем», — считает Марина Пилия.
В свою очередь, директор «Дома Москвы» Зоя Баутина поблагодарила президента Торгово-промышленной палаты Геннадия Гагулия за предложение подписать соглашение между ТПП и «Домом Москвы».
«Это большая честь для нас — начало сотрудничества с уважаемой в Абхазии организацией. Более того, это наше первое соглашение о двустороннем сотрудничестве, подписанное в РА», — отметила Зоя Баутина.
По ее словам, ТПП — это первый деловой партнер, без которого невозможно проведение многих мероприятий, в том числе выставок и деловых встреч.
Зоя Баутина выразила надежду на то, что с помощью Торгово-промышленной палаты, «Дом Москвы» сформирует программу сотрудничества на 2016 год.
«Apsny.ru», 28.10.2015 г.
Проблема купли-продажи недвижимости в Республике Абхазия
О проблеме купли-продажи недвижимости в Республике Абхазия рассуждает Александр Скаков, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Одной из острых проблем, влияющих как на социально-экономическую, внутриполитическую и криминогенную ситуацию в Республике Абхазия, так и на общий климат в российско-абхазских отношениях, уже не менее десяти лет является проблема недвижимости, вернее, отсутствия возможности ее легальной купли-продажи негражданами Абхазии. При этом показательно, что эта проблема приобрела актуальность еще до признания Россией независимости Республики Абхазия в 2008 году.
Вполне логично, что после признания независимости Республики Абхазия МИД РФ обратил внимание на поступающие в министерство жалобы россиян, сообщающих о случаях отчуждения у них квартир и иной собственности в Абхазии. Об этом было заявлено в начале февраля 2009 года. Очевидно, это вопрос обсуждался в ходе контактов дипломатов двух стран.
Во время первого официального визита Президента Абхазии Сергея Багапш в Москву 16-18 февраля 2010 года, им было сказано о необходимости решения данной проблемы. Багапш обещал, что граждане России получат право приобретать жилье на первичном рынке (то есть в новостройках) в Абхазии без необходимости принятия абхазского гражданства: «Закона пока такого нет. Мы будем готовить законодательство, по которому первичное жилье граждане России смогут приобретать».
Вновь тема продажи недвижимости была поднята новым президентом Александром Анкваб, сразу после его победы на выборах в августе 2011 года. Тогда избранный президент сказал, что земля в республике по-прежнему продаваться не будет, запрет же на продажу жилья негражданам Абхазии создает «определенные трудности», а «действующий в Абхазии Гражданский кодекс не запрещает приобретение жилья иностранцами». А затем тема снова ушла на задний план, напоминая о себе только периодическими скандалами с россиянами, обманутыми их абхазскими партнерами.
Как отметила секретарь Общественной палаты Абхазии Нателла Акаба, «каждый вновь избранный президент Республики Абхазия делает заявления о необходимости пойти на послабления в этом вопросе и дать гражданам РФ возможность приобретать жилье без получения абхазского гражданства, но статус-кво сохраняется».
Тем не менее, несмотря на отсутствие решения проблемы, начавшийся еще до 2008 года процесс приобретения россиянами недвижимости в Абхазии шел достаточно интенсивно. По оценкам агентств недвижимости «Gordon Rock» и «Страна мимоз», в 2009 году среди иностранцев, купивших недвижимость в Абхазии, 85 % составляли россияне, 10 % — турки, 2 % — граждане Украины, 3 % — жители других стран, в первую очередь, государств Евросоюза. Среди россиян преобладали (70 % сделок) жители Москвы и Петербурга. Самым популярным регионом республики для покупателей недвижимости стал Сухумский район. К осени 2009 года спрос на недвижимость в Абхазии, по оценке «Gordon Rock», вырос по сравнению с началом года на 65 %. Россияне покупали в первую очередь жилые дома (45 %), в меньшей степени земельные участки (28 %) и объекты коммерческой недвижимости (19 %). Но, как отмечала осенью 2009 года консалтинговая компания «MACON Realty Group», «желающих вкладывать деньги в рискованные активы пока немного: 80 % обращений в агентства недвижимости в итоге не заканчиваются сделкой».
Существовало и существует два варианта — оформить купленное жилье на гражданина Абхазии (т.н. «подставные абхазцы») или же войти в состав юридического лица, совместного предприятия (регистрация фирмы в 2009 году обходилась в сумму до 50 тысяч рублей, что также стало выгодным бизнесом) в Абхазии и оформить жилье на него. Обходные пути, как, например, оформление нотариально заверенной доверенности на пользование недвижимостью (действительной при этом только на три года) от собственника жилья, долгосрочной аренды, дарственной (оформить которую на негражданина Абхазии нельзя) или завещания (которое можно изменить) не меняют ситуации. Соответственно, случаи, когда вложившие финансовые средства и оформившие недвижимость на стороннее лицо россияне оставались без денег и без жилья, достаточно многочисленны, а доказать что-либо через суд по объективным причинам невозможно.
Имеют место и множественные продажи, когда местный агент продает одну и ту же недвижимость сначала одному россиянину, потом другому, потом третьему, не теряя права собственности на это жилье. Отметим, что похожие, по сути, теневые схемы действуют в Абхазии и для запрещенной здесь купли-продажи земли. Еще хуже обстоит дело с так называемыми «трофейными объектами», собственностью покинувших республику в 1992-1993 годах грузин. Имеют место случаи, когда такие объекты удавалось отсудить и отнять не только у купивших их россиян, но и у более искушенных представителей местного населения. Более надежным способом считается создание СП с минимальным участием абхазского резидента, в котором российский инвестор имеет контрольный пакет. По оценкам абхазских журналистов, в незаконные по сути сделки вовлечены не только риэлторы и юристы, но и суды, а также, вероятно, чиновники среднего звена городских и районных администраций.
