Как уже сообщали «Абхазские проекты», на суд экспертного и предпринимательского сообщества представлен законопроект «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия», над которым совместно работали представители министерств экономики, по налогам и сборам, финансов, сельского хозяйства, Союза промышленников и предпринимателей Абхазии, Торгово-промышленной палаты РА, Сбербанка.
Так как этот документ напрямую затрагивает наше производство блоков в Кындыге, и является крайне важным для деятельности партнерства «Абхазские проекты» в целом, то свои пять копеек тоже следует вставить в его обсуждение.
По самому документу претензий, по большому счету, нет. Это и не удивительно, так как за основу взяты аналогичные законы других стран. Нет вопросов и к критериям отнесения того или иного хозяйствующего субъекта к малому или среднему бизнесу. Например, 15 человек и 10 миллионов рублей это тот критерий, под который подпадает наше ООО «Технопарк» сейчас, и 30 человек и 25 миллионов рублей это то, во что мы без труда впишемся после модернизации. Впрочем, зная некую абхазскую специфику в сфере хозяйственных и трудовых отношений, можно предполагать, что при желании вписаться в эти рамки смогут все, кто этого захочет, за исключением случаев, когда это невозможно в принципе.
Внушительно выглядят и положения, касающиеся форм и направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Оказание прямой финансовой поддержки на определенных условиях, организация центров поддержки малого и среднего предпринимательства, организация деятельности бизнес-инкубаторов, анализ и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты с целью снижения административных барьеров и улучшения деловой активности это важнейшие механизмы поддержки бизнеса.
Но вот здесь появляются вопросы. И относятся они, не к самому документу, а к перспективам и реалистичности реализации вышеупомянутых пунктов. Ну насчет анализа и изменений законодательства все нормально. Вообще, импонирует практика открытости принятия решений и быстрой реакции на конструктивную критику, демонстрируемая новой командой во власти.
А вот с центрами поддержки малого и среднего бизнеса и с бизнес-инкубаторами нужно понять, насколько реально в условиях сегодняшней Абхазии будет создать подобные структуры и организовать их работу эффективно и профессионально. Есть смысл обратиться к уже существующему российскому опыту поддержки бизнеса , а точнее московскому, к механизмам , которые уже работают.
Основным документом, регламентирующим обсуждаемые вопросы является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это куда более обширный законодательный акт, чем его зарождающийся абхазский собрат, что совершенное естественно, учитывая разницу между странами. Тем не менее, наиболее полное и конкретное представление о поддержке малого и среднего бизнеса можно сделать, изучив непосредственную деятельность структур региональных, в данном случае, Департамента науки, промышленного строительства и предпринимательства. В рамках которого работает ГБУ «Малый бизнес Москвы»
ГБУ МБМ осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- консультирование субъектов МСП и начинающих предпринимателей по вопросам создания и ведения бизнеса в городе Москве, в том числе по вопросам участия в госзаказе;
- ведение Реестра субъектов МСП и Реестра получателей государственной поддержки МСП;
- организация обучения начинающих предпринимателей и специалистов компаний МСБ;
- оказание мер по финансовой поддержке субъектов МСП;
- организация работы Центра по поддержке экспортно ориентированных предприятий МСП;
- проведение аналитических исследований деловой среды в городе Москве и измерение эффективности оказания мер поддержки МСБ;
- реализация мероприятий по популяризации предпринимательства.
Конечно, сказать, что в Москве у бизнеса безоблачная жизнь, значило бы сильно слукавить. Но именно поэтому, наличие, например Штаба по защите бизнеса является более чем актуальным.
Вот такие преференции дает вступление в Реестр малого предпринимательства г. Москвы.
Не менее важную роль играют бизнес-инкубаторы. Причем, как государственные, так и частные.
Бизнес-инкубатор это структура, которая решает задачи поддержки предприятий только появившихся и подпадающий под критерии малого бизнеса. Это и предоставление в аренду помещений на льготных условиях и оказании услуг, типа регистрации в ЕГРЮЛ , содействии в ведении бухгалтерии, составлении бизнес-плана, повышения образовательного уровня с помощью различных семинаров, помощи в поиске инвесторов и т.д. и т.п. Долговременных или безвременных договоров об аренде концепция бизнес-инкубатора не предполагает. Как правило, они заключаются на срок не более трех лет. За этот срок бизнесмены должны встать на ноги и уйти в «свободное плавание», уступив освободившиеся площади новичкам. Одной из форм работы со стартаперами является создание Коворкинг-центров, что более чем актуально и для Абхазии.
Как мы видим, поддержка малого и среднего бизнеса это не просто декларации, а не самые простые механизмы, которые, тем более, не так уж легко запустить «с нуля».
Поэтому, читая абхазский законопроект и соглашаясь с его концепцией, поневоле задаешься вопросом, а как все это будет выглядеть на практике? Даже учитывая, что финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства будет достаточным? Как будет комплектоваться уполномоченный государственный орган, за счет каких кадровых ресурсов будут создаваться бизнес-инкубаторы и центры поддержки? Ведь круг вопросов широк и касается самых разных сфер предпринимательской деятельности. У производственников одни сложности, у торговцев другие, у фермеров третьи… Какой государственный орган в абхазских условиях способен оперативно реагировать на них?
Судя по всему, без помощи партнерских программ в данном случае не обойтись. То есть часть функций логично передать общественным и коммерческим негосударственным организациям, которые готовы вести работу в обсуждаемом направлении. Но для достижения необходимого эффекта в этой деятельности, конечно, таким структурам государством должны оказываться помощь и содействие. И ведь такие организации появляются.
Например, Образовательный проект «Путь к успеху» объявляет о наборе абхазской молодежи в «Школу молодого предпринимателя», где участники, в том числе, пройдут тренинги по личной эффективности, получат профессиональные навыки, научатся бизнес планированию.
Также, Партнерство «Абхазские проекты» совместно с Союзом промышленников, аграриев и предпринимателей Абхазии подписали соглашение о сотрудничестве в сфере создания Консультационного центра по информационной , правовой и организационной поддержке российский инвесторов, желающих открыть свой бизнес в Абхазии.
Пока очередь из российских олигархов, мечтающих разместить свои инвестиции в Абхазии не стоит. Но приходят бизнесмены с относительно небольшими проектами, которые вполне подпадают под обсуждаемый закон. И им тоже нужна поддержка.
Презентация Консультационный орган для российских инвесторов в Абхазии,
В заключении хочется выразить надежду, что в ходе принятия этого закона, будет проведена совместная работа по выработке концепции механизма его реализации. А для этого нужно сотрудничество, кооперация и поддержка со стороны государства структур, имеющих желание и потенциал решать задачи в сфере поддержки малого и среднего бизнеса Абхазии.