Одной из серьезных проблем абхазской экономики является запутанная ситуация с объектами государственной собственности.  За годы, прошедшие с развала СССР, значительная часть ее пришла в негодность, часть используется с низкой эффективностью.  На данный момент есть три  основания для приватизации. Можно приватизировать торговые объекты, незавершенное строительство и то, что было разрушено во время войны 1992-93 годов. Попытки приватизации таких объектов оказались не слишком успешными, а порой приводили и к скандалам.

И вот в  сфере приватизации госсобственности в Абхазии наметились перемены. Скоро появится закон «О приватизации республиканской и муниципальной собственности».

Судя по всему, законодатели решили попытаться избежать в будущем странных ситуаций и заложили ряд положений этому препятствующих. В первую очередь, решено отказаться от прямой продажи объектов госсобственности. Тем не менее, у парламентариев возникли вопросы с возможностью для сегодняшних арендаторов госсобственности реализовать преимущественное право на приватизации арендуемых объектов. Впрочем,  тех, кто добросовестно управляет такой недвижимостью, судя по всему явно не много. И у таких предпринимателей есть еще полгода для того, чтобы такое право реализовать, если оно прописано в договоре аренды. Скорее всего, закон вступит в силу только с 1 января 2017 года.

сухумский судостроительный завод

  Сейчас  законопроект находится в Парламенте и принят во втором чтении.  Скорее всего, продаваться госсобсвенность будет в основном  на торгах в виде конкурсов и аукционов, механизм которых еще предстоит сформировать. Всего же определены семь способов

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа республиканской и муниципальной собственности на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа республиканской и муниципальной собственности на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Республики Абхазия находящихся в республиканской и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) внесение республиканской и муниципальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества в последние пару лет весьма активно используется в России. Можно сказать, что такие изменения действительно ставят деятельность соответствующей организации под больший контроль государства. ведь если в унитарном предприятии решение большинства вопросов отдано на откуп их руководителям, то в акционерном обществе роль совета директоров, назначаемых государством.

Акции, созданных таким образом акционерных обществ, могут в дальнейшем выставляться на аукционы для продажи частным инвесторам, в том числе и иностранным. Продажа акций на рынке ценных бумаг на сегодняшний день в Абхазии не актуальна  в силу отсутствия этого самого рынка ценных бумаг. Что не помешает осуществлять такой способ приватизации после принятия необходимых законодательных актов.

Кроме того, будут созданы Перечни, объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации, утверждаемые и контролируемые представительными органами власти.

Пока что, в открытом доступе текста этого законопроекта обнаружить не удалось (впрочем, это, к сожалению, касается и многих других документов), но  можно сказать, что принятие  данного законопроекта  способно кардинально изменить ситуацию с привлечением инвестиций в абхазскую экономику. Достаточно часто российские инвесторы, сперва желающие вложить средства в объекты абхазской инфраструктуры, находящиеся на балансе государства, последствии дают задний ход как раз из-за отсутствия понимания механизма приватизации. Как это происходит на практике сегодня, уточнять не будем.

Но для того чтобы этот процесс был эффективным, необходимо принять соответствующие подзаконные акты, четко и понятно регламентирующие порядок приватизации. Не помешает и принятие Закона о государственно частном партнерстве. Но главное, чтобы представители государства и потенциальные инвесторы придерживались принципов приватизации, зафиксированных в законе.

  • гласность;
  • равные условия доступа всех желающих участвовать в приватизации;
  • открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • учет экономических интересов государства;
  • ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность предоставленных данных об объектах, выставляемых на продажу;
  • учет требований антимонопольной политики в процессе приватизации;
  • возмездность.

   Без соблюдения этих принципов  любой, пусть даже самый замечательный закон, неизбежно превратится в профанацию. Мы обязательно расскажем о дальнейшей работе над этим интересным для российского и абхазского бизнеса законопроектом и при первой возможности выложим его текст на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции».

Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»

Все о бизнесе в Абхазии читайте на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»
http://abkhaz-project.ru/
Юридические услуги и бизнес-консалтинг в Абхазии — Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»
http://abhaziya.biz/
Производство и ремонт лодок в Абхазии — Проект «А-Воат Амшын»Сухум. Абхазия. +7 940 770-33-10,
http://lodki-abh.ru
Путешествия и экскурсии по Абхазии — Агентство «Ацетук Трэвел»
Аидгылара

 

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 1046Регистрация: 08-09-2014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.