Статья 1. Общие положения

Налог на добавленную стоимость (далее – налог) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях процесса производства и реализации товаров, работ, услуг в Республике Абхазия, а также при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия.

Статья 2. Плательщики налога

Плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – налогоплательщики) являются:

1) юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Республики Абхазия, а также иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Республики Абхазия (далее – организации);

2) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели);

3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Абхазия, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Республики Абхазия.

Статья 3. Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Республики Абхазия, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2) передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе или в обмен на другие товары (работы, услуги);

3) передача на территории Республики Абхазия товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, затраты по которым не относятся на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли;

4) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

5) ввоз товаров на таможенную территорию Республики Абхазия.

2. В целях настоящего Закона не признаются объектом налогообложения:

1) осуществление операций, связанных с обращением денежных средств, в том числе в иностранной валюте (за исключением целей нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества органам государственной власти и местного самоуправления, а также государственным учреждениям и унитарным предприятиям;

4) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

5) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, если такая передача осуществляется в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ);

6) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного жилищного фонда при проведении приватизации;

7) передача выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий, а также арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности;

8) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Республики Абхазия;

9) выполнение работ (оказание услуг) государственными учреждениями в рамках государственного (республиканского или муниципального) заказа, источником финансового обеспечения которого являются средства (субсидия) из соответствующего бюджета Республики Абхазия;

10) операции по реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Республики Абхазия несостоятельными (банкротами).

Статья 4. Место реализации товаров

В целях настоящего Закона местом реализации товаров признается территория Республики Абхазия при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

1) товар находится на территории Республики Абхазия и не отгружается и не транспортируется;

2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Республики Абхазия.

Статья 5. Место реализации работ (услуг) 1. В целях настоящего Закона местом реализации работ (услуг) признается территория Республики Абхазия, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящимся на территории Республики Абхазия. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде недвижимого имущества;

2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Республики Абхазия. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание имущества, в случае фактического оказания работ (услуг) на территории Республики Абхазия;

3) услуги фактически оказываются на территории Республики Абхазия в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Республики Абхазия. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Республики Абхазия в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Республики Абхазия на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего пункта применяется при:

а) передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

б) оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

в) оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, рекламных, маркетинговых услуг;

г) оказании инжиниринговых услуг, к которым относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги);

д) оказании услуг по обработке информации (услуги по осуществлению сбора и обобщению), систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

е) предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

ж) сдаче в аренду движимого имущества;

з) оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

5) услуги по перевозке и (или) транспортировке оказываются абхазскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Республики Абхазия;

6) услуги по перевозке и (или) транспортировке оказываются иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Абхазия в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории Республики Абхазия;

7) транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются абхазскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Республики Абхазия. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным и воздушным транспортом;

8) услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию Республики Абхазия до места убытия с территории Республики Абхазия, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Республики Абхазия.

2. В целях настоящего Закона местом реализации работ (услуг) не признается территория Республики Абхазия, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящимся за пределами территории Республики Абхазия. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде недвижимого имущества;

2) работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Республики Абхазия движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Республики Абхазия воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;

3) услуги фактически оказываются за пределами территории Республики Абхазия в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Республики Абхазия. Положение настоящего пункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пункте 4 части 1 настоящей статьи;

5) услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечисленные в пунктах 5 – 8 части 1 настоящей статьи.

3. В случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).

4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или абхазскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Статья 6. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) товары, работы, услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административного персонала этих представительств, включая членов их семей.

Положения первого абзаца настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Республики Абхазия и организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Республики Абхазия.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с органом исполнительной власти в сфере финансов.

