Абхазская машина времени. Что было и как стало. Январь 2015-2016.

Так как наш сайт «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» существует уже более двух лет, я считаю уместным представить, что у меня есть машина времени, на которой мы имеем возможность путешествовать в прошлое на пару лет назад. С будущим сложнее, но спрогнозировать, как те или иные события могут развиваться в ближайших временным отрезках,  запретить тоже никто не может.  Включаем нашу А-машину времени и переносимся в январь 2015 и 2016 годов, в те наши публикации, которые сегодня имеют наибольшую актуальность. ТОР-7 интересных тем.

С СУХУМСКИМ АЭРОПОРТОМ СНОВА ТУМАН?

Абхазия туман

Эпопея с открытием сухумского аэропорта напоминает знаменитый сериал «Санта-Барбара».  Длится она давно и конца и края в ней не видно. Пролог. Сухумский аэропорт был построен в 60-е годы прошлого века. В восьмидесятые был модернизирован и  принимал на пике курортного сезона до 5000 человек в сутки. После окончания абхазо-грузинской войны аэропорт не работает. Сперва это было невозможно и технически из за последствий боевых действий, но, самое главное,  Международная организация гражданской авиации ICAO  вынесла решение не присваивать аэропорту в Сухуме статус международного. Для ICAO Абхазия это территория Грузии. Абхазское руководство неоднократно заявляло о готовности запустить аэропорт, но все это оставалось на уровне заявлений.

Президент Хаджимба осенью 2014 года говорил о том, что в ближайшие два года воздушное сообщение в Абхазии откроется. Виды на инфраструктуру имела компания российского олигарха Дерипаски «Базовый элемент». Как именно шли переговоры широкой общественности, конечно, не известно, но в итоге Дерипаска  включил задний ход, а судьба аэропорта по прежнему в тумане. Об этом шла речь в нашем материале.

На сегодняшний день никаких изменений в абхазской аэропортной «Санта-Барбаре» не случилось. Недавно прошел слух, что компания «Вологодские авиалинии» могут начать весной 2017 года прямые рейсы из Курса, Воронежа и Старого Оскола в Абхазию, но вряд ли к этому стоит относиться серьезно, учитывая , что речь идет о морально и технически устаревших самолетах ЯК-40, которые уже лет 15 назад массово списывали и выводили из эксплуатации. Как бы не хотелось летать из России напрямую в Абхазию, минуя утомительную процедура перехода границы на Псоу, стоит посмотреть в глаза реальности. Конечно, после Русской весны и последующих за ней событий, Россия уже меньше оглядывается на мнение других мировых держав. Если есть полеты в Крым, то можно открыть авиасообщение с Абхазией. Но, вряд ли в ближайшее время можно будет говорить о какой-то экономической целесообразности такого шага. Так что, туман над сухумским аэропортом рассеется еще не скоро.

НОВЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ БИЗНЕСА В АБХАЗИИ

В январе 2015 года мы писали о том, что в Минэкономики Абхазии началась работа  сразу над несколькими   законопроектами, которые должны были  дать новый импульс предпринимательской и инвестиционной активности в республике.  В подготовке документов также участвовали Торгово-промышленная палата РА, Союз промышленников, предпринимателей и аграриев РА, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и Центр стратегических исследований при президенте РА и Сбербанк РА. Речь шла о двух важных для бизнеса законопроектах.  «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия» и «Об упрощенной системе налогобложения».  Обзор первого законопроекта есть на нашем сайте.

Но, увы, ни тот, ни другой законопроект спустя два года не принят. В отчете Минэкономики за 2016 год говорится, что эти и ряд других законопроектов недавно актуализированы и, возможно, в скором времени будут приняты. Впрочем, ждать этого в ближайшие месяцы вряд ли стоит, учитывая грядущие весной выборы в абхазский парламент. Абхазским депутатам сейчас явно не до бизнеса, инвестиций и вообще экономики. Видимо, решать эти вопросы будут уже депутаты нового созыва, после того, как поудобнее рассядутся в законодательных креслах..