Отмечалось, что в республике «рынок дикий — стоимость сходных по основным характеристикам объектов может различаться в несколько раз». По словам начальника жилищного управления в мэрии Сухума Сергея Матосяна, в городе пустого жилья как такового нет, почти все квартиры и дома, даже те, которые не пригодны для проживания, оформлены юридически. При этом, по оценкам риэлторов, в Абхазии «новые дома выставляются по явно завышенным ценам». Возможно, поэтому некоторые новостройки в том же Сухуме до сих пор пустуют и не нашли хозяев. Да и на вторичное жилье цены заведомо гораздо выше средней покупательской способности населения Абхазии, очевидно, в расчете на незнакомых с местной спецификой россиян. Как считают местные эксперты, «есть ощущение, что весь рынок ориентирован не просто на недальновидного потенциального покупателя, а на идиота из России с большими деньгами». Но, делается ими, же вывод, «сейчас абхазский рынок недвижимости неинтересен массовому покупателю из России. Хотя бы потому, что такого покупателя ныне просто нет. Но сделки все равно идут, есть запрет, или нет». Следует предположить, что стандартизация подходов к сделкам с недвижимостью на законодательном уровне ощутимо изменит ситуацию в положительном ключе.
К настоящему времени, по имеющимся и, скорее всего, заниженным оценкам, в Абхазии заключено около 5 тысяч нелегальных сделок по купле-продаже недвижимости. Таким образом, процесс идет, и остановить его вряд ли возможно. Соответственно, как считает, к примеру, депутат Сергей Шамба, «надо узаконить то, что нельзя остановить», так как «теневые схемы в этой сфере приводят к криминализации общества!». Легализация заключенных ранее сделок и разрешение на продажу недвижимости приведут к исчезновению коррупционной составляющей, в том числе, и в вопросе получения гражданства Абхазии, считает депутат Георгий Агрба.
Вновь тема купли-продажи недвижимости в Абхазии оказалась поднята на различных уровнях в августе-октябре 2015 года. Так, 11 августа на совещании с членами правительства и главами районных и городских администраций Рауль Хаджимба счел возможной продажу недвижимости иностранным гражданам. Им было предложено пойти по пути узаконивания этого процесса, когда вопросы продажи недвижимости фактически будут подконтрольны органам власти. При этом Президент Абхазии обратил внимание на то, что необходимо определить правила осуществления сделок и разработать механизм сдерживания негативных последствий, а часть денежных средств, полученных от реализации недвижимости, можно использовать для строительства нового жилья.
На встрече с журналистами 25 августа премьер-министр Абхазии Артур Миквабия после вопроса о продаже недвижимости иностранным гражданам признал — «этот рынок недвижимости в большой-большой тени. У нас ее покупают и продают». Соответственно, «рынок недвижимости должен быть, потому что это повышает ликвидность и решает много всяких проблем». Премьер-министр сделал еще одну важную оговорку, сказав, что «без земельного кадастра решать проблемы недвижимости и продажи нельзя».
Сразу же после озвучивания руководителями страны идеи об изменении законодательства, достаточно дружно и организованно выступили противники разрешения на продажу недвижимости иностранным гражданам, но в общественном дискурсе не менее представлены и иные мнения. Так, 12 августа в Сухуме, Институт развития самоопределившихся государств провел с участием абхазских экспертов круглый стол на тему «Привлечение российских инвестиций. Развитие рынка недвижимости и туристического кластера. Закон об особенностях оборота жилья». За принятие такого закона высказались секретарь Общественной палаты Абхазии Нателла Акаба, генеральный директор «Абаза ТВ» Руслан Хашиг, предприниматель Абессалон Кварчия, член Общественной палаты Абхазии Надежда. Венедиктова, бывший вице-премьер республики Вахтанг Пипия. По мнению Руслана Хашиг, «все те, кто выступает против продажи недвижимости, они как раз и заняты в этом теневом бизнесе. А в законе об особенностях оборота жилья мы бы могли предусмотреть все».
8 октября проблему продажи недвижимости иностранным гражданам на расширенном заседании обсудила Общественная палата Абхазии, при этом почти все участники дискуссии высказались за принятие соответствующего закона. Аргументы за разрешение продажи недвижимости иностранным гражданам были озвучены депутатами Народного Собрания Абхазии Сергеем Шамба и Георгием Агрба, членом Общественной палаты Александром Страничкиным. Позиции их несколько различны, так, Агрба категорически против разделения рынка жилья на первичное и вторичное жилье. Напротив, Страничкин считает возможным разрешить продажу только первичного жилья.
В октябре тема продажи недвижимости иностранным гражданам дважды обсуждалась на Абхазском телевидении в программе «Открытый вопрос». На одной из них противникам снятия запрета противостоял представитель оппозиционной партии «Амцахара» Виталий Тарнава. Как видим, отношение к проблеме запрета на продажу недвижимости в современной Абхазии не зависит от принадлежности сторонника той или иной точки зрения к приверженцам действующей власти или оппозиции.
Поднимается, и вполне справедливо, вопрос о возможных ограничениях при покупке недвижимости для иностранцев. По словам Нателлы Акаба, сторонники изменения законодательства «не имеют в виду полную отмену всех ограничений на продажу недвижимости, а видят острую необходимость в четкой проработке соответствующих законодательных норм, чтобы вывести из тени рынок недвижимости, поставить его под строгий контроль властных структур и минимизировать коррупционные риски». Во-первых, очевидно, что покупать недвижимость в республике должны иметь право граждане только тех стран, которые признали независимость Абхазии. При этом, правда, отсекаются граждане Турции, но жители этой страны абхазского происхождения (потомки махаджиров) без проблем могут получить абхазское гражданство (согласно закону «О гражданстве Республики Абхазия»). Конечно, могут быть случаи, когда этнический грузин, выходец из Абхазии, «может принять фамилию жены и под этой фамилией купить недвижимость в Абхазии», высказал мнение Латария. Но вряд ли такие факты могут быть массовыми. К тому же, следует положиться на СГБ РА и ФСБ РФ, которые способны проверить каждого предполагаемого покупателя, не подпуская к абхазской собственности не только членов семей тех лиц грузинской национальности, кто воевал против Абхазии в 1992-1993 годах, но и тех представителей иных этносов, которые участвовали в той войне на стороне Тбилиси. В то же время, сомнительно, что находящаяся в глубоком внутриполитическом и экономическом кризисе современная Грузия в состоянии продумать, профинансировать и реализовать программу «возвращения» Абхазии путем скупки здесь недвижимости.
