Абхазия медленно, но верно идет по пути создания цивилизованного рынка госзакупок. Мы уже писали о разработке нового законодательства в сфере закупок для государственных нужд, и проанализировали проект Постановления правительства РА «О временном порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд». Это Постановление пока не принято и отдельные ведомства регламентируют закупочную деятельность своими нормативными документами.
В конце апреля Управление капитального строительства Республики Абхазия утвердило порядок прохождения Предварительного квалификационного отбора (ПКО) для включения организаций в перечень потенциальных участников конкурентных закупок для проведения строительных работ на 2015 год. Это достаточно компактный документ, обозначивший требования к потенциальным участником госзакупок в области строительства.
Можно, как и в случае с проектом Постановления правительства, констатировать, что данный документ по сравнению с российским законодательством очень даже прогрессивен. Для российских органов власти «от закупок» всякого рода ПКО как красная тряпка для быка. Тем более на год.
Госзакупочное законодательство РФ (44-ФЗ) предусматривает аналог ПКО только для обеспечения нужд в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80-82). Предприятия, работающие по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» применяют ПКО несколько шире.
Порядок прохождения ПКО предъявляет не самые жесткие требования к потенциальным участникам госзакупок в области проведения работ в сфере строительства. Например, соискатель должен быть резидентом, имеющим собственную техническую базу и специалистов, не иметь задолженностей перед бюджетом и сверх 10% от балансовой стоимости активов. ИП или юр. лицо не должны быть в состоянии ликвидации и их деятельность не должна быть приостановлена в соответсвии с законодательством Абхазии. Ну и еще, конечно, наличие лицензий. Кроме того, участник ПКО не должен быть подрядчиком или субподрядчиком по действующим госконтрактам УКС РА.
Ничего сложного в соответсвии таким требованиям для профессионалов нет. С помощью ПКО появится достаточно широкий круг потенциальных участников торгов, что создаст необходимую (и ранее практически отсутствующую) на строительном рынке госуслуг конкуренцию. Это особенно важно, в связи с тем, что в ближайшие годы российская финансовая помощь на цели развития инфраструктуры будет более чем значительной.
Подробнее об ПКО и о ситуации в строительной отрасли можно прочесть в статье на сайте «Все об отношениях Абхазии и России» «На стройку пустят всех», ну а мы напоминаем, что партнерство «Абхазские проекты» и «Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии», в числе прочих своих направлений, оказывает услуги в регистрации предприятий и сопровождению реализации бизнес-проектов. Возможно, тем россиянам, которые захотят войти на строительный рынок Абхазии, такая помощь может оказаться интересной.