ВЕЛОТУРИЗМ В АБХАЗИИ

Этот материал был посвящен перспективам развития велотуризма в Абхазии. Действительно, климат вполне позволяет сделать туристический сезон в этой стране куда длиннее, если не привязываться полностью к туризму пляжному. Пляжный сезон длится по настоящему со второй половины июня по конец сентября. Кроме того, предприниматели и инвесторы, задумавшиеся о  традиционном туристическом бизнесе в Абхазии, должны понимать, что есть некоторые сложности со строительством гостиниц, например. Капиталовложения потребуются серьезные (парой-тройкой миллионов рублей не обойтись), заполняемость не гарантирована, а объектов коммерческой недвижимости в Абхазии, оформленных надлежащим образом, в Абхазии пока явно недостаточно. Эта старая проблема и быстро она не решается. А вот активный туризм куда более мобилен ( больше шансов подобрать участок для создания туристической или велосервисной базы ), требует меньше вложений, закрыть проект, если по каким-то причинам вы к нему охладели, куда проще.

Нельзя сказать, что за прошедшие два года произошел какой-то прорыв, но стали появляться проекты, связанные с активным туризмом. Это и проект Аpsny Аdventure, и деятельность участников проекта «Горная Абхазия» по популяризации туризма зимнего. В Сухуме (и не только) стали открываться велопрокаты и организовываться велопоездки по живописным  местам. Но на самом деле,  потенциал активного туризма (сюда можно также еще добавить экотуризм и агротуризм) практически еще не задействован. Тоже самое касается и  морских прогулок по морю, которые можно спокойно проводить с апреля по конец октября. Производством соответствующих плавсредств занимается в Сухуме проект «А-Воат Амшын. Лодки в Абхазии». Впрочем, и об активном туризме, агротуризме, перспективах яхтинга в Абхазии на нашем сайте скоро будут новые материалы.

БИЗНЕС В ВОСТОЧНОЙ АБХАЗИИ. РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ?

В этом материале вкратце рассказывалось о перспективах ведения бизнеса в Восточной Абхазии, в первую очередь в Очамчырском районе. Его не зря считают наиболее интересным для реализации сельско-хозяйственных, промышленных, туристических проектов.  Здесь достаточно земли для создания фруктовых плантаций или тепличных хозяйств. Конечно, есть определенные нюансы, из-за которых  российским предпринимателям не стоит планировать такие проекты, как полностью самостоятельный бизнес, но и бросаться в объятия первому встречному местному компаньону в высшей степени неразумно. Лучше как следует навести справки, проконсультироваться у специалистов, в общем, хорошенько все обдумать.  Для желающих заняться производством можно посоветовать производственную площадку в Кындыге, имеющую подведенные и согласованные коммуникации, где можно возвести производственные помещения. Кроме того, есть варианты для подобных проектов в Дранде и Очамчыре. Тем же предпринимателям, которые планируют инвестировать в туристическую отрасль, вполне можно задуматься о Кындыге. Место известное, сероводородные источники притягивают не только в курортный сезон приличное количество отдыхающих и, кемпинг на берегу моря в Кындыге это, в любом случае, интересно. В общем, не нужно участвовать в «битвах экстрасенсов», чтобы прогнозировать Восточной Абхазии хорошее будущее. если бы не одно но. Всякие негативные факторы , распрпостраненные в государстве абхазхском надо минимизировать. в переводе на русский язык -навести элементарный порядок.

 

АБХАЗСКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ АНОМАЛИИ

В этой заметке речь шла о бардаке с земельными участками, которые выделялись физическим и юридическим лицам Кабинетом министров Абхазии в прошлые годы. Участки выделялись под конкретные цели, но, как выяснилось, никто и не думал контролировать, а что с этой землей творится потом. Чем, многие счастливые арендаторы и пользовались. Или использовали не по назначению, или же не делали вообще ничего в ожидании какого-нибудь инвестора-толстосума с Севера, который по божьему провидению внезапно воспылает желанием построить именно на этом земельном участке что-нибудь большое и красивое. Но толстосумов-инвесторов на всех не хватало, вот так и стояли земли в запустении. То же самое творилось и с участками под разработку недр. Люди участки получали и не делали на них вообще ничего. Или же делали и не отчитывались. Некоторые организации ухитрялись не сдавать даже «нулевую отчетность». По этому поводу два года назад очень негодовал тогдашний премьер-министр.

Хотя, выяснить, как обстоят дела на выделенных участках по всей Абхазии вряд ли бы заняло у чиновников более недели. В итоге тогда на очередном заседании правительства участки получили очередные соискатели, а министр экономики и глава Управления по вопросам землепользования и кадастру получили задание поездить и разузнать, а что все же делается на ранее выданных участках. Продолжения этой истории в публичном доступе, насколько известно, не последовало. Давно в Абхазии новый премьер министр, новые проблемы и цели встают перед абхазскими государственными мужами. За ними, наверное, со старыми делами разобраться недосуг. Так же как и с Земельным кадастром, сроки появления которого столь же туманны, как и время контакта с внеземными цивилизациями.