Разумеется, не может быть и речи о наличии недвижимости (или бизнеса) в Абхазии как основания для предоставления абхазского гражданства. О необходимости разделить вопросы приобретения недвижимости и получения абхазского гражданства говорила и Нателла Акаба. Не вызывает сомнений, что в вопросе недвижимости при принятии закона параллельно необходимо создавать государственный кадастр земли и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Возможно, целесообразно в Законе о недвижимости в Абхазии сразу закладывать нормы о создании кадастра и реестра.
Учитывая существующий градус полемики в диалоге между сторонниками и противниками легализации продажи жилья иностранцам, решение по данному вопросу можно и нужно принимать в ближайшее время. Очевидно, необходимо изменять сложившуюся ситуацию, принимать Закон о продаже жилья иностранцам (в том числе, россиянам), исключающий «серые схемы» продажи недвижимости. Для исключения роста цен разумным решением станет организация системы государственного регулирования данного рынка. Это позволит снять опасения относительно возможности этнических грузин, бежавших из Абхазии в период военных действий и получивших, например, российское гражданство, пытаться восстановить имущественные права на жилье, оставшееся в Абхазии и занятое гражданами республики. Кроме того, регулирование рынка позволит не только выявить мошеннические схемы продажи жилья, но и пресечь само явление мошенничества.
Однозначно можно сказать, что изменение законодательства и привлечение денег инвесторов даст толчок к развитию нескольких отраслей экономики Абхазии, в том числе строительной отрасли, развитию туристической инфраструктуры, инфраструктуры отдыха и досуга, а открытие совместных предприятий позволит создать на рынке труда республики дополнительные рабочие места. Бесспорно, ожидаемый экономический результат, при необходимом учете интересов жителей Абхазии в новом Законе о недвижимости, послужит эффективному социально-экономическому развитию Республики Абхазия.
«Sputnik-abkhazia.ru», 29.10.2015 г.
«Даже когда у нас были идеальные внешние условия, экономика не развивалась»
По мнению экономиста, эксперта Центра стратегических исследований Хатуны Шат-ипа, политический протест в стране не связан напрямую с состоянием экономики. Но уровень жизни в целом падает.
— В нашем обществе сильны протестные настроения. Можно ли это как-то связать с социальной неудовлетворенностью?
— Я не совсем согласна с тем, что протестные настроения зависят от недовольства жизнью. Это был съезд политической партии, на котором экономическую ситуацию в стране точно не обсуждали. Что касается второй части вопроса, то 2015 год еще не завершился, и поэтому мы пока не имеем точных цифр, чтобы точно ответить на этот вопрос. Я бы хотела в данной ситуации только в цифрах говорить. Другое дело, что до 2013 года мы рассматривали, как у нас развивается экономика и выявили, что темпы развития замедлились. То есть, темпы роста нашей экономики замедляются. Каждая страна проходит свой путь. И сколько времени каждой стране нужно, чтобы выйти из кризиса, зависит от экономической политики правительства.
— А что именно происходит с нашей экономикой?
— То, что действительно уровень жизни по многим факторам падает — это правда. ВВП на душу населения, к сожалению, тоже резко снизился: на одного жителя приходится около ста тысяч рублей. Средняя зарплата с 2013 по 2014 год увеличилась, скажем, на 365 рублей, но это без учета инфляции, а если учитывать инфляционную составляющую, то у нас, наоборот, идет снижение. То есть, номинальная зарплата увеличилась, а реальная зарплата, к сожалению, сокращается. Состояние социальной сферы может сделать актуальными и политические трения тоже. Поэтому в любой стране ведется социальная политика, чтобы снять эту напряженность.
— Как вы считаете, жизнь людей улучшается, или ухудшается сегодня?
— В странах, где есть четкие показатели статистики можно ответить на этот вопрос. У нас, к сожалению, такой разбивки нет, и поэтому мы не можем точно ответить. Но очевидно в большей части для кого-то произошли ухудшения. Мы много ездим по деревням и видим, что людям очень трудно. Однако, это моё личное субъективное мнение, статистических подкреплений оно не имеет. При всём том наши люди не перестали играть свадьбы, не перестали покупать машины, наши люди ездят смотреть футбол в Испанию и учатся за границей. Это та категория людей, которые стали жить лучше или не хуже. Но о большинстве людей можно сказать, что они себя относят к категории бедных людей. И, кстати, такой же показатель мы имели и четыре года назад. То есть, мы видим, что эта тенденция осталась, но насколько продолжается разрыв и социальное расслоение, ответить сложно.
— Как в других странах качество и уровень жизни отражается на стабильности в обществе?
— В развитых странах очень большой акцент делают на социальную политику. Я не знаю, сколько нам понадобится времени, чтобы построить эффективную социальную политику. Однако, сбалансированная политика сняла бы множество вопросов. Самая большая наша проблема — это занятость населения. В нашей стратегии мы как раз предлагаем увеличить уровень занятости. Основной концептуальный подход нашей стратегии состоит в том, чтобы отталкиваться от человека. Мы не говорим о том, чтобы наше государство было богатым, а потом через бюджет перераспределяло деньги нуждающимся. Нам лучше дать возможность заработать людям самим. И если люди улучшат свое благосостояние, то и государство будет чувствовать себя хорошо. Мы поделили ближайшее десятилетие на два периода. В первые пять лет, возможно, мы пройдем кризисный этап и только следующие пять лет сможем выйти на устойчивое развитие.
— Но, все-таки, каковы главные причины проблем в экономическом развитии Абхазии? Это внешние или внутренние факторы?
— Проблема социально-экономического развития Абхазии, конечно, зависит от внутренней экономической политики государства. Внешние условия тоже влияют, но не так сильно. Даже когда у нас были идеальные внешние условия, у нас не было роста, и не развивалась экономика. Это говорит о том, что именно наши внутренние факторы мешают нам в развитии.
— Проводятся ли какие-либо социально-экономические исследования в Абхазии?