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Республики Абхазия:

1) медицинских товаров, лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, а также лекарственных средств ветеринарного назначения:

а) важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий;

б) протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

в) медицинских технических средств и оборудования, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

г) очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим пунктом (косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги), не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из государственного бюджета;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями государственных организаций здравоохранения, государственных органов социальной защиты населения;

4) услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

6) услуг по перевозке пассажиров троллейбусом, а также по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пределах Республики Абхазия;

7) ритуальных услуг, работ похоронных бюро, кладбищ, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;

8) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению органа государственной власти;

9) долей в уставном (складочном) капитале организаций, фондов, товариществ и кооперативов;

10) услуг в сфере образования, оказываемых образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг и услуг по сдаче в аренду помещений;

11) работ (услуг) по сохранению объектов историко-культурного наследия Республики Абхазия, включенных в единый государственный реестр объектов историко-культурного наследия Республики Абхазия, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта историко-культурного наследия, выявленного объекта историко-культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта историко-культурного наследия, выявленного объекта историко-культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах историко-культурного наследия, выявленных объектах историко-культурного наследия.

Реализация работ (услуг), указанных в настоящем пункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

– справки об отнесении объекта к объектам историко-культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов историко-культурного наследия Республики Абхазия, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам историко-культурного наследия, выданной органом исполнительной власти в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов историко-культурного наследия;

– копии договора на выполнение указанных в настоящем пункте работ;

12) услуг, оказываемых уполномоченными на то государственными органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);

13) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

14) услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

а) услуги по предоставлению напрокат аудио- или видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;

б) услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

в) услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

г) услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

д) услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

е) услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;

ж) услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;

з) реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

и) услуги по распространению билетов на мероприятия, указанные в предыдущем пункте;

к) реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего пункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха;

15) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи;

16) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

17) услуг по осуществлению банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

а) операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики);

б) привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

в) размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

г) открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

д) осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

е) кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

ж) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

з) осуществление операций с драгоценными металлами, ценными бумагами (акциями, облигациями, сертификатами, векселями и другими) в соответствии с законодательством Республики Абхазия;

и) исполнение банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);

к) поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

л) оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент – банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

м) получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования, в том числе по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), и иным видам страхования, в которых банк является страхователем;

18) услуг, связанных с обслуживанием банковских карт, включая операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

19) услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками.

В целях настоящего пункта операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховщик получает:

– страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

– проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

– страховые взносы, полученные уполномоченным страховщиком, заключившим в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

– средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;

20) товаров, имущества безвозмездно в рамках благотворительной и гуманитарной деятельности в соответствии с Законом Республики Абхазия «О благотворительной деятельности Республики Абхазия», за исключением подакцизных товаров;

21) входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями и индивидуальными предпринимателями на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;

22) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств государственного бюджета Республики Абхазия;

23) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

24) продукции собственного производства крестьянских (фермерских) хозяйств или индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.

Данный пункт не распространяется на сельскохозяйственные предприятия индустриального типа;

25) продовольственных товаров согласно перечню, утверждаемому Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия по представлению Кабинета Министров Республики Абхазия;

26) жилых домов, квартир, жилых помещений, а также долей в них;

27) доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;

28) квартирная плата;

29) услуг вневедомственной охраны МВД Республики Абхазия;

30) услуг по производству и изготовлению в пределах сумм бюджетного финансирования в рамках государственного заказа следующей продукции:

а) учебной литературы издательско-полиграфическими организациями;

б) военной форменной одежды;

31) услуг предприятий и организаций связи, любой формы собственности, по пересылкам и доставке гражданам пенсий и пособий.

3. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

4. Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 7. Ввоз товаров на таможенную территорию Республики Абхазия, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Республики Абхазия:

1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной гуманитарной помощи (содействия) Республики Абхазия, в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Абхазия;

2) товаров, указанных в пункте 1 части 2 статьи 6 настоящего Закона;

3) товаров, указанных в пункте 25 части 2 статьи 6 настоящего Закона;

4) культурных ценностей, приобретенных государственными учреждениями, культурных ценностей, полученных в дар государственными учреждениями культуры, государственными архивами.