 

МЕРТВЫЙ ГРУЗ АБХАЗСКИХ ЗАКОНОВ

«Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» неоднократно писали о нездоровой ситуации, например, с принятым еще полтора года назад Законом «Об инвестиционной деятельности». Этот закон лежал два года  мертвым грузом, так как не готовы  были регламенты, необходимость принятия которых прописаны в самом законе.  Был принят ряд подзаконных актов, например,  «Положение о содержании Государственного реестра преференциальных инвестиционных. проектов, порядке его ведения и порядке внесения в него изменений» и «Положение о порядке подачи заявок напроведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, претендующих на получение статуса преференциальных, порядке и критериях ее проведения». Но дальше дело застопорилось, пока в октябре 2016 года, на заседании Кабинета Министров Абхазии  не была предпринята попытка вдохнуть в инвестиционные процессы новую жизнь.  Принято Постановление «Об установлении зонирования территорий РА для присвоения инвестиционным проектам статуса преференциальных». Возможно теперь процессы, предусмотренные  законом «Об инвестиционной деятельности» начнут потихоньку набирать обороты.

 

ТРАССА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ-АБХАЗИЯ? ПУТИН «ЗА». БУДУТ ЛИ ДЕНЬГИ?

Про новую дорогу в Абхазию говорят давно. Лет 10 назад мне довелось слышать от представителей одной маленькой, но не оппозиционной российской партии, имеющей серьезные интересы на Северном Кавказе, богатые планы на тему контроля за частью финансовых потоков при строительстве дороги через Кодорское ущелье. Когда стало известно о победе Сочи в борьбе за право принять олимпийские игры, идея стала обретать реальные очертания. Но что-то не срослось. Может быть, деньги не поделили, а может быть, хватало проблем и с непосредственно олимпийскими стройками. Не совсем однозначной была и позиция абхазской стороны, опасавшейся  экологических издержек.  В общем, вопрос заглох. Но год назад тема снова стала бурно обсуждаться , да еще и с подачи российского президента.

Президент России  публично поддержал проект скоростной дороги, которая свяжет  Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию с черноморским побережьем Абхазии. Помимо скоростной трассы в проект  также входило строительство аэропорта в районе города Баксан и  морского порта в  Очамчыре, что обошлось бы  в 2,7 миллиарда долларов.  Инициаторы проекта уверяли, что бюджетных денег не потребуется вовсе, а все построят китайцы, а точнее компания China Railway. Меморандум об этом был подписан в ноябре 2015 года. Но оказалось, что ситуация с финансирование все же несколько иная. Да, китайцы соглашались строить, но не инвестировать.  Предполагалось, что финансирование в размере будет осуществлять «Внешэкономбанк» , но в условиях жесткого финансового кризиса, поразившего российскую экономику, финансирование , скорее, требовалось самому «Внешэкономбанку». Судя по всему, на этом всякое движение и прекратилось. Вряд ли в ближайшие годы Россия возьмется за столь масштабный проект, чья рентабельность и необходимость далеко не бесспорны. Вполне хватает и более острых проблем. Например, энергетического кризиса, превратившегося в системную абхазскую (да и российскую уже тоже) проблему.

Кирилл Базилевский

Координатор Партнерства «Абхазские проекты»

 

Все о бизнесе в Абхазии читайте на сайте «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции»
http://abkhaz-project.ru/
Юридические услуги и бизнес-консалтинг в Абхазии — Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара»
http://abhaziya.biz/
Производство и ремонт лодок в Абхазии — Проект «А-Воат Амшын»Сухум. Абхазия. +7 940 770-33-10,
http://lodki-abh.ru

Баннер Абхазские проекты

5 Comments

  1. Прикольный формат. Еще бы в будущее одним глазком посмотреть.

  2. Интересный заголовок. Я уж сперва подумала, что вы реально машину времени построили, ха-ха

  3. Хочу в будущее. Отправьте меня в Сухум 2033 года.

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Абхазские новости за неделю (27.01.2017 — 02.02.2017 г.) — Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции
  2. Abkhaz Time Machine ver.2/17. По следам наших февральских материалов прошлых лет — Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


Введите символы *

34493795