— Ровно год назад правительство инициировало провести такое исследование, которое мы как раз сейчас завершили, где у нас получилось очень комплексно и системно подойти к вопросу и определить то, по какой траектории мы двигались. А также Хатуна Шат-ипавыстроить стратегию того, как нам дальше двигаться. После утверждения этой стратегии нам предстоит форум, а уже ее реализация полностью зависит от исполнительной власти. Там пошагово прописано, что нам необходимо делать, чтобы исполнить эту стратегию. Я хочу добавить, что она является реальной и не является бумажным творчеством. Наш коллектив приложил максимум усилий, чтобы стратегию сделать приземленной.
— Мы 20 лет живем в долгосрочном кризисе. Что ждет наше молодое поколение, которое уже привыкло жить в неблагоприятной экономической ситуации?
— Мы находимся в сложных условиях после войны, но и здесь тоже есть свои плюсы. Когда семья или отдельный человек находятся в сложной жизненной ситуации, они находят выход из ситуации. А как мы объясним то, что при средней зарплате девять тысяч, у нас нет голодовки в стране? То есть, мы всё равно находим пути и приспосабливаемся. Кризис при всех своих отрицательных качествах дает возможность молодому поколению. Молодые люди, оказавшись за пределами Абхазии, демонстрируют очень неплохие успехи, как в учёбе, так и в работе. Это говорит о том, что, несмотря на все послевоенное время, мы все-таки сможем выйти из этого глубокого кризиса. Мы должны быть оптимистами и, если у нас будет политическая воля, это даст нам возможность выйти из кризиса.
— Есть ли у государства антикризисный план?
— Его не было, но сейчас после определения стратегии одним из механизмов реализации такого плана является разработка и принятие антикризисной программы на пять лет. Мы собственно ее и прописали. Мы в эту стратегию вложили фундаментальный подход, чтобы на ее основе каждое ведомство разработало антикризисную государственную программу.
— Это полноценная программа выхода из кризиса?
— Она должна быть такой. Возможности, которые мы в ней заложили, позволят исполнительной власти, имея фундамент, быстро нарастить стены. Мы считаем, что это, в свою очередь, позволит правильно оценить деятельность любого ведомства. Сегодня правительство, не имея антикризисной программы, не может объективно оценить работу чиновника. Мы можем критиковать в угоду политической конъюнктуре, но когда появится программа, и пройдет время, тогда уже экспертное сообщество сможет оценить работу всех ведомств. Вот тогда и появится институт оценки, то, чего сегодня нет. Я вам даже больше скажу, чиновникам выгодно жить без программы. Они могут говорить, что у них нет программы, поэтому от них ничего нельзя требовать. А вот когда будет программа, тогда чиновника сажают в рамки, указывают время и показатели. После этого уже общество может что-то предъявить тому или иному чиновнику. Интервью взяла Стелла Адлейба
«Sukhum-moscow.ru», 29.10.2015 г.
Президент Абхазии Рауль Хаджимба подписал Закон «Об особых экономических зонах»
Для создания дополнительных условий стимулирования роста экономики страны, обеспечения наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в транспортную (морскую, железнодорожную, автомобильную и авиационную) инфраструктуру, туризм, международную торговлю, внедрения высокотехнологических производств Рауль Хаджимба подписал Закон «Об особых экономических зонах». Об этом сообщает официальный сайт президента.
В соответствии с Законом особая экономическая зона представляет собой часть территории Республики Абхазия, которая определяется президентом и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Закон «Об особых экономических зонах» был принят в третьем окончательном чтении на заседании Парламента 9 октября.
На территории Абхазии могут создаваться промышленно-производственные особые, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны.
Цель создания особых экономических зон — привлечение частного капитала и вовлечение его в развитие национальной экономики.
В соответствии с законом на территории Абхазии могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.
Официальный сайт Президента РА, 29.10.2015 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РА
О государственном регулировании цен на хлеб и муку пшеничную
В соответствии с абзацем двенадцатым части 1 статьи 8 Закона Республики Абхазия от 10 марта 2011 г. №2861-c-lV «О государственном регулировании цен»
Кабинет Министров Республики Абхазия постановляет:
1.Установить следующие максимальные предельные цены на хлеб из муки пшеничной:
Наименование Цена (руб.) за 1 кг за 600 г Из муки пшеничной высшего сорта 34,4 20,6 Из муки пшеничной первого сорта 31,6 19,0 Из муки пшеничной второго сорта 29,7 17,9
- Установить предельную розничную торговую наценку на хлеб, включенную в установленные пунктом 1 настоящего Постановления предельные цены, в размере 1 руб. на хлеб весом 600 г.
- Установить предельную оптовую торговую наценку на муку пшеничную, исчисляемую относительно ее таможенной стоимости при ввозе на территорию Республики Абхазия, в размере 3 руб. за 1 кг.
- Считать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 11 марта 2013 г. №24 «О государственном регулировании цен на хлеб и муку пшеничную».
- Постановление вступает в силу с момента его подписания.
- Республиканским государственным учреждениям «Издательство газеты «Республика Абхазия», «Редакция газеты «Апсны» довести до сведения граждан Республики Абхазия данное Постановление.
А.МИКВАБИЯ, Премьер-министр Республики Абхазия
г.Сухум, 28 сентября 2015 года, № 134
Газета «Республика Абхазия», 29.10.2015 г.
Чиновники меняются, показатели остаются прежними
Сегодня в Сухуме состоялось расширенное заседание коллегии органов прокуратуры. На нем присутствовали секретарь Совета безопасности Мухаммед Килба и министр внутренних дел Леонид Дзапшба. Руководство прокуратуры отчиталось о проделанной работе.
Генеральный прокурор Алексей Ломия подвел итоги работы органов прокуратуры за девять месяцев этого года.
Состояние правопорядка в стране Алексей Ломия охарактеризовал как стабильное. А в центре внимания сотрудников прокуратуры, сказал он, был надзор за исполнением бюджетного, банковского, земельного, природоохранного законодательства, а также использование государственной собственности.