Положения настоящего пункта применяются при условии представления в таможенные органы подтверждения государственного органа власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия) и кинематографии, о соблюдении условий, установленных абзацем первым настоящего подпункта;

5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

6) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

7) валюты Республики Абхазия и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг – акций, облигаций, сертификатов, векселей;

8) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Республики Абхазия;

9) судов, подлежащих регистрации в Судовом реестре торгового флота Республики Абхазия;

10) всех видов нефтепродуктов, согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Статья 8. Особенности налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия и вывозе товаров с таможенной территории Республики Абхазия

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

1) при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме;

2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Законом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Республики Абхазия;

3) при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства налог не уплачивается за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством;

4) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Республики Абхазия в определенный срок, в соответствии с таможенным законодательством Республики Абхазия;

5) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Республики Абхазия;

6) при ввозе продуктов переработки товаров применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Республики Абхазия;

7) при помещении товаров под таможенный режим переработки под таможенным контролем налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Республики Абхазия в определенный срок, в соответствии с таможенным законодательством Республики Абхазия.

2. При вывозе товаров с таможенной территории Республики Абхазия налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров с таможенной территории Республики Абхазия в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается, если настоящим Законом не определено иное.

Указанный в настоящем пункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны;

2) при вывозе товаров за пределы территории Республики Абхазия в таможенном режиме реэкспорта налог не уплачивается;

3) при вывозе товаров с таможенной территории Республики Абхазия в соответствии с иными по сравнению с указанными в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи таможенными режимами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Республики Абхазия.

3. При перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, порядок уплаты налога, подлежащего уплате, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Абхазия определяется таможенным законодательством Республики Абхазия.

Статья 9. Налоговая база

1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей и в зависимости от выбранной учетной политики «по оплате», либо «по отгрузке».

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей.

При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей и таможенным законодательством Республики Абхазия.

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

2. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Национального банка Республики Абхазия на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) в соответствии с выбранной налогоплательщиком учетной политикой.

3. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг):

1) налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен и тарифов, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога;

2) при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе или по ценам не выше себестоимости, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из уровня цен реализации идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в текущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога, но не ниже цен, определенных с учетом фактической себестоимости;

3) налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога;

4) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у крестьянских (фермерских) хозяйств, других организаций или индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 24 части 2 статьи 6 настоящего Закона, налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции;

5) при реализации всех видов нефтепродуктов, указанных в пункте 10 части 1 статьи 7 настоящего Закона, налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

4. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров:

1) налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В аналогичном порядке определяется налоговая база при реализации залогодержателем в установленном законодательством Республики Абхазия порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю;

2) на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с настоящим Законом, не распространяется освобождение от налогообложения.

5. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи:

1) при осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога);

2) при реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов;

3) положения настоящей части применяются с учетом положений пункта 6 части 2 статьи 6 настоящего Закона и не распространяются на перевозки, предусмотренные международными договорами (соглашениями);

4) при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.

6. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления:

1) при передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в текущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога, но не ниже цен, определенных с учетом фактической себестоимости;

2) при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.

7. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия:

1) при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пункте 2 части 7 статьи 9 настоящего Закона и с учетом статьи 7 настоящего Закона) на таможенную территорию Республики Абхазия налоговая база определяется как сумма:

а) таможенной стоимости этих товаров;

б) подлежащей уплате таможенной пошлины;

в) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам);

2) при ввозе на таможенную территорию Республики Абхазия продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки;

3) налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, ввозимой на таможенную территорию Республики Абхазия.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Республики Абхазия товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Республики Абхазия товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Республики Абхазия в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории;

4) налоговая база при ввозе товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории Республики Абхазия, определяется в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 9 настоящего Закона с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Республики Абхазия.

8. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами:

1) при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Республики Абхазия, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Абхазия с учетом настоящего Закона;

2) налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей части, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Абхазия, приобретающие на территории Республики Абхазия товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей части иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящим Законом;

3) при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории Республики Абхазия иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Статья 10. Налоговый период

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее – налоговые агенты) устанавливается – календарный месяц.

Статья 11. Налоговые ставки

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы следующих документов:

а) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Республики Абхазия;

б) таможенная декларация (ее копия) с отметками абхазского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и абхазского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Республики Абхазия;

в) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы.

