Этот не слишком удачный абхазский туристический сезон -2017 неумолимо приближается к своему завершению. Уже очевидно, что как-то компенсировать потери летних месяцев не удастся, и самое время подумать о том, как минимизировать негативные последствия и извлечь уроки на будущее.
Да, в этом году совпало сразу несколько отрицательных факторов, которые и привели к столь невеселым результатам. Конечно, это и плохая погода начале сезона, и масштабная турецкая экспансия на мировом туристическом рынке, и всякого рода чрезвычайные происшествия, нанесшие курортной привлекательности Абхазии серьезный урон. И нельзя сказать, что структурами, ответственными за туристическую отрасль, ничего не делалось. Но, видимо, делалось недостаточно, или же не настолько согласованно, чтобы в комплексе избежать всех навалившихся проблем.
В итоге, все идет к тому, что половина Абхазии по итогам сезона будет должна друг другу. Ведь недополучат запланированного из-за недостаточного количества туристов очень и очень многие. Кто-то не окупит вложения в модернизацию своей мини-гостиницы, кто-то не сможет расширить свой бизнес, но хуже всего всего придется арендаторам, значительная часть которых, не только не заработает, но и не сможет в полной мере отбить аренду.
С банковским кредитованием бизнеса в Абхазии очень тяжело по прежнему. Поэтому, возможно, имеет смысл объявлять что-то типа финансовых каникул с переводом части обязательств на следующий сезон на адекватных для всех сторон условиях. Проявлять принципиальность, например, некоторым владельцам мини отелей не всегда разумно и выгодно. Денег людям взять все равно неоткуда, а следующий сезон позволит компенсировать потери. Ведь, далеко же не все собственники способны сами заниматься этим, в общем-то, достаточно не простым бизнесом.
Но, знаю уже конкретные случаи, когда владелец отеля уперся рогом и настаивает на выплате аренды в полном объеме, согласованном еще в тот период, когда даже в кошмарном сне никто из участников абхазского туристического рынка не мог представить, сколько сложностей возникнет у всех этим летом. Ну обдерет (что тоже не факт), он арендатора на всю сумму.
Почти наверняка, работать тот в следующем году не сможет. А гостиница, например, не на самом козырном месте, да и открылась недавно. Это надо будет новых арендаторов найти, какое-то время у них уйдет на свою раскрутку. И не факт, что это удастся сделать сходу, в первый же сезон. В итоге, история может повториться. А может собственник и вовсе арендаторов не найти. Одно дело, начинать на фоне эйфории удачных сезонов, и совсем другое дело, когда впереди неопределенность с перспективами. Вот потому, лучший вариант, на мой взгляд договариваться и реструктуризировать обязательства.
В абхазских условиях это могут быть в основном неформальные договоренности сторон, но в идеале, помочь в решении таких проблемных вопросов, могла бы четко выстроенная система регулирования и страхования рисков туристической отрасли. В скором времени мы расскажем, о том, какие полезные инструменты для этого может позаимствовать Абхазия из соответствующего опыта развитых стран, например, Франции, которая, надо сказать, в этом направлении очень серьезно опередила ту же Россию. А пока что, хотелось бы узнать мнение по данному вопросу наших читателей.
Кирилл Базилевский
Бизнес-консалтинг, поддержка и совместная деятельность в Абхазии