За отчетный период прокуроры оспорили 45 законодательных актов местных органов управления, выявили более ста нарушений законодательства и привлекли к административной ответственности 131 должностное лицо. В бюджеты разных уровней за этот год вернули более 35 миллионов рублей, а Сбербанку Абхазии благодаря усилиям прокуратуры вернули кредитные средства в размере 118 миллионов рублей и 54 тысяч долларов.
Характеризуя борьбу с криминалом, Алексей Ломия сказал: «Многие годы переломить криминогенную ситуацию в стране не удается. Меняются министры, меняются прокуроры, однако показатели нашей работы остаются на прежнем уровне. Удается раскрыть только треть зарегистрированных преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, а показатели смертности на дорогах находятся на одном и том же уровне. За девять месяцев текущего года зарегистрировано 1044 преступления против 674 за аналогичный период прошлого года, то есть на 370 преступлений больше. Рост количества зарегистрированных преступлений можно объяснить усилением прокурорского надзора за регистрационным учетом органов внутренних дел и привлечением к уголовной ответственности работников милиции за укрытие от учета преступлений, а также ростом количества прибывших на отдых в Абхазию, в отношении которых было совершено более 300 преступлений».
По мнению прокурора, причинами неэффективной борьбы с преступностью являются: хаотичная и несогласованая работа правоохранительных органов, разобщенность оперативных служб, отсутствие экспертно-криминалистической лаборатории.
Неудовлетворительными прокурор признал оперативно-розыскную работу и надзор за ней. На территории Абхазии в розыске находятся 285 человек и 66 пропавших без вести, и годами никто не предпринимает попыток их найти. Не ведется работа по профилактике преступлений, а институт участковых инспекторов практически не работает. Население не знает своих участковых, так как они не контактируют с людьми, не отчитываются о работе перед жителями на своих участках.
За этот год на дорогах Абхазии в 169 дорожно-транспортных происшествиях погибло 64 человека. Причины ДТП давно известны — это управление в нетрезвом состоянии, превышение скорости и нарушение правил маневрирования. По мнению Алексея Ломия, с ДТП не удается справиться из-за коррумпированности сотрудников органов внутренних дел, мздоимства инспекторов, выборочного подхода к нарушителям, низкого уровня профессионализма личного состава МВД и недостаточного оснащения специальными техническими средствами.
Что касается борьбы с распространением наркотических и психотропных средств, ее прокурор тоже оценил неудовлетворительно. В этом году было выявлено 95 преступлений, но борьба ведется с наркозависимыми людьми, и к ответственности привлекаются в основном потребители наркотиков, а организаторы и реализаторы остаются безнаказанными.
Алексей Ломия рассказал и о делах коррупционной направленности: «На завершающей стадии уголовные дела, возбужденные в отношении руководства «Южной строительной компании» по фактам хищения денежных средств в особо крупном размере с использованием служебного положения при выполнении строительных работ в рамках Комплексного плана. На данном этапе следствием установлено хищение более 50 миллионов рублей при строительстве двух детских дошкольных учреждений в г. Гудаута. По «Сухумскому стадиону» на завершающем этапе находится судебная строительно-техническая экспертиза, в ходе которой экспертам предстоит установить сумму приписок при строительстве объекта, сметная стоимость которого составляет около 700 миллионов рублей».
Причем, в бюджет страны не поступило ни одного рубля от бетона, из которого стадион был построен. А это огромное количество, если учесть, что под землей в основании стадиона по всему периметру лежат две бетонные подушки толщиной 70 см каждая. Аналогичная ситуация и со сваями.
Ломия считает, что такая ситуация сложилась из-за попустительства налоговых органов, у которых, возможно, был запрет со стороны руководства страны на выявление подобных нарушений. Как иначе объяснить тот факт, что за три года ООО «Южная строительная компания» не посетил ни один налоговый инспектор.
Продолжается расследование уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц НИИ «Сельского хозяйства» Академии наук Абхазии, которые подозреваются в хищениях в особо крупном размере с использованием служебного положения при закладке и уходе за фруктовыми насаждениями на территории Гальского района в рамках Комплексного плана».
У прокуратуры коррупционных дел немало, и Ломия продолжил этот перечень: «По результатам проверки заявления представителей ОАО «Роснефть» Следственным управлением Генеральной прокуратуры в отношении должностных лиц Госкомпании «Абхазтоп» возбуждено уголовное дело по признакам растраты топлива на сумму более 70 миллионов рублей. Следствие продолжается. Прокуратурой Гальского района в отношении должностных лиц Гальской РЭС расследуется уголовное дело по фактам хищения денежных средств в особо крупном размере. Продолжается расследование дела, возбужденного в отношении руководства «Черноморэнерго», в рамках которого проверяется экономическая обоснованность заключенных предприятием крупных сделок с иностранными юридическими лицами, а также выполненных работ с привлечением субподрядчиков, учитывая, что в них усматриваются признаки коррупции».
Этими делами не исчерпывается вся коррупционная ситуация в стране, и работу в этом направлении надо продолжать.
После выступления генерального прокурора выступил министр внутренних дел Леонид Дзапшба, который согласился с прозвучавшей критикой, сказал, что знает о проблемах и приложит все усилия для их решения.
Секретарь Совета безопасности Мухаммед Килба выступил перед сотрудниками прокуратуры и сказал: «Ситуация очень сложная, и это вызывает озабоченность. И вы прекрасно понимаете, что в таком темпе дальше нам никто не даст двигаться. Изменения должны быть. Это требование руководства страны, и, я думаю, нашим обществом востребованы именно кардинальные изменения в криминогенной ситуации в стране».
Завершая заседание коллегии, Алексей Ломия призвал всех сотрудников прокуратуры повысить исполнительскую дисциплину, а также не принимать участие в политических процессах и быть равноудаленными от всех политических сил. Елена Заводская
«Apsny.ru», со ссылкой на «ЭХО КАВКАЗА», 29.10.2015 г.
