Недавнее решение министерства по курортам и туризму о создании РУП «Национальная туристическая компания», судя по всему, вызвало неоднозначную реакцию в предпринимательской среде, работающей в сфере туризма. Напоминаем, что в процессе реорганизации целый ряд государственных экскурсионных бюро объединены в РУП, к которому также отойдет внушительный автобусный парк.
Как считает министр по курортам и туризму Автандил Гарцкия, такое слияние и создание единой бухгалтерии и прочих служб позволит повысить эффективность работы и управления. Также этому унитарному предприятию передается официальный туристический сайт Республики Абхазия.
Конечно, на словах все выглядит перспективно и оптимистично. Хорошо, что государство вознамерилось навести порядок в туристической отрасли, которая является одновременно основной для экономики Абхазии, но при этом пока не слишком благополучной в плане качества оказания услуг. Создание «Национальной туристической компании» предполагает концентрацию основной части экскурсионно-туристической деятельности в руках государства, что , видимо, должно по мнению его представителей улучшить качество обслуживания и увеличить поступления в абхазский бюджет.
Тем не менее, можно посмотреть на данное решение под несколько другим углом, приняв во внимание, мягко говоря, не слишком удачную практику создания всяческих РУП, МУМ, ФГУП, госкорпорация, что в России, что в Абхазии. Везде, где чиновники берутся заниматься предпринимательской деятельностью, эффект экономический это дает слабый. В России больше на слуху многочисленные скандалы, связанные со слабым менеджментом, раздутыми штатами, хищениями и низкой производительностью труда. Пожалуй, кроме госкорпорации по атомной энергии «Росатом» (и то в силу ее специфики) сложно назвать хоть один эффективный и успешный проект.
В Абхазии со всякими подобными структурами дела обстоят тоже , мягко говоря, плачевно. Не далее, как в августе 2015 года вице-премьер Дмитрий Сериков озвучил намерения Кабинета министров Абхазии начать приватизацию большинства унитарных предприятий как неэффективных и не прозрачных. Также можно вспомнить странную эпопею вокруг РУП «Абхазчай». Об этом можно подробнее прочитать в нашем материале «Туманные перспективы абхазского чая». то есть, вполне можно констатировать, что правительство, учреждая очередного унитарного «монстра» проявляет некоторую непоследовательность, возможно в очередной раз наступая на одни и те же грабли. Предпринимательская деятельность требует несколько иных навыков и компетенций нежели работа бюрократического аппарата. Туристический бизнес требует высокой мотивации, применения современных подходов к организации процессов, что дано далеко не каждому предпринимателю. Сможет ли стать успешным государственный бизнес? Не пострадает ли репутация туристической отрасли Абхазии? Ближайшее время покажет, обоснованы такие опасения или нет.
Можно также рассмотреть создание Национальной туристической компании с точки зрения возможной монополизации рынка. Такие опасения действительно присутствуют. Но с другой стороны на абхазском туристическом рынке существует ряд сильных независимых игроков, которые вполне могут отстоять свои позиции в борьбе с государственным туризмом. Это и компании уже много лет занимающиеся оказанием туристических услуг, и относительно новые участники рынка, например, компания «Ацетук-Трэвел», работающая второй сезон, но уже добившаяся неплохих результатов.
Вообще-то, нет уверенности, что министерство по курортам и туризму занялось именно своим делом. Все же первоочередная задача подобных ведомств — осуществление мероприятий по развитию и модернизации тй или иной отрасли экономики, создание современных стандартов и методологических материалов, программ, регулирование рынка и контроль за деятельностью его участников. А пока получается явный перекос в сторону развития государственной структуры, по большому счету являющейся тем же участником туристического рынка, что и другие, обладающие соответствующими лицензиями организации.
В идеале, наверное стоит на ближайшую перспективу рассмотреть возможность отмены лицензий в принципе и создания саморегулируемых организаций. СРО уже существуют во многих российских отраслях экономики. Каждый должен заниматься своим делом. Ну а Национальной туристической компании мы все же пожелаем удачи. Тем более, что сезон уже в вовсю начался.
Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»
Использован материал: http://www.apsnypress.info/news/sozdana-natsionalnaya-turisticheskaya-kompaniya/
http://abkhaz-project.ru/
Юридические услуги и бизнес-консалтинг в Абхазии — Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»
http://abhaziya.biz/
Производство и ремонт лодок в Абхазии — Проект «А-Воат Амшын»Сухум. Абхазия. +7 940 770-33-10,
http://lodki-abh.ru