Абхазские власти, похоже, пришли к такому же выводу , как и  их российские коллеги, запустившие  еще в прошлом году процесс приватизации акционерных обществ и  унитарных предприятий.  Вывод такой- государственные предприятия , занимающиеся предпринимательской деятельностью, в большинстве своем, вещь бесперспективная и экономически безнадежная.

Вице-премьер Дмитрий Сериков высказал, наверное, подкрепленное фактами  мнение, что подавляющее большинство из нескольких десятков  унитарных предприятий в Абхазии убыточны, а государство должно уйти из отраслей, которые не являются стратегическими. И, скорее всего, эта позиция будет поддержана и президентом Абхазии., который уже поручил членам правительства подготовить свои соображения по поводу эффективности работы унитарных предприятий.

Сериков

Для таких выводов есть более  чем веские основания. По словам того же Серикова, руководители унитарных предприятий  атакуют его  просьбами предоставить  очередной кредит, несмотря на то, что по предыдущему году идут сплошные убытки. Абхазия, впрочем здесь не уникальна. Российская практика показывает, что госслужащие и бизнес не лучшее сочетание.

Да в России есть госкорпорации. Но за исключением «Росатома», остальные пока что своей эффективности  не доказали. А вот бесчисленные ФГУПы  ждет неминуемое преобразование.

Делается это в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

 В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа прогнозный план предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний несырьевого сектора, не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса.

С учётом норм Указа в документ включены находящиеся в федеральной собственности акции всех акционерных обществ и все федеральные государственные унитарные предприятия, соответствующие указанным критериям, за исключением  организаций, включённых в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года №1009, которые будут включаться в прогнозный план после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия государства в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий;

Программой предусматривается приватизация в 2014–2016 годах находящихся в федеральной собственности пакетов акций 436 обществ и 514 унитарных предприятий, а также 94 объектов иного федерального имущества.

По мнению Минэкономразвития России, осуществление приватизации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ позволит увеличить объём поступлений в федеральный бюджет, создаст условия для вывода компаний на рынок и изменения модели корпоративного управления.

По какому пути пойдет абхазское правительство при решении этой же задачи пока не ясно. Возможно, унитарные предприятия будут просто ликвидированы, а их функции будут переданы коммерческим структурам. Возможно, такие предприятия ждет акционирование и  уже акции новых акционерных обществ с принадлежащим им имуществом будут выставлены на продажу.

Конечно,  нужно рассматривать влияние разных факторов. В том числе,  учитывать и не всегда удачный  предыдущий российский опыт с приватизацией бывших государственных предприятий, и пока не побежденные в Абхазии коррупционные явления.

В российской практике, упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование, например, ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации.

То есть, в России, как и в Абхазии неизбежно возникнет вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. И абхазским властям предстоит серьезно поработать над созданием наиболее оптимальной схемы приватизации. Вполне вероятно, что эту реформу удастся каким-то образом скоординировать с другой новацией, которая будет введена в ближайшее время, а именно с государственно-частным партнерством, о перспективах и нюансах которого, «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» расскажут в самое ближайшее время.

 

7 КОММЕНТАРИИ

  1. […] Теперь все изготовители, продавцы, исполнители, реализующие свою продукцию на территории Абхазии могут это делать лишь при наличии сертификата, выданного органом по сертификации, аккредитованным Государственным комитетом республики Абхазия по стандартам, потребительскому и техническому надзору. Судя по всему речь идет о Республиканском унитарном предприятии «Центр Сертификации, Метрологии и Технико-энергетической Экспертизы» (РУП СМИТЭЭ). Впрочем, «Абхазские проекты» постараются дать полную информацию нашим читателям по этому вопросу. К тому же, готовится ликвидация унитарных предприятий, о чем мы уже писали. […]

  2. […] приватизации. Некоторое время назад вице-премьер Дмитрий Сериков уже высказывался о необходимости прив….  Видимо, правительство начало предпринимать […]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Введите символы *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.