КАБМИН ПРИНЯЛ РЕШЕНИЯ ПО ТРИНАДЦАТИ ВОПРОСАМ ПОВЕСТКИ ДНЯ
В повестку дня заседания Кабинета Министров РА поначалу было включено 18 вопросов, но 5 из них — отправили на доработку. Это вопросы о выдаче ООО СП «АРС» разрешений на ввоз в республику охотничьих товаров, а также ввоз оружия и боеприпасов для Генеральной прокуратуры РА; о предоставлении в аренду на 25 лет земельного участка площадью 1,3 га ООО «Фрегат-Гагра» под строительство стоянки зимнего хранения маломерных судов учебно-спасательной базы в Гагре (между улицей Чанба и рекой Псахара); о даче согласия администрации Гагрского района на предоставление ООО «Бадис-Сервис» в постоянное пользование земельного участка площадью 0,74 га в Пицунде для строительства санаторно-курортного объекта; о даче согласия администрации Гудаутского района на предоставление ИП С.Лейба земельного участка площадью 0,1 га под строительство гостиницы.
Кабинет Министров назначил Мзию Амичба заместителем начальника Государственной ветеринарной службы РА, Мсоуста Шамба — первым заместителем председателя, Ушанги Квициния и Аслана Джинджолия — заместителями председателя Государственного таможенного комитета РА.
Правительство утвердило производственный календарь на 2016 год. В нем указаны праздничные, нерабочие и выходные дни. С 1 по 10 января будут нерабочими днями, при этом рабочий день 5 января (вторник) переносится на субботу 16 января. Праздничные нерабочие дни — 14 января (Ажьрныхуа) и 8 марта (Международный женский день). Пасха в этом году приходится на 1 мая, поэтому 2 мая объявлено нерабочим днем. Праздничные нерабочие дни — 9 мая (День Победы), 23 мая (День святого апостола Симона Кананита), 26 августа (День международного признания Абхазии). 28 августа (Успенье Пресвятой Богородицы), попадает на воскресенье, поэтому 29 августа объявлено выходным днем. 13 сентября — Курбан-Байрам, 30 сентября — День независимости Абхазии, 26 ноября — день Конституции.
Кабинет Министров установил новые размеры пособий многодетным семьям: имеющие от трех до пяти детей станут получать ежемесячно 500 рублей на каждого ребенка; от 6 до 9 детей — 700 рублей, 10 и более — 1000 рублей на каждого ребенка. Выплата пособий осуществляется до совершеннолетия ребенка — 18 лет. В случае, если ребенок из многодетной обучается в высшем учебном заведении, срок выплаты пособия на него продлевается до 23 лет. По достижении 18 лет прекращается выплата пособий проходящим службу в рядах Вооруженных сил в связи с тем, что они находятся на государственном обеспечении.
Правительство утвердило государственный заказ на издание художественной и иной литературы в Республиканском государственном учреждении «Абхазское государственное издательство» и утвердило «Положение о порядке подготовки и издания собрания сочинений, избранных произведений и литературного наследия писателей к юбилейным датам» на 2016 год.
Установлены гонорары за один печатный лист в размере 2 000 рублей — лауреатам Госпремии им. Дмитрия Гулиа, 1500 рублей — писателям, ранее публиковавшим свои произведения не менее трех лет, и 1000 рублей за один печатный лист начинающим писателям или переводчикам.
Поэты, лауреаты Госпремии им. Д. Гулиа в виде гонорара станут получать 5 рублей за строку, 4 рубля — поэты ранее публиковавшим свои произведения не менее трех лет, и 3 рубля — начинающие поэты и переводчики. Один авторский лист — это 40 тысяч печатных знаков для прозы и 700 строк — для поэзии.
Директор «Абхазского государственного издательства» Даур Начкебия сообщил, что они сократили количество печатаемых томов как живых, так и умерших писателей. «Оказалось что у некоторых больше произведений, чем у Александра Пушкина, поэтому мы решили сократить выпуск многотомников», — подчеркнул он.
Сегодня основная часть произведений прозаиков печатается в количестве 500 максимум 1000 экземпляров, поэтов — 300 экземпляров. Для поэзии, считает Начкебия, это очень большие тиражи. «Издаваемые нами книги плохо продаются, тиражи не приносят прибыли. Это убыточная статья бюджета, но мы должны пропагандировать наших авторов и абхазский язык», — считает Даур Начкебия.
Он подчеркнул, что только в Гудауте и Сухуме есть книжные магазины. В тоже время на заседании вспомнили, что на прошлом заседании Кабинета Министров все книжные магазины в Сухуме были включены в список подлежащих приватизации объектов. При этом им предписано сохранение своего профиля сроком на 5 лет.
Правительство дало согласие на списание двух ветхих объектов недвижимости Минобороны РА. Оба подлежащих сносу объекта находятся на территории 7-ой российско военной базы, которая по договору между военными ведомствами обеих стран арендует эту территорию у МО. На их месте российские военные собираются построить новые здания. Как оказалось, Минобороны не может самостоятельно решить вопрос списания, поэтому его вынесли на заседание Кабмина. В связи с этим председатель Госкомитета по управлению госимуществом и приватизации Константин Кация предложил напрямую наделить таким функциями Министерство обороны.
Кабмин дополнил список объектов государственной собственности еще 17 объектами, из которых два являются республиканской собственностью. В основном, это магазины, которые со временем будут включены в приватизационный список. Но, насосная станция в сухумском районе останется государственным объектом. Включен в список госдач объект, расположенный на территории Рицинского реликтового национального парка.
Много споров вызвала выдача разрешения на ввоз в Республику Абхазия боеприпасов для нужд Государственной службы охраны РА. Это 50 тысяч патронов калибра 9,12 и 50 тысяч патронов калибра 9,18.
«Мы боремся с незаконным оборотом оружия и для контроля за этим процессом нужно прекращать давать разрешения на такие закупки разными ведомствами. Для этого и существует МВД», — считает министр ВД Леонид Дзапшба.
По мнению министра юстиции Марины Пилия, только Минобороны и МВД должны заниматься закупом боеприпасов и оружия и проверкой складов на их наличие. «Все должно быть централизовано, не должна каждая служба самостоятельно заниматься этим вопросом», — считает Марина Пилия.