В случае реорганизации организации правопреемник (правопреемники) представляет (представляют) в налоговый орган по месту учета документы, в том числе с реквизитами реорганизованной (реорганизуемой) организации, предусмотренные настоящей статьей в отношении операций по реализации указанных в данном пункте статьи настоящего Закона товаров (работ, услуг), которые были осуществлены реорганизованной (реорганизуемой) организацией, если на момент завершения реорганизации право на применение налоговой ставки 0 процентов по таким операциям не подтверждено.

Документы, указанные в настоящем подпункте, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.

В целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения в электронной форме. Перечень сведений, форматы и порядок их передачи в электронной форме утверждаются совместно;

2) услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими судами, судами смешанного (река – море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Республики Абхазия;

3) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) абхазскими организациями в морских портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Республики Абхазия, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Республики Абхазия;

4) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Республики Абхазия до таможенного органа в месте убытия с территории Республики Абхазия;

5) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Республики Абхазия, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов в случаях, не указанных в части 1 настоящей статьи, и с учетом положений статьи 6 настоящего Закона.

3. При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия применяются налоговые ставки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи и с учетом положений статьи 7 настоящего Закона.

Статья 12. Момент определения налоговой базы

1. В целях настоящего Закона момент определения налоговой базы определяется в следующем порядке:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) в случае выбора налогоплательщиком учетной политики «по отгрузке»;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), в случае выбора налогоплательщиком учетной политики «по оплате».

2. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящего Закона приравнивается к его отгрузке.

3. В целях настоящего Закона моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

4. В целях настоящего Закона момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящим Законом, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

5. При реализации недвижимого имущества датой отгрузки в целях настоящего Закона признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества, но не позднее даты регистрации сделки.

Статья 13. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога при определении налоговой базы настоящего Закона исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным частью 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками – иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Абхазия в соответствии с порядком, установленным частью 1 настоящей статьи.

4. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 3 настоящего Закона, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду.

5. Общая сумма налога при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии с частью 7 статьи 9 настоящего Закона.

Если в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 части 7 статьи 9 настоящего Закона, налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно в соответствии с порядком, установленным абзацем первым настоящей части. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

6. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с частью 1 статьи 11 настоящего Закона по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным частью 1 настоящей статьи.

7. В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

8. Реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных, платежных, первичных учетных документах (счетах, накладных, актах) за реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой. По всем поставкам (оказанию услуг, отгрузкам), облагаемым налогом 0%, делается отметка «НДС 0%».

Статья 14. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

1. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия, если иное не установлено положениями настоящего Закона, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на таможенную территорию Республики Абхазия, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается таможенная территория Республики Абхазия;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Закона.

3. Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и подлежат налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном настоящим Законом. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества и нематериальных активов.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, работающих в специальном налоговом режиме.

4. Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

1) учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с частью 2 настоящей статьи – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

2) принимаются к вычету – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Статья 15. Налоговые вычеты

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 13 настоящего Закона, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Республики Абхазия, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия, помещенные под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

3. Вычетам подлежат также:

1) суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств;

2) суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

3) суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.

4. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные покупателями – налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящим Законом. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пункте 3 части 8 статьи 9 настоящего Закона, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в части 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящим Законом.

5. Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном частью 3 статьи 14 настоящего Закона, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом.

Статья 16. Порядок применения налоговых вычетов

1. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 15 настоящего Закона, производятся на основании:

1) первичных учетных документов (накладных, актов), выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг);

2) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия;

3) документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Республики Абхазия, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении, либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Республики Абхазия основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, производятся равными долями в течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов.

2. Вычеты сумм налога, указанных в части 3 статьи 15 настоящего Закона, производятся в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи.

В случае реорганизации организации вычет указанных в пункте 1 части 3 статьи 15 настоящего Закона сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией.

3. Вычеты сумм налога, указанных в части 5 статьи 15 настоящего Закона, производятся после принятия на учет имущества, в том числе ввода в эксплуатацию основных средств и нематериальных активов, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд), в соответствии с порядком, установленным частью 1 настоящей статьи.

4. Не подлежат налоговым вычетам суммы налогов, уплаченные поставщикам, а также при ввозе на таможенную территорию Республики Абхазия, и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов:

1) по товарам (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам, использованным на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования;

2) по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, в случаях, установленных частью 2 статьи 14 настоящего Закона.