Руководству МВД предложено составить докладную записку о том, как выстроить работу по обороту боеприпасов и оружия, в том числе охотничьего, боевого и служебного.
Марина Пилия подчеркнула, что в новый закон о лицензировании не вошло лицензирование экспортно-импортной деятельности, а также изготовление печатей и штампов.
«Получается, что любой может изготовить печать и пользоваться ею по своему усмотрению и бесконтрольно», — возмутилась министр.
«Многие используют слабости законодательства в своих целях, поэтому работу в этом направлении надо упорядочить», — считает премьер-министр Артур Миквабия.
Правительство создало Государственную комиссию при КМ РА по монументальному искусству, которую возглавил премьер-министр Артур Миквабия.
Министр культуры и охраны историко-архитектурного наследия Эльвира Арсалия сообщила, что в министерстве лежат 20 проектов, поданных общественными организациями и авторами на установление тех или иных монументов.
Правительство дало согласие администрации Сухума на предоставление ООО «Три семерки» земельного участка площадью 0,24 га под строительство гостинично-офисного центра (между медико-диагностическим центром «Савитар» и «Домом Москвы»).
«Abkhazinform.com», 29.10.2015 г.
МВД Абхазии: Еще одна попытка вернуться к закону
Мы наблюдаем вторую, за год правления президента Рауля Хаджимба, попытку реанимации министерства внутренних дел. К руководству структурой неизбежно вернулся Леонид Дзяпшба, кажется, единственный в стране человек, которому эта ноша оказалась под силу: водители на центральной трассе начали сбавлять скоростной режим, а на сухумском рынке стоят ПАЗики, собирающие «подозрительных» молодых людей.
В течение последних нескольких месяцев вся страна наблюдала беспрецедентную «разгерметизацию» правоохранительной системы. Чтобы ощутить масштабы этого процесса, достаточно вспомнить о нескольких убийствах подряд. Такого не было даже сразу после войны. Последним убили Заура Авидзба, винодела, бывшего депутата парламента, человека, пользовавшегося авторитетом. Пока рано говорить о результатах расследования, но с большой долей вероятности можно говорить об отсутствии криминального следа: мотивы убийцы более чем странные для психически здорового, адекватного человека.
Самым наглым и циничным преступлением последнего времени стало убийство в Ткуарчалском районе предпринимателя, занимавшегося скупкой ореха-фундука. Убив его, преступники похитили 40 тысяч рублей. Эту сумму можно назвать теперь ценой человеческой жизни в Абхазии.
Вообще, из-за деградации среды обитания в восточной части страны, в сельской местности Ткварчалского и, отчасти, Очамчирского районов процветает бытовая преступность.
В декабре прошлого года в деревне Мухур того же Ткварчалского района ночью ворвались в дом и убили местного жителя Тамаза Булискерия, как говорят, на почве бытовых разборок, и, как оказалось, убитый никакого отношения к нападавшим не имел.
Еще раньше убили кассира автозаправки, расположенной у поворота в село Река. Преступник, которому пришлось бежать в Грузию, завладел 17 тысячами рублей, бросив семью.
Одним словом, криминальную хронику последних лет можно пересказывать бесконечно, однако, важно то, что сейчас меняется структура преступности. В нее уже не просто вливается поколение двадцатилетних — оно преобладает. Нужно обратить внимание на даты рождения людей, которые теперь оказываются в авангарде преступности. Это 92-й, 93-й, 95-й годы. То есть, это люди, чье раннее детство проходило в первые послевоенные годы. На судьбах именно этой части населения страны более всего сказался поствоенный упадок. Они критически недополучили воспитания, недополучили образования, на период их взросления пришлась стремительная урбанизация и, как следствие, распад семейных и фамильных связей. Говоря проще, некому было их воспитывать.
Сегодня большая часть этих людей — «низы» в новой городской конструкции Сухума. У них, кстати, нет проблем с рождаемостью, эти люди активно создают семьи и рожают детей, которых, подчас, нечем кормить. К сожалению, у нас никто не занимается исследованием среды обитания, поэтому даже, если бы государство имело возможность реализовать те или иные социальные программы, у него не было бы возможности получить реальную информацию о процессах, происходящих в социуме.
Эти же молодые люди пополнили ряды криминального мира, изменив его структуру. То есть, теперь криминальная среда Абхазии — это не структурированная, иерархичная среда, как это было раньше. Теперь это какое-то количество людей, от случая к случаю выходящих «на дело», что усложняет работу правоохранительных органов, у которых меньше возможностей мониторить состояние «неструктурированного» криминального мира.
Распад культурных ценностей, который пришелся на это же поколение, влияет на характер совершаемых преступлений. Эти люди в массе своей более не связаны с какими-то локальными условиями и правилами жизни, как это было раньше. Для них не существует родительского, семейного или фамильного авторитетов, поэтому стало так много, на первый взгляд, «обычных» преступлений — грабежей, краж, просто разборок, сопряженных с убийством. Начали убивать. По любому поводу. Это самое страшное изменение, которое уже случилось. Легко убить могут за 40 тысяч рублей.
В молодежной среде появилось насилие как часть неформального кодекса взаимоотношений. Вещи, совершенно несвойственные прежде нашей системе отношений между людьми, сегодня вошли в практику жизни молодых людей.
О том, как криминализация мышления повлияла на молодежь, говорить можно много, но важно акцентировать внимание на том, что, если сегодня не задействовать весь арсенал административных и социальных мер для изменения этой ситуации, то мы на пути к формату жизни Гватемалы или Гондураса, где ежедневно «просто так» убивают десятки людей. И, хотя общественная безопасность — это всего лишь «поверхностный» уровень правоохранительной системы, новое руководство МВД поступает предусмотрительно, начиная работу именно с этого.
В последние месяцы перед назначением нового министра деятельность МВД была закрыта для общества. Ранее же, когда министром был Рауль Лолуа, информацию о преступности и о положении дел внутри ведомства можно было получить всегда, поэтому мы знаем о критически низком уровне зарплат, о нехватке материально-технических ресурсов. «У нас в последние месяцы нет денег даже на канцелярские принадлежности», — говорили сотрудники.
Сейчас основные возможности и ресурсы для развития правоохранительной системы можно получить через сотрудничество с российскими правоохранительными органами. Разумеется, это «опасная тема», потому что создание ИКЦ (Информационно-координационного Центра) у нас пытаются записать в число табуированных в общественном мнении тем, потому нас не интересовала «патриотическая» часть этого обсуждения. Мы попытались найти аналоги во взаимоотношениях правоохранительных структур разных стран.
Новый министр Леонид Дзяпшба в интервью изданию «Абхазинформ» высказался «за» создание ИКЦ.
«Любая помощь, любая поддержка, оказываемая нам нашими соседями, это здорово. За это надо просто говорить спасибо. В данной ситуации речь идет о 20 сотрудниках. Здание, в котором они будут размещены, это собственность МВД, его за счет российских средств приведут в порядок, обеспечат спецтехникой, транспортом. Нам будут помогать специалисты, а наши сотрудники смогут повышать свою квалификацию. Сотрудники ИКЦ будут оперативно поставлять информацию и взаимодействовать с нами. Это взаимодействие, прежде всего, выгодно именно нам. Отпадает необходимость долгих ожиданий ответов по уголовным делам, по розыску преступников, обмену оперативно-значимой информацией и многое другое, что нам необходимо в нашей работе. Существенно снизятся материальные расходы, связанные с выездом за пределы Абхазии. После открытия Центра нам будет легче разъяснять российским коллегам наши потребности, и совместный анализ поможет в кратчайшие сроки устранять возникающие проблемы. Я думаю, что страшилки об Информационно-координационном центре рассказывают те, кто не в ладах с законом и боится наказания. Представительства России были и будут во многих странах. Мы – независимая страна, но у нас нет секретов перед российскими коллегами. Поэтому мы будем взаимодействовать. При этом мы сами будем влиять на ситуацию, и без нашего ведома ничего делаться не будет. Думаю, что людям правильно не объяснили суть этого проекта. К примеру, на территории России задержали гражданина Абхазии и наоборот. Или встает вопрос угнанных автомобилей. Или совершено преступление, а преступник сбежал в Россию или из России в Абхазию. Пока сотрудники занимаются бумаготворчеством, пока достучатся до инстанций — теряется много времени. А здесь все эти вопросы будут сниматься оперативным путем. Это и есть взаимодействие, помощь. То есть, мы станем совместно решать все проблемы».
Сегодня правоохранительная деятельность перестает быть замкнутой границами государств. Для правоохранительных систем любых европейских государств пространства соседних стран абсолютно прозрачны. За последние двадцать лет были созданы условия для предельно быстрой и эффективной взаимосвязи между ними. Для этого специально созданные структуры получили возможность запрашивать из соответствующих подразделений органов внутренних дел документы, необходимые для выполнения задач. Имеется доступ к базам данных национальных правоохранительных структур, причем уровень этого взаимодействия постоянно растет. Сейчас, например, между Россией и Европейской полицейской организацией готовится к подписанию соглашение о стратегическом и оперативном сотрудничестве.
В эти дни министр внутренних дел России Владимир Колокольцев находился с рабочим визитом в Китае. Повестка дня — расширение единого пространства правоохранительной деятельности. В мае этого года между лидерами России и Китая было подписано совместное заявление о сотрудничестве по «сопряжению Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути». Реализуется политика по предельной координации национальных правоохранительных органов в странах, через которые пройдут экономические магистрали.
Форм взаимодействия правоохранителей разных стран много. Это и межгосударственные договора и сотрудничество правоохранительных структур. Есть и наднациональные структуры. МВД России имеет 18 представительств в разных странах мира, в том числе, и в Абхазии.
Но вернемся к нам. У нас пока совсем другая история. Это тоже из области того, о чем «всем все понятно, но говорить, как бы не принято». С точки зрения современных стандартов международной правоохранительной деятельности, Абхазия — черная дыра, абсолютно непрозрачное и криминализованное пространство. Понятно, что это положение дел многих устраивает. Речь даже не идет о каком-то криминальном сообществе, процветающем за счет «серых» схем. Речь идет о значительно более широком явлении. Сегодня в Абхазии физически не скрываясь, можно укрыться от российского правосудия. Сегодня участие в тех или иных теневых или криминальных схемах в Абхазии никак не мешает тому или иному лицу выезжать за пределы страны, в Россию, в первую очередь. Но дело не только в свободе передвижения «подозрительных лиц». Сегодня Абхазия не является частью международного пространства безопасности. На практике это значит, что нет координации между правоохранителями Абхазии и России по самым простым, даже оперативным вопросам. Нет возможности отслеживать криминальную активность, конкретные группы или людей. Это создает «заповедник для преступности» в этом узком пространстве от Псоу до Ингура.
Механизмы взаимодействия между Россией и Абхазией в правоохранительной деятельности можно назвать по-разному. Но суть от этого не меняется — правоохранителям обеих стран нужна возможность работать в прозрачном и контролируемом пространстве. Сегодня этого нет, а текущее положение дел выгодно организованной преступности, способной влиять, в том числе, и на государство. Поэтому дискуссия по поводу ИКЦ не о целях, задачах, смыслах работы этой структуры. Она, по сути, о том, что «теневой мир» Абхазии, не будем называть его криминальным, теряет свой «суверенитет» над территорией нашей страны. Начиная от маршрутов наркотрафика и вплоть до мошеннических схем в недвижимости — все будет, как на ладони. Многие тысячи людей, среди которых вполне себе высокопоставленные персоны, лишатся доходов и даже больше — смыслов жизни. Этот мир будет бороться. Аргументы против создания ИКЦ облекаются в идеологическую оболочку: речь будет идти об угрозах суверенитету, юрисдикции, о «сдаче» страны, о чем угодно, но только не имеющем никакого отношения к делу. Создание ИКЦ действительно угроза «суверенитету», но только не страны, а криминального мира, который сегодня контролирует жизнь на пространстве от Псоу до Ингура. Антон Кривенюк
«Sukhum-moscow.ru», 29.10.2015 г.