Статья 17. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 13 настоящего Закона, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, засчитывается в уплату предстоящих платежей.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия, исчисляется в соответствии с частью 5 статьи 13 настоящего Закона.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в части 8 статьи 8 настоящего Закона, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными там же.

Статья 18. Сроки и порядок уплаты налога в бюджет

1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Плательщики налога (в том числе являющиеся налоговыми агентами) по итогам каждого налогового периода представляют налоговым органам по месту учета налогоплательщика расчеты (декларацию) по установленной форме до 15-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

4. При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с настоящим Законом в момент таможенного оформления этих товаров либо по истечении срока отсрочки по уплате таможенных платежей в случаях и в порядке, установленных таможенным законодательством Республики Абхазия.

Статья 19. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов

1. Ответственность за правильность и своевременность уплаты налога в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.

2. Контроль за внесением налога в государственный бюджет осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Республики Абхазия.

Статья 20. Заключительное положение

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

2. Кабинету Министров Республики Абхазия до вступления в силу настоящего Закона:

1) привести в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты;

2) представить на утверждение в Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия перечень продовольственных товаров, ввоз и реализация которых не подлежит налогообложению;

3) утвердить перечень видов нефтепродуктов, ввоз которых не подлежит налогообложению.

3. Инструкция по применению настоящего Закона разрабатывается органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела по согласованию с органом исполнительной власти в сфере финансов.

4. Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Абхазия от 8 сентября 1994 года, № 165-с «О налоге на добавленную стоимость»;

2) Закон Республики Абхазия от 13 марта 1997 года, № 319-с-XIII «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

3) Закон Республики Абхазия от 23 октября 1997 года, № 379-с-XIII «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

4) Закон Республики Абхазия от 23 февраля 1998 года, № 400-с-XIII «О внесении изменений в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

5) Закон Республики Абхазия от 5 ноября 1999 года, № 535-с-XIII «О внесении дополнения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

6) Закон Республики Абхазия от 21 апреля 2000 года, № 564-с-XIII «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

7) Закон Республики Абхазия от 30 июня 2000 года, № 572-с-XIII «О внесении дополнения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

8) Закон Республики Абхазия от 30 июня 2000 года, № 574-с-XIII «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

9) Закон Республики Абхазия от 28 декабря 2000 года, № 596-с-XIII «О внесении дополнения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

10) Закон Республики Абхазия от 28 декабря 2000 года, № 606-с-XIII «О внесении дополнения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

11) Закон Республики Абхазия от 21 июня 2001 года, № 641-с-XIII «О внесении дополнений в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

12) Закон Республики Абхазия от 29 ноября 2002 года, № 725-с-XIV «О внесении дополнения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

13) Закон Республики Абхазия от 6 февраля 2003 года, № 751-с-XIV «О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

14) Закон Республики Абхазия от 19 января 2004 года, № 850-с-XIV «О внесении изменений в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

15) Закон Республики Абхазия от 6 мая 2004 года, № 894-с-XIV «О внесении дополнения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

16) Закон Республики Абхазия от 7 апреля 2006 года, № 1294-с-XIV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

17) Закон Республики Абхазия от 25 июля 2006 года, № 1420-с-XIV «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

18) Закон Республики Абхазия от 29 января 2007 года, № 1575-с-XIV «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

19) Закон Республики Абхазия от 4 августа 2009 года, № 2470-с-IV «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость»;

20) Закон Республики Абхазия от 30 декабря 2010 года, №2809-с-IV «О внесении изменения в Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость».

Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 25 ноября 2015 года

Р. ХАДЖИМБА, Президент Республики Абхазия

г. Сухум,

30 ноября 2015 года,

№ 3912-с-V

9 КОММЕНТАРИИ

  1. […] регулировании». Вступил в силу измененный закон «О налоге на добавленную стоимость».  По поводу НДС зам.министра дал разъяснения, […]

  2. […] в центре абхазских новостей.  Напомним, что Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную сто…был принят парламентом 25 ноября 2015 года, и подписан […]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Введите